Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Расширение дидактических возможностей УМК с помощью ИКТ | Мой кабинет. Работа №341242

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью. 

Расширение дидактических возможностей УМК с помощью ИКТ
Оглавление
1.Введение ……………………………………………………..…………….....с. 3
2.Часть 1……………………………………………………………..………....с. 5
3.Часть 2..............................................................................................................с. 11
4. Выводы………………………………………..……………………………..с.15
5.Список литературы……………………………………...…………………...с.17
Введение
В Концепции модернизации образования в России на период до 2010 года были определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом являласьподготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.
Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. И педагоги и обучающиеся получили возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета , в данном случае английского языка. На сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения.
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.
Однако, современные УМК для преподавания английского языка представлены в основном дидактическими аудиоматериалами, а ресурсные возможности образовательной среды интернет позволяют использовать новые интерактивые программы. Обучающимся не надо вкладывать дополнительные материальные средства на их приобретение. Учителя английского языка должны овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса и быть руководителем и лидером образовательного творческого процесса в системе Учитель- ученик- группа- учитель.Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Основная цель работы в данном направлении – определить, как ИКТ может расширить дидактические возможности учебник.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии своих учеников.
Задачи данной работы:
1. изучить теоретическую и методическую литературу по данной тематике;
2. рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы;
3. определить, как можно расширить дидактические возможности УМК с помощью ИКТ.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств [6, с.73-74].
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения [3, c.34-35].
Средства обучения использовались всегда в целях возбуждения интереса к предмету, улучшения наглядности и концентрации внимания ученика на наиболее важном или сложном учебном материале.
Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед .
Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности .
Таким образом, говоряо преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:
- общекультурное развитиеобучающихся;
- совершенствование навыков владения компьютером;
- совершенствование языкового уровня;
- создание благоприятного психологического климата;
- повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
- самоутверждение учащихся;
- возможность реализации индивидуализации обучения;
- реализация принципа обратной связи;
- большие возможности наглядного предъявления материала;
- исключение времени для написания материала на доске;
- экономия расходования материалов учителем;
- совершенствование процесса проверки работ учащихся;
- повышение авторитета учителя;
- сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
- активизация навыков самостоятельной работы.
Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в российской школе.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся
К традиционным средствам обучения относятся учебники и учебные пособия, макеты, таблицы, модели, учебно-технические средства, лабораторное оборудование и многое другое. Эти средства подразделялись на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля. Использование в учебном процессе всех этих средств позволяло в той или иной степени влиять на мотивацию, успешность обучения и умственное развитие обучаемых, однако ни одно из этих средств не обладало теми уникальными дидактическими возможностями, которыми обладают средства ИКТ[8, c. 13-15].
В современных программных разработках, предназначенных для образования, уже реализуются в той или иной степени, перечисленные ранее уникальные дидактические возможности средств ИКТ. Это позволяет повышать эффективность обучения, прежде всего за счет усиления наглядности демонстрации учебного материала, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, обеспечения объективности контроля, оценки знаний, умений и навыков.
Педагогическая цельиспользования ИКТ на уроках заключается в следующем:
1. повышение качества знаний учащихся;
2. обеспечение дифференцированного подходак учащимся в образовательном процессе;
3. обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе
Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:
1. принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;
2. принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;
3. принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;
4. принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
5. принцип авторского участия в учебном процессе;
6. принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;
7. принцип мультимедийного представления учебной информации.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
1. возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;
2. простоту разработки имеющихся программных средств;
3. возможность сочетания разных программных средств;
4. возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения;
5. побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.
Применение ИКТ в образовательном процессе позволит решить многие дидактические задачи:
1. обеспечить творческую и самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный и индивидуальный подход, обеспечить высокую информативность, оказывать помощь и консультацию;
2. совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по предмету;
3. создавать новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса в школе;
4. продолжать разработку методик использования ИКТ на уроках;
5. совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе
6. широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
7. обобщать и передавать опыт работы
Использование средств информационно-коммуникационных технологий на уроках разных типов
Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляюна основесистемно-деятельностногоподхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.
В данной дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки открытия нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.
Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
Урок открытия нового звания
В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации (PowerPoint, Slideshow Creator), содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий при самостоятельной работе. Хорошим дополнением к уроку являются презентации для начальной школы при обучении чтению. Когда на слайд выводится буква, ее транскрипция. Потом к этой букве, например гласной, справа и слева добавляются согласные. Таким образом, ребенку проще и интереснее закреплять правила чтения. Для старших классом могут быть презентации с основными моментами грамматики, лексических особенностей. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Видеоролики так же могут помочь на уроке данного типа. Для учеников младшего возраста это могут быть небольшие клипы для закрепления грамматики, лексики. А для учеников старшего возраста – это видео страноведческого характера.
Урок закрепления знаний
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы. Например, в начальной школе во 2 классе, в дополнении к учебнику Starlight 2, при изучении алфавита, правил чтения можно использовать Letterfun CD диск, где ученикам интереснее обучаться чтению играя. Для средней школы это могут быт электронные приложения “Face2face”, где имеется достаточное количество заданий на аудирование, чтение, грамматику по программе курса Starlight. В старшей школе уже имеются электронные приложения к учебникам Starlight 10, 11 в формате ЕГЭ. Эти же приложения можно использовать на уроке контроля.
Я использую материал данных учебных “пособий” в виде интерактивных упражнений, состоящих из теоретического и практического разделов по различным аспектам, включённым в обязательный минимум содержания образования по английскому языку, организовывая на его основе дополнительные виды работ на уроке. С помощью мультимедийных обучающих программа по английскому языку в практике работы я использую различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.
Урок систематизации и обобщения знаний
На данных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации, которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. В учебниках Starlight обязательно даются задания, где ученикам предлагается найти определенную информацию в интернете или пройти по ссылку и проработать материал.
В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде Power Point презентации, брошюры, буклеты, коллажи (Publisher), коллективно анализируется и рецензируется результаты результат их выполнения .Такой вид работы развивают творческие, исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
Урок развивающего контроля.
Для уроков данного типа, я предлагаю учащимся записать на диктофон, телефон чтение текста, высказывание на определенную тему. Таким образом, ученики готовятся к ЕГЭ, к устной части, когда им предстоит говорить в микрофон. На уроке мы можем прослушать эти записи, и ученики замечают ошибки друг друга, исправляют.
Заключение.
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Во многих школах России сегодня ноутбуки уже заменили бумажные учебники. Хорошо это или плохо- покажет время, но то, что быстрое овладевание новыми знаниями уже невозможно без применения компьютера – это очевидно. И качество обучения в наших школах будет зависеть от степени оснащенности их техническими средствами в целом и самыми современными средствами ИКТ в частности и грамотным применением их в учебном процессе, и на уроках английского языка в частности.
Цель исследования достигнута. В процессе работы над темой мы убедились, что в настоящий момент в распоряжении учителя английского языка имеется достаточно большой выбор способов, чтобы сделать урок нагляднее и интереснее. Но для этого в образовательном учреждении должны быть классы, оснащенные компьютером, проектором, интерактивной доской и доступом в интернет.
Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.
В процессе работы я пришла к выводу, что использование компьютерных технологий помогает:
-привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать занятия более наглядными и интенсивными;
- формировать информационную культуру у учащихся;
- активизировать познавательный интерес учащихся;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
- расширять дидактические возможности УМК.
Литература
1. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск, 2006.
2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.
3. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
4. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
5. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
6. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
7. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
8. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
9. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.
10. Телицина Т. Н., А.Ф. Сидоренко Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X