Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как компонент социально - коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО» | Маркова Наталья Валерьевна. Работа №354105

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как компонент социально - коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО» лавной  идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как компонент социально - коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО»

 

Главной  идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

      Что такое профессиональная ориентация?

Профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей.

      Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация

(профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи

человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих

свободный выбор предстоящего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни

человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.

       Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

      Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

      Важнейшим результатом включения  ребенка дошкольного возраста в процесс  ранней профориентации, целесообразность и необходимость такой работы,  станет формирование у детей качества социальной адаптивности. Формирование качества социальной адаптивности ребенка дошкольного возраста – важнейший компонент его социально-коммуникативного развития, так как оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

       Нельзя забывать об огромном потенциале ранней профориентации для познавательного развития ребенка дошкольного возраста.

      Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса:
 I этапКонкретно-наглядные представления о мире профессий. Этот этап берет свое

начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается

вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает

свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической

форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др.,

основываясь на наблюдении за взрослыми.

 Именно в дошкольном возрасте  создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно на стадиях профессионального самопознания, (когда ребенок имеет определенные представления о разнообразных профессиях) и  профессионального самоопределения.

       Главная цель на начальных этапах заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и

реализовывать шаги своего профессионального развития.

Ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы

сформировать представления о разнообразии и объективной специфике профессий;

сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

профессиональное воспитание

 (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

профессиональное информирование

 (обеспечение детей информацией о мире

профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут

быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

Рассмотрим формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения

и воспитания:

словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение

детской художественной литературы);

наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий,

рассматривание картин и иллюстраций);

практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с

другом.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и

экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений,

способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно

воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и

занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные

ими во время наблюдений.

       С развитием IT-технологий и применение ИКТ становятся возможными виртуальные экскурсии.

В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду.

Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и

пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются

профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики,

физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о

профессиях и закрепить ранее полученные знания.

         Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры,

моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

         Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях

разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и

необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры,

последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные

сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального

поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее

полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный

для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного

характера постепенно усложняется по содержанию.

       На практике ранняя профессиональная ориентация в  дошкольной образовательной

организации заключается в реализации комплекса психолого-педагогических мер

воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на

зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании

соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация

включает в себя информационные консультации и мероприятия, которые направлены на

приобщение родителей к работе по ранней профориентации детей  совместно с дошкольным учреждением.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится:

в процессе непосредственно образовательной деятельности;

в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

в процессе самостоятельной деятельности детей

и в процессе совместной деятельности с семьей.

 Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек,

связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и

орудиях труда;

подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке

изобразительной деятельности;

 

подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;

подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии» (для детей старшего дошкольного возраста);

выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;

оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

материалы для сюжетно-ролевых игр.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×