«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как компонент социально - коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО» | Маркова Наталья Валерьевна. Работа №354105
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как компонент социально - коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО» лавной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как компонент социально - коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО»
Главной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.
Что такое профессиональная ориентация?
Профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей.
Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация
(профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи
человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих
свободный выбор предстоящего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни
человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Важнейшим результатом включения ребенка дошкольного возраста в процесс ранней профориентации, целесообразность и необходимость такой работы, станет формирование у детей качества социальной адаптивности. Формирование качества социальной адаптивности ребенка дошкольного возраста – важнейший компонент его социально-коммуникативного развития, так как оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Нельзя забывать об огромном потенциале ранней профориентации для познавательного развития ребенка дошкольного возраста.
Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса:
I этап. Конкретно-наглядные представления о мире профессий. Этот этап берет свое
начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается
вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает
свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической
форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др.,
основываясь на наблюдении за взрослыми.
Именно в дошкольном возрасте создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно на стадиях профессионального самопознания, (когда ребенок имеет определенные представления о разнообразных профессиях) и профессионального самоопределения.
Главная цель на начальных этапах заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и
реализовывать шаги своего профессионального развития.
Ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы
сформировать представления о разнообразии и объективной специфике профессий;
сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
профессиональное воспитание
(формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
профессиональное информирование
(обеспечение детей информацией о мире
профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут
быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Рассмотрим формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения
и воспитания:
словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение
детской художественной литературы);
наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий,
рассматривание картин и иллюстраций);
практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с
другом.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и
экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений,
способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно
воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и
занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные
ими во время наблюдений.
С развитием IT-технологий и применение ИКТ становятся возможными виртуальные экскурсии.
В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду.
Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и
пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются
профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики,
физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о
профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры,
моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях
разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и
необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры,
последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные
сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального
поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее
полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный
для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного
характера постепенно усложняется по содержанию.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной
организации заключается в реализации комплекса психолого-педагогических мер
воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на
зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании
соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация
включает в себя информационные консультации и мероприятия, которые направлены на
приобщение родителей к работе по ранней профориентации детей совместно с дошкольным учреждением.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится:
в процессе непосредственно образовательной деятельности;
в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
в процессе самостоятельной деятельности детей
и в процессе совместной деятельности с семьей.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек,
связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и
орудиях труда;
подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке
изобразительной деятельности;
подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии» (для детей старшего дошкольного возраста);
выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
материалы для сюжетно-ролевых игр.