Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Софина Ксения Александровна. Работа №339579. Номер работы: №339579

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ 

В современной системе образования важным вопросом является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Ключевые слова: игра, ранняя профориентация, целостность, труд, трудолюбие. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Одной из важнейших составляющих всестороннего развития ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет в дальнейшем  профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В дошкольном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению, как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, формируется определённый элементарный опыт профессиональных действий, но самое главное, – игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т. д.). Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах. Нами широко используется «педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности. Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В нашей группе мы организуем различные сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием играют в «Больницу», «Магазин», «Парикмахерскую», обыгрывая различные сюжеты. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы мы используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось воссоздать. Мы используем в работе по ранней профориентации виртуальные экскурсии, например, «Знакомство с с/х профессиями», «Путешествие в театр» и т. д., видео уроки Тетушки Совы, мультфильмы профориетационной направленности др. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует современная модель обучения на данном этапе образования. Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используем следующие приемы: 1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть; 2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.); 3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я, доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);  косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Cаша согласится стать водителем грузовика?»). Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке. Музыкально-театрализованная технология занимает особое место в ранней профориентации. Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду ориентирована на развитие взаимодействия детского сада с семьёй, открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителей. Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры, укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями. Для дошкольников музыкально-театрализованная деятельность – источник новых знаний о профессиях, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к труду, развивать трудолюбие и интерес к выбору профессии. Работу по ранней профориентации можно проводить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности дошкольников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость. Список литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ И ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

В современной системе образования важным вопросом является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Ключевые слова: игра, ранняя профориентация, целостность, труд, трудолюбие. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. Одной из важнейших составляющих всестороннего развития ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. В этом возрасте у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет в дальнейшем профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В дошкольном возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребенка к профессиональному самоопределению, как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. В игре развивается личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, формируется определённый элементарный опыт профессиональных действий, но самое главное, – игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, учителя и т. д.). Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах. Нами широко используется «педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности. Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В нашей группе мы организуем различные сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием играют в «Больницу», «Магазин», «Парикмахерскую», обыгрывая различные сюжеты. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы мы используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось воссоздать. Мы используем в работе по ранней профориентации виртуальные экскурсии, например, «Знакомство с с/х профессиями», «Путешествие в театр» и т. д., видео уроки Тетушки Совы, мультфильмы профориетационной направленности др. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует современная модель обучения на данном этапе образования. Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используем следующие приемы: 1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть; 2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.); 3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я, доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»); косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Cаша согласится стать водителем грузовика?»). Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке. Музыкально-театрализованная технология занимает особое место в ранней профориентации. Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду ориентирована на развитие взаимодействия детского сада с семьёй, открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителей. Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры, укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями. Для дошкольников музыкально-театрализованная деятельность – источник новых знаний о профессиях, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к труду, развивать трудолюбие и интерес к выбору профессии. Работу по ранней профориентации можно проводить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности дошкольников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь ребёнку сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть инициативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления о мире профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость. Список литературы.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×