Раскрытие творческого потенциала обучающихся через внеурочную деятельность | Мой кабинет. Работа №351039
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, которая предполагает развитие креативных способностей учеников с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать "возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов".
ДОКЛАД
Раскрытие творческого потенциала обучающихся через внеурочную деятельность
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
Василий Александрович Сухомлинский
Составитель: учитель начальных классов МКОУ «Тургеневская СОШ»
Муратова Людмила Викторовна
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, которая предполагает развитие креативных способностей учеников с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать "возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов".
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе?
Это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.
Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие внеурочные мероприятия как различные олимпиады, конкурсы, разнообразные тематические викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках, классные часы и многие другие мероприятия.
Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются:
Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика, отсутствие критики и оценок.
Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал и стремиться развивать его, а также помогать детям понять самих себя, а родителям своих детей. Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятие самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся для удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, общественно-полезной деятельности.
Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в подготовке к различным мероприятиям. Эта работа стала для многих родителей интересным делом. Они вместе с детьми делают фотографии, снимают видеоролики, изготавливают костюмы. Работы получаются очень интересными, т.к. это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Я использую такие формы проведения внеклассных мероприятий:
-творческие игры, праздники, конкурсы, концерты
-музыкальные спектакли
-субботники, организация дежурств по классу
-классные часы, беседы, викторины
-экскурсии в музей, сельскую библиотеку.
-участие в школьных, районных, Российских конкурсах.
Для того чтобы мероприятия были интересны всем учащимся класса, ребят нужно познакомить с их тематикой. Дети имеют право выбирать, в каком из них они могут участвовать. Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса. Такие внеклассные мероприятия, праздничные концерты в нашем классе всегда проходят весело и интересно.
Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Именно поэтому нужно с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у него творческих способностей.
Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением.
Во внеурочное время мы лепим, мастерим. Из природных материалов, из ткани и бумаги,ниток, фуамирана делаем различные поделки. Рукоделие воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе
Могу привести примеры заданий на развитие способности ярко и красочно представлять созданные в воображении образы посредством словесной организации.
К таким упражнениям относятся:
«Угадай предмет». Красочно описать какой-либо предмет (окно, водопроводный кран, стул, книгу и т. п.).
«Придумай». Предложить варианты применения различных предметов (высушенного цветка, кисти для рисования, перегоревшей лампочки, стакана, носка, перчатки т. д.).
«Эмоции». Показать эмоцию (грусть, страх, радость, отчаяние и т. п.)
«Чувства». Рассказать о чувствах, которые испытывает человек в той или иной ситуации («попал под холодный дождь», «увидел красивый цветок», «впервые увидел море» и т. д.).
«Подбери рифму». Подобрать рифмы к заданным словам.
Дети всегда готовы и хотят выполнять коллективные творческие дела
Наши достижения:
На день пожилого человека мы совместно с сотрудником музея и сельским библиотекарем (с которыми всегда находимся в тесной связи) ходили с поздравлениями к старейшим жителям нашего поселка.
Дети принимали активное участие во всероссийских творческих конкурсах «Зимнее вдохновение», «Весна Победы» в номинации «Конкурс чтецов».
Наши проекты размещаются на сайте Роскультпроект. За участие во Всероссийской акции «Крымские истории», ученик 1 класса получил сертификат и памятный подарок. Ученица 2 класса на районном вокальном конкурсе «Весь этот мир творит учитель» заняла в 2 место Участвовали в Челлендже организованном районной библиотекой «Мой край родной»
В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью