Ранняя профилактика вредных привычек: почему важно говорить с подростками о здоровом образе жизни | Сотникова Елена Сергеевна. Работа №364038
Аннотация. В статье рассматривается проблема ранней профилактики вредных привычек среди подростков и значимость формирования ценностей здорового образа жизни на этапе школьного воспитания. Акцентируется внимание на необходимости выстраивания доверительного диалога между педагогами и учащимися с целью предотвращения негативного влияния социальной среды и формирования осознанного отношения к своему здоровью. Описываются основные подходы к организации профилактической работы в школе и подчеркивается роль социального педагога в данном процессе.
Ключевые слова: профилактика вредных привычек, подростки, здоровый образ жизни, социальный педагог, воспитательная работа.
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК: ПОЧЕМУ ВАЖНО ГОВОРИТЬ С ПОДРОСТКАМИ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Сотникова Елена Сергеевна, социальный педагог
ГБОУ "Многопрофильный Лицей № 5 им. Н.П. Бойко", ДНР г. Донецк
Аннотация. В статье рассматривается проблема ранней профилактики вредных привычек среди подростков и значимость формирования ценностей здорового образа жизни на этапе школьного воспитания. Акцентируется внимание на необходимости выстраивания доверительного диалога между педагогами и учащимися с целью предотвращения негативного влияния социальной среды и формирования осознанного отношения к своему здоровью. Описываются основные подходы к организации профилактической работы в школе и подчеркивается роль социального педагога в данном процессе.
Ключевые слова: профилактика вредных привычек, подростки, здоровый образ жизни, социальный педагог, воспитательная работа.
Проблема вредных привычек среди подростков остается актуальной и вызывает обоснованную тревогу у педагогов, родителей и специалистов в области профилактики. Подростковый возраст — это время активного формирования личности, когда значительное влияние оказывают как семья, так и социальная среда, сверстники и медийное пространство. В этот период подростки особенно восприимчивы к новым впечатлениям и стремятся к самостоятельности, что порой приводит к экспериментам с различными вредными привычками, такими как курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ.
Ранняя профилактика вредных привычек приобретает особую значимость, так как именно на этапе школьного воспитания закладываются основы ответственного отношения к своему здоровью. Главной задачей социального педагога становится создание условий для формирования позитивных ценностей и навыков здорового образа жизни, которые помогают подросткам осознанно избегать рискованных форм поведения.
Образовательная среда предоставляет уникальную возможность для формирования у школьников устойчивых убеждений относительно ценности здоровья. Социальный педагог играет центральную роль в организации профилактической работы, поскольку именно он является связующим звеном между школой, семьей и социальными службами. Важно понимать, что работа по профилактике вредных привычек не должна сводиться лишь к информированию о вреде тех или иных действий. Гораздо более значимым становится создание атмосферы доверия, в которой подростки могут открыто обсуждать свои переживания, сомнения и вопросы.
Одним из эффективных подходов является организация регулярных встреч и бесед, где подростки могут выразить свое мнение и обсудить актуальные проблемы. Такие встречи должны быть интерактивными и ориентированными на вовлечение учеников в активное обсуждение. Важно использовать формы работы, которые соответствуют интересам подростков: тренинги, ролевые игры, интерактивные лекции и проекты, направленные на формирование навыков критического мышления и умения принимать осознанные решения.
Социальный педагог должен не только предоставлять информацию о вредных привычках, но и акцентировать внимание на альтернативных способах самореализации и снятия стресса. Подростки часто попадают в зону риска в результате нехватки эмоциональной поддержки и отсутствия позитивных примеров. Поэтому воспитательная работа должна быть направлена на формирование позитивной самооценки и устойчивых личностных качеств, таких как уверенность в себе и умение противостоять негативному влиянию.
Не менее важной задачей является привлечение родителей к профилактической работе. Совместные родительско-педагогические встречи помогают создать единое воспитательное пространство, где взрослые осознают свою роль в формировании здоровых привычек у подростков. Родители должны быть информированы о признаках ранних проявлений вредных привычек и способах эффективного взаимодействия с детьми в подобных ситуациях.
Систематическая профилактическая работа в школе должна сопровождаться мониторингом эффективности используемых методов. Проведение опросов и анкетирования помогает выявить актуальные проблемы и корректировать программу профилактики с учетом мнений самих подростков.
Таким образом, ранняя профилактика вредных привычек требует комплексного и системного подхода, в котором значимую роль играет социальный педагог. Создание благоприятной атмосферы доверия и открытого общения позволяет подросткам чувствовать поддержку и уверенность в правильности выбора здорового образа жизни. Формируя у подростков ценности, основанные на ответственном отношении к себе и окружающим, мы создаем прочный фундамент для их успешной социализации и полноценной взрослой жизни.
Список литературы
Гурьянова М.П., Малинин В.М. Социальный педагог и проблемы здоровьесбережения школьников // Народное образование. 2016. №1 (1454). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-pedagog-i-problemy-zdoroviesberezheniya-shkolnikov
Зиннуров Ф. К., Красильников В. И., Гайфутдинова А. М. Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности: личностно-деятельностный и культурологический подходы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. №3 (17). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-profilaktiki-negativnyh-privychek-i-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-u-podrostkov-na
Романкина М.Ю., Тишукова И.А., Федулова Я.А. Формирование здорового образа жизни у подростков // Наука и образование. 2022. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-podrostkov