РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА О ПРИРОДНОМ И СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ | Елена Сергеевна Батенькова. Работа №351077
РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА О ПРИРОДНОМ И СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация: В статье рассказывается о формировании и расширении
представлений у детей раннего возраста о природном и социальном мире в
процессе игры. Автор делится личным опытом работы в данном направлении.
Ключевые слова: окружающий мир, представления, ранний возраст.
Ранний возраст ребенка – ответственный период в развитии, влияющий на формирование личности в дальнейшем. Дети 2-3 лет активно интересуются окружающим миром и легко вовлекаются в познавательную деятельность через игру. В раннем возрасте закладывается фундамент представлений о природном и социальном мире, и главной педагогической задачей является совершенствование и расширение знаний, умений и навыков детей в данном направлении.
С 2-летнего возраста ведущая деятельность детей – предметная. Лучше всего дети запоминают информацию в игре, когда появляется возможность взаимодействия с различными предметами. Например, для закрепления знаний о временах года и климатических явлениях, в нашей группе есть календарь природы. Он представляет собой несколько картинок березы осенью, зимой,
весной и летом (по 6 изображений на каждый сезон). После прогулки дети фиксируют наблюдаемые явления с деревом на календаре. Рядом с таким календарем мы разместили картонную куклу, с набором разных вещей по сезонам. В данном случае работа идет сразу над двумя
аспектами – природным и социальным миром. С целью расширения представлений детей о человеке, частях тела и природных явлениях, используем игровой прием «Одеваем куклу на прогулку». По возвращению с улицы, ребятам предлагается найти картинки, соответствующие погодным
условиям в реальности и подобрать одежду для куклы.
Для формирования и расширения знаний о фруктах и овощах можно привлекать детей раннего возраста к сюжетно-ролевой игре «Магазин», в ходе которой также закрепляются представления о цветах, форме, количестве.
В возрасте 2-3 лет у детей появляются новые задачи для знакомства с окружающим миром. Им интересны чувства и эмоции других людей, но теперь им важно понять причину тех или иных состояний (почему ребенок плачет – он упал и испытывает боль; почему девочка улыбается и смеется – ей подарили милого котенка и т.д.). Чтобы помочь малышам осознать данные взаимосвязи,
применяются словесно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Также в данный возрастной период у детей формируются обобщения на порядок выше тех, что они знали раньше. Малыши продолжают закреплять понятия «овощи», «фрукты», «животные», «растения», «одежда», «игрушки» и др., но теперь они начинают давать уточнения. К определению «животные» появляется классификация на домашних и диких.
Дети раннего возраста очень быстро обнаруживают новое и активно пытаются его исследовать. Например, игра «Волшебный мешок» помогает расширить представления детей о предметах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Перед тем, как назвать предмет из мешка, малыши тщательно его исследуют, а педагог мягко направляет действия детей, задавая
наводящие вопросы.
Для расширения представлений о природных материалах и явлениях, применяем игры с водой и песком. В них дети учатся выполнять простые действия и с помощью воспитателя делать выводы. (Например, вода прозрачная, а при добавлении краски, становится цветной. Из влажного песка
можно делать куличики, а из сухого нет и т.д.).
Таким образом, через игровые действия детей можно расширять их представления о природном и социальном мире. При этом в качестве материалов хорошо подходят сюжетно-ролевые игры, различные картинки с изображениями, настольные и дидактические игры.
Список использованной литературы
Методическая литература:
1. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. Маханева М.Д., Рещикова С.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-96 с. (Ранний возраст).
2. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек. Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. -М. Издательский дом «Воспитание
дошкольника», 2007. – 112
Электронные ресурсы:
Развивающая игра как средство формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста.
URL: https://multiurok.ru/index.php/blog/stat-ia-razvivaiushchaia-ighra-kak-
sriedstvo-formirovaniia-priedstavlienii-ob-okruzhaiushchiem-mirie-u-dietiei-
ranniegho-vozrasta.html (дата обращения: 28.09.2022).
РАСШИРЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА О ПРИРОДНОМ И СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Батенькова Елена Сергеевна
ГБОУ Центр образования №167 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Аннотация: В статье рассказывается о формировании и расширении
представлений у детей раннего возраста о природном и социальном мире в
процессе игры. Автор делится личным опытом работы в данном направлении.
Ключевые слова: окружающий мир, представления, ранний возраст.
Ранний возраст ребенка – ответственный период в развитии, влияющий на формирование личности в дальнейшем. Дети 2-3 лет активно интересуются окружающим миром и легко вовлекаются в познавательную деятельность через игру. В раннем возрасте закладывается фундамент представлений о природном и социальном мире, и главной педагогической задачей является совершенствование и расширение знаний, умений и навыков детей в данном направлении.
С 2-летнего возраста ведущая деятельность детей – предметная. Лучше всего дети запоминают информацию в игре, когда появляется возможность взаимодействия с различными предметами. Например, для закрепления знаний о временах года и климатических явлениях, в нашей группе есть календарь природы. Он представляет собой несколько картинок березы осенью, зимой,
весной и летом (по 6 изображений на каждый сезон). После прогулки дети фиксируют наблюдаемые явления с деревом на календаре. Рядом с таким календарем мы разместили картонную куклу, с набором разных вещей по сезонам. В данном случае работа идет сразу над двумя
аспектами – природным и социальным миром. С целью расширения представлений детей о человеке, частях тела и природных явлениях, используем игровой прием «Одеваем куклу на прогулку». По возвращению с улицы, ребятам предлагается найти картинки, соответствующие погодным
условиям в реальности и подобрать одежду для куклы.
Для формирования и расширения знаний о фруктах и овощах можно привлекать детей раннего возраста к сюжетно-ролевой игре «Магазин», в ходе которой также закрепляются представления о цветах, форме, количестве.
В возрасте 2-3 лет у детей появляются новые задачи для знакомства с окружающим миром. Им интересны чувства и эмоции других людей, но теперь им важно понять причину тех или иных состояний (почему ребенок плачет – он упал и испытывает боль; почему девочка улыбается и смеется – ей подарили милого котенка и т.д.). Чтобы помочь малышам осознать данные взаимосвязи,
применяются словесно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Также в данный возрастной период у детей формируются обобщения на порядок выше тех, что они знали раньше. Малыши продолжают закреплять понятия «овощи», «фрукты», «животные», «растения», «одежда», «игрушки» и др., но теперь они начинают давать уточнения. К определению «животные» появляется классификация на домашних и диких.
Дети раннего возраста очень быстро обнаруживают новое и активно пытаются его исследовать. Например, игра «Волшебный мешок» помогает расширить представления детей о предметах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Перед тем, как назвать предмет из мешка, малыши тщательно его исследуют, а педагог мягко направляет действия детей, задавая
наводящие вопросы.
Для расширения представлений о природных материалах и явлениях, применяем игры с водой и песком. В них дети учатся выполнять простые действия и с помощью воспитателя делать выводы. (Например, вода прозрачная, а при добавлении краски, становится цветной. Из влажного песка
можно делать куличики, а из сухого нет и т.д.).
Таким образом, через игровые действия детей можно расширять их представления о природном и социальном мире. При этом в качестве материалов хорошо подходят сюжетно-ролевые игры, различные картинки с изображениями, настольные и дидактические игры.
Список использованной литературы
Методическая литература:
1. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. Маханева М.Д., Рещикова С.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-96 с. (Ранний возраст).
2. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек. Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. -М. Издательский дом «Воспитание
дошкольника», 2007. – 112
Электронные ресурсы:
Развивающая игра как средство формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста.
URL: https://multiurok.ru/index.php/blog/stat-ia-razvivaiushchaia-ighra-kak-
sriedstvo-formirovaniia-priedstavlienii-ob-okruzhaiushchiem-mirie-u-dietiei-
ranniegho-vozrasta.html (дата обращения: 28.09.2022).