Расширение границ образовательного пространства для детей с ОВЗ посредством создания виртуальных экскурсий. | Твердохлебова Наталья Викторовна. Работа №273717
Автор: Твердохлебова Наталья Викторовна
Создание виртуальных экскурсий дает возможность учащимся на практике получить результаты не только в предметных и метапредметных областях основных образовательных программ, но и добиться результатов в освоении и междисциплинарных программ.
Новые федеральные образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам обучения, которые, в свою очередь, оцениваются через достижение метапредметных и личностных результатов, в том числе, через защиту итоговых проектов и создание портфолио учащегося, свидетельствующего о динамике индивидуальных достижений. Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех обучающихся , в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.
Создание виртуальных экскурсий дает возможность учащимся на практике получить результаты не только в предметных и метапредметных областях основных образовательных программ, но и добиться результатов в освоении и междисциплинарных программ.
Виртуальная экскурсия , расширяя образовательное пространство , является одним из самых доступных способов визуализации, существующих на сегодняшний день, позволяет совершать увлекательные виртуальные путешествия,а использование в оформлении экскурсии известных элементов закрепляет узнаваемость.Уход от табличного текстового представления материалов к визуальному представлению задает ассоциацию с реальностью, возбуждает интерес к ее познанию .:
Технология создания виртуальной экскурсии выполняет следующие функции:
1) организационную: объединение учащихся в группы для работы над проектом и сам процесс работы;
2) системообразующую: упорядоченное представление всех материалов;
3) ресурсоемкую: создание обширного банка разработок ;
4) кластерность: возможность объединения старых и новых разработок по актуальным направлениям.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ
Форма представления учебных материалов в виде виртуальных экскурсий помогает в целом взглянуть на уже накопленный опыт, а также расширить сферу взаимодействия с обучающимися, поэтому виртуальную экскурсию следует рассматривать как важный ̆ компонент расширения образовательного пространства, а для детей с ОВЗ и как способ познания действительности и включения их в совместную проектную деятельность.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Описание технологии создания виртуальных экскурсий идет в соответствии с такими критериями, как концептуальность, системность, эффективность, управляемость, воспроизводимость.
КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ
Технологию создания виртуальной экскурсии можно представить следующим образом.
ТЕХНОЛОГИЯ (описываем)---ВИРТУАЛЬНАЯ
ЭКСКУРСИЯ(создаем/заполняем/используем)
СИСТЕМНОСТЬ
СИСТЕМНОСТЬ выражается через структурные компоненты:
1. Открытое виртуальное пространство
Создание открытого виртуального пространства с возможностью постоянного обновления, пополнения и совершенствования для общения и взаимодействия учеников, учителей, родителей, выпускников.
2. Деятельностный и непрерывный процесс
Осуществление деятельностного и непрерывного процесса, ориентированного не только на получение конечного продукта, но и на обсуждение, совместный творческий поиск;
3. Творческие группы
Создание творческих групп ;
4. Команды учащихся
Организация команд учащихся для исследовательской и проектной работы;
5. Портфолио творческих и проектных работ учащихся.
Создание портфолио творческих и проектных работ учащихся как отражение результатов учебной и внеучебной деятельности.Т7 ШI шаг. С и
Этапы создания виртуальной экскурсии:
- творческие группы создаются по интересам, при выборе тематики необходимо учитывать развитие базовых ценностей у учащихся;
- выбор оптимальной виртуальной среды:
а) социальные образовательные сети,
б) облако: ресурсы портала Google ,
в) социальные сети.
Использован подход с точки зрения удобства всеобщего доступа и наглядного размещения материалов как завершенных проектов, так и отдельных объектов, которые могут быть использованы в дальнейшем .
Выбор формы и структуры виртуальной экскурсии .
1.Презентация.
Оформление виртуальной экскурсии в форме презентации строится в соответствии с критериями портала Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Титульная страница;
Пролог (введение);
Маршрутный лист (план, в который можно включать Интернет-источники);
Текст экскурсии;
Эпилог (заключение);
Информационные источники (обязательные ссылки на Интернет-источники);
Пояснительная записка к презентации.IV шаг. Разработка единой
Разработка единой структуры для размещения материалов виртуальной экскурсии
При этом каждая творческая группа выбирает с руководителя и создает структуру презентации; разрабатывает план работы ; организует участие членов сообщества в работе и обсуждениях.
Количество творческих сообществ должно соответствовать целям и задачам коллектива, создающего виртуальную экскурсию. В процессе работы существует возможность добавлять тематические разделы , необходимые для представления новых направлений работы .
Определение содержательных ориентиров.
Тематика виртуальных экскурсий выбирается таким образом, чтобы они могли быть использованы для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся и направлены на обеспечение системно-деятельностного подхода к обучению, положенного в основу ФГОС , способствовали развитию универсальных учебных действий,повышали ключевые компетентности обучающихся,позволяли обучать детей, которые могут осуществлять работу над проектом , создавать единую и доступную для всех образовательную среду, достигать значительного роста в поисково-исследовательской деятельности и ИКТ-технологиях.
В процессе работы существует возможность добавлять новые тематические разделы .
Разработка виртуальных экскурсий.
Виртуальные экскурсии разрабатываются в соответствии с выбранными ориентирами с использованием технологии проектной деятельности.
Использование содержания виртуальных экскурсий .
При создании виртуальных экскурсий используется, в первую очередь, технология проектной деятельности, а также возможно использование различных современных технологий, например, дистанционного обучения, кейс-технологий и других. При работе творческих групп в период создания виртуальной экскурсии следует учитывать следующие факторы:
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Педагог и руководители творческих групп обеспечивают целеполагание, планирование, проектирование, поэтапную экспертизу, коррекцию результатов технологии.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Современные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения .
Технология создания виртуальной экскурсии позволяет выстроить и расширить целостную систему организации образовательной среды, в которой находит гармоничное сочетание:
педагогически значимое содержание;
эффективность дистанционных форм обучения;
возможность творческой самореализации учащихся, что является особенно ценным для успешной социализации учащихся с ОВЗ.
ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ .
Подразумевает возможность повторения, воспроизведения технологии создания виртуальных экскурсий в образовательных учреждениях, другими субъектами.
Виды виртуальных экскурсий:
ФОТОЭКСКУРСИЯ- самая простая и доступная форма работы. Доступность этой формы обусловлена наличием современной фототехники как у учителя, так и у обучающихся,владением навыками фотографирования большинством, легкостью добавления этих материалов в презентацию или на сайт.
СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ - в основе создания презентаций чаще всего лежит программа Microsoft PowerPoint , что связано с ее доступностью и богатыми возможностями, включая анимацию и звуковое сопровождение.
ВИДЕОРОЛИК-основное отличие видеоролика от презентации состоит в следующем:это несколько фрагментов,снятых с определенной частотой кадров и смонтированных между собой по смыслу.Видеоролик совмещает наглядность,удобство и эмоциональность.
ВИДЕОФИЛЬМ .Создание виртуальных экскурсий в формате видеофильма является самым наглядным, но требует высокого профессионализма и предъявляет определенные технические требования к ресурсам.
Описанная технология создания виртуальной разработана в соответствии с критериями технологичности (по Г.К.Селевко) содержит оптимальные элементы и адекватна содержанию образования и контингенту учащихся .
Литература:
(Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24).
Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5.
Источники Интернет:
http://www.uraledu.ru/node/9788
ВалентинаЛеонтьева, Школьный виртуальный литературный музей http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700114
Кононыхин Н. Музеи в Интернет и виртуальные музеи. — http://www.russ.ru/
Российская музейная энциклопедия http://museum.ru/rme/.
Сайт образовательного проекта Letopisi.ru http://letopisi.ru.
Портал Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/