Название статьи:
РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИДЕОЛОГИИ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) | Королева Мария Александровна. Работа №210383
Дата публикации:
15.04.2019
Автор:
Королева Мария Александровна
Описание:
Автор: Королева Мария Александровна
Методическая разработка в области стратегии достижения планируемых образовательных результатов воспитательного процесса
Королева М.А.
ГБОУ школа №579 Приморского района Санкт-Петербурга
РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИДЕОЛОГИИ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Также разработан проект Концепции модернизации учебного предмета Физическая культура в РФ, который представляет собой систему взглядов на цель, задачи и направления модернизации учебного предмета Физическая культура в общеобразовательных организациях. Поставленные в Концепции задачи направлены на создание образовательной среды нового качества, для формирования у обучающихся целостного представления о возможностях физической культуры не только, как средства укрепления здоровья, но и развития познавательных интересов и творческого потенциала личности, формирования здоровьесберегающих поведенческих установок, умения ориентироваться в окружающей среде [2].
В большинстве общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, так же, как и на базе ГБОУ школа 579, проводится системная работа по созданию условий для вовлечения детей в регулярные занятия физической культурой и спортом, не только в учебной деятельности, но также и во внеурочное время. На базе ГБОУ реализуются программы внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности, работают спортивные секции, разработаны системы (методики, технологии) физкультурно-оздоровительной деятельности, функционирует и школьный спортивный клуб. Важнейшее требование современного урока / занятия физкультурно-спортивной направленности – это обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, физического и психического развития и физической подготовленности [1]. Говоря об образовательной среде, опираясь на исследования В.А. Ясвина, следует рассматривать по-нашему мнению - понятия комфортность, которая включает следующие составляющие: психологическая, интеллектуальная, физическая [4]. Принцип психологической комфортности – это снятие стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на уроке / занятии такой атмосферы, которая позволяет обучающимся чувствовать себя защищенными, восстребованными, успешными. Комфортность образовательной среды должна охватывать как познавательные потребности детей, так и их социальное, эмоциональное, эстетическое, духовное и физическое развитие. Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей детей [1]. То есть урок / занятие строится с учётом физической подготовленности, развития физических качеств (Листы индивидуальных достижений и мониторинг физической подготовленности), с учётом работоспособности, строгих дозированных физических нагрузок, с выполнением гигиенических требований, включающих соблюдение: требований СанПин (гигиена помещений, учет времени года и т.д.), использование современных методик и технологий.
Для достижения планируемых согласно ФГОС образовательных результатов в ГБОУ школа 579 используются методики и технологии, среди которых:
- здоровьесберегающие технологии (учёт индивидуальных особенностей ребёнка, контроль различных видов нагрузки – физической, эмоциональной, интеллектуальной при освоении учебного материала; создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе). Как показывает наша практика, здоровье детей во многом зависит от среды в образовательном учреждении, поэтому особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста;
- современные образовательные технологии (интеллектуальные игры, Творческая мастерская, проектные технологии, ИКТ-технологии);
- интерактивные формы проведения уроков / занятий физкультуры. Например, использование коллективных способов работы; овладение способами управления коллективной деятельностью; оценка деятельности обобучающихся их одноклассниками .
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей [2]. Поэтому очень важна роль личности учителя физической культуры или педагога, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием, является важным ориентиром воспитания обучающихся в условиях личностно-ориентированного образования.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока / занятия позволяет повышать и стимулировать интерес обучающихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экспресс-коррекцию знаний [3]. Мыслительная деятельность детей на занятиях или уроках с использованием ИКТ - технологий способствует быстрому усвоению теоретического материала, а полученные знания и двигательные навыки становятся интенсивнее и многообразнее.
Актуальным в процессе обучения становится индивидуальный подход. У каждого ребёнка должна быть своя цель на пути совершенствования физической подготовки, даже слабый по физическому развитию обучающийся должен чувствовать себя комфортно на уроках / занятиях, поэтому в этом случае целесообразно использовать технологию раздельного обучения. Например, вследствие физиологических особенностей, гендерные различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо в подростковом периоде. Для девушек ведется преподавание по разделу гимнастика с элементами акробатики, ритмическая гимнастика, для юношей – совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры / педагога физкультурно-спортивной направленности создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических способностей ребенка, но способствует его самовыражению, создает ситуацию успеха на уроке, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, потенциал образовательной среды, современные образовательные технологии.
Keywords: physical education of schoolchildren, potential of the educational environment, modern educational technologies.
Литература.
http://www.niro.nnov.ru
https://cyberleninka.ru
https://documents.tips
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М.: Смысл, 2014. — 365 с.
Скачать работу
ГБОУ школа №579 Приморского района Санкт-Петербурга
РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИДЕОЛОГИИ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Также разработан проект Концепции модернизации учебного предмета Физическая культура в РФ, который представляет собой систему взглядов на цель, задачи и направления модернизации учебного предмета Физическая культура в общеобразовательных организациях. Поставленные в Концепции задачи направлены на создание образовательной среды нового качества, для формирования у обучающихся целостного представления о возможностях физической культуры не только, как средства укрепления здоровья, но и развития познавательных интересов и творческого потенциала личности, формирования здоровьесберегающих поведенческих установок, умения ориентироваться в окружающей среде [2].
В большинстве общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, так же, как и на базе ГБОУ школа 579, проводится системная работа по созданию условий для вовлечения детей в регулярные занятия физической культурой и спортом, не только в учебной деятельности, но также и во внеурочное время. На базе ГБОУ реализуются программы внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности, работают спортивные секции, разработаны системы (методики, технологии) физкультурно-оздоровительной деятельности, функционирует и школьный спортивный клуб. Важнейшее требование современного урока / занятия физкультурно-спортивной направленности – это обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, физического и психического развития и физической подготовленности [1]. Говоря об образовательной среде, опираясь на исследования В.А. Ясвина, следует рассматривать по-нашему мнению - понятия комфортность, которая включает следующие составляющие: психологическая, интеллектуальная, физическая [4]. Принцип психологической комфортности – это снятие стрессобразующих факторов учебного процесса, создание на уроке / занятии такой атмосферы, которая позволяет обучающимся чувствовать себя защищенными, восстребованными, успешными. Комфортность образовательной среды должна охватывать как познавательные потребности детей, так и их социальное, эмоциональное, эстетическое, духовное и физическое развитие. Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей детей [1]. То есть урок / занятие строится с учётом физической подготовленности, развития физических качеств (Листы индивидуальных достижений и мониторинг физической подготовленности), с учётом работоспособности, строгих дозированных физических нагрузок, с выполнением гигиенических требований, включающих соблюдение: требований СанПин (гигиена помещений, учет времени года и т.д.), использование современных методик и технологий.
Для достижения планируемых согласно ФГОС образовательных результатов в ГБОУ школа 579 используются методики и технологии, среди которых:
- здоровьесберегающие технологии (учёт индивидуальных особенностей ребёнка, контроль различных видов нагрузки – физической, эмоциональной, интеллектуальной при освоении учебного материала; создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе). Как показывает наша практика, здоровье детей во многом зависит от среды в образовательном учреждении, поэтому особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста;
- современные образовательные технологии (интеллектуальные игры, Творческая мастерская, проектные технологии, ИКТ-технологии);
- интерактивные формы проведения уроков / занятий физкультуры. Например, использование коллективных способов работы; овладение способами управления коллективной деятельностью; оценка деятельности обобучающихся их одноклассниками .
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей [2]. Поэтому очень важна роль личности учителя физической культуры или педагога, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием, является важным ориентиром воспитания обучающихся в условиях личностно-ориентированного образования.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока / занятия позволяет повышать и стимулировать интерес обучающихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экспресс-коррекцию знаний [3]. Мыслительная деятельность детей на занятиях или уроках с использованием ИКТ - технологий способствует быстрому усвоению теоретического материала, а полученные знания и двигательные навыки становятся интенсивнее и многообразнее.
Актуальным в процессе обучения становится индивидуальный подход. У каждого ребёнка должна быть своя цель на пути совершенствования физической подготовки, даже слабый по физическому развитию обучающийся должен чувствовать себя комфортно на уроках / занятиях, поэтому в этом случае целесообразно использовать технологию раздельного обучения. Например, вследствие физиологических особенностей, гендерные различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо в подростковом периоде. Для девушек ведется преподавание по разделу гимнастика с элементами акробатики, ритмическая гимнастика, для юношей – совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры / педагога физкультурно-спортивной направленности создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических способностей ребенка, но способствует его самовыражению, создает ситуацию успеха на уроке, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников, потенциал образовательной среды, современные образовательные технологии.
Keywords: physical education of schoolchildren, potential of the educational environment, modern educational technologies.
Литература.
http://www.niro.nnov.ru
https://cyberleninka.ru
https://documents.tips
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию - М.: Смысл, 2014. — 365 с.