Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников, через проектную деятельность. | Репина Татьяна Олеговна. Работа №351994

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников, через проектную деятельность.

 

 В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развитие ребенка как личности. Для того чтобы каждый ребенок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения - профессии родителей и людей хорошо им знакомых, чей труд они наблюдают изо дня в день. И в качестве основного средства реализации задач профессиональной ориентации выступает проектная деятельность.

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников, через проектную деятельность.

 

В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развитие ребенка как личности. Для того чтобы каждый ребенок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения - профессии родителей и людей хорошо им знакомых, чей труд они наблюдают изо дня в день. И в качестве основного средства реализации задач профессиональной ориентации выступает проектная деятельность.

Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, завершающейся реальным, практическим результатом. Результатом работы может быть: решение проблемы, составление альбома, стенгазеты, книги, презентации, праздник и т.д.

Создание условий для ранней профориентации дошкольников.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

углубить практические знания воспитанников;

выявить интересы и склонности воспитанников;

развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;

актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

использовать полученные знания в практическом применении;

принимать во внимание деятельность других воспитанников;

предусматривать игровой замысел;

корректировать и развивать игровой сюжет.

Предметно-развивающая среда включает в себя:

познавательную зону;

развивающую игротеку;

тематическую библиотечку "Калейдоскоп профессий"

При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

традиционные, комплексные и интегрированные занятия,

трудовая деятельность и различные виды игр,

решение проблемных задач и ситуаций,

наблюдения и экскурсии,

экспериментальная деятельность,

встречи со специалистами,

тренинги, дискуссии,

театрализованная деятельность,

развлечения,

чтение художественной литературы и беседы за ней,

ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,

имитационные упражнения,

изобразительная деятельность,

обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,

разгадывание кроссвордов и загадок,

просмотр диафильмов.

Нетрадиционные формы:

творческое моделирование и проектирование,

разработка и составление алгоритмов,

просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,

изготовление технологических карт,

аукцион экономических идей,

заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников. Занятия: «Путешествие в мир профессий», «Знакомимся с профессиями искусства», «Все профессии важны», «Откуда хлеб пришел на стол», « Кто откроет мир ребенку». «Моя Земля - земля моих родителей» (ознакомление с трудом лесника).

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях. И метод проектов оказывает нам большую помощь в этой работе.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

Методику работы с детьми в рамках профориентированного проекта разрабатываем на основе интегрированного подхода.

В ходе работы над проектом мы с детьми

беседуем, рассматриваем предметы, иллюстрации, фото- и видеоматериалы, ведем наблюдения, рисуем, лепим, играем, знакомимся с литературными произведениями, сочиняем сказки, рассказы, стихотворения, слушаем музыку.

В ходе работы дети приобретают знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Метод проектов можно рассматривать и как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

Особенностью проектной деятельности дошкольника является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В процессе работы над проектом родители становятся непосредственными участниками творческого процесса, который переростает в тесное содружество детского сада и семьи.

Работу над проектами мы начинаем уже с детьми младшей группы. Используя мини проекты. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.

Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области профессий. Формы и методы работы отбираем в зависимости от возрастных особенностей. Малыши выполняют меньший объем работы, используют самые простые методы наблюдений, результаты исследований обобщаются в основном в виде рисунков, коротеньких рассказов, игр.

Старшие дошкольники характеризуются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, также, стремлением к совместной деятельности и тематика проектов, реализуемых с детьми старшего дошкольного возраста более разнообразна.

Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям.

А как утверждают ученые, трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

 

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников

Таким образом, проектная деятельность поднимет на более высокий уровень профориентационную работу с дошкольниками и позволит педагогам расширить свой профессиональный опыт, найти новые способы взаимодействия с детьми и их родителями.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×