Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Расширение словарного запаса на уроках в начальной школе | Огурцова Наталья Николаевна. Работа №343688. Номер работы: №343688

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам расширения словарного запаса младших школьников на уроках в начальной школе. Описаны основные методики и подходы, которые способствуют развитию речи учащихся, обогащению их лексики и формированию устойчивых навыков использования новых слов в устной и письменной речи. Особое внимание уделено игровым методам и практическим упражнениям, направленным на активное использование словарного запаса.

Ключевые слова: словарный запас, начальная школа, развитие речи, лексика, упражнения, игровые методы, письменная речь.

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Огурцова Наталья Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ "Вашутинская ООШ"

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам расширения словарного запаса младших школьников на уроках в начальной школе. Описаны основные методики и подходы, которые способствуют развитию речи учащихся, обогащению их лексики и формированию устойчивых навыков использования новых слов в устной и письменной речи. Особое внимание уделено игровым методам и практическим упражнениям, направленным на активное использование словарного запаса.

Ключевые слова: словарный запас, начальная школа, развитие речи, лексика, упражнения, игровые методы, письменная речь.

 

Расширение словарного запаса у младших школьников — одна из важных задач начального образования, так как богатая и разнообразная лексика является основой успешного общения, грамотного письма и развития интеллектуальных способностей ребёнка. В процессе обучения в начальной школе учащиеся осваивают новые слова, которые они должны не только понимать, но и активно использовать в своей речи. Для эффективного расширения словарного запаса необходимо применять разнообразные методы, которые помогут детям усваивать новые слова и развивать навыки их применения в устной и письменной речи.

Одним из ключевых методов расширения словарного запаса является чтение текстов и работа с художественной литературой. В процессе чтения дети знакомятся с новыми словами в контексте, что помогает им лучше понять их значение и способы использования. Например, учитель может предложить учащимся текст, который содержит новые для них слова, а затем обсудить с детьми значение этих слов, предложив им составить предложения или небольшие рассказы, используя новые слова. Это помогает не только запомнить новые слова, но и закрепить их в активной речи.

Работа с толковыми и иллюстрированными словарями также играет важную роль в обогащении лексического запаса младших школьников. Учитель может обучать детей работе со словарями, предлагая им самостоятельно находить значения новых слов, а затем обсуждать эти значения в классе. Например, учащимся можно предложить задание: найти несколько слов в словаре, записать их определения и придумать с ними предложения. Это развивает навыки работы с информацией и помогает глубже усваивать новые лексические единицы.

Игровые методы также способствуют эффективному расширению словарного запаса младших школьников. Игра помогает детям осваивать новые слова в непринуждённой и увлекательной форме, что делает процесс обучения более мотивирующим. Например, можно проводить игры типа "Словарный диктант", где ученики по очереди называют новые слова и предлагают другим придумать с ними предложения. Или можно организовать игру "Ассоциации", где дети должны придумать ассоциации к новым словам, что помогает лучше запомнить их значения. Такие игровые методы способствуют активному использованию новых слов и формированию позитивного отношения к процессу изучения языка.

Кроме того, важно развивать словарный запас через написание текстов и сочинений. Учитель может предложить ученикам темы для сочинений, где учащиеся будут активно использовать новые слова. Например, после изучения определённой лексической темы, такой как "Природа" или "Животные", учащимся можно предложить написать сочинение или рассказ, используя новые слова из этой темы. Это помогает детям не только запомнить новые слова, но и научиться правильно применять их в разных контекстах.

Еще одним эффективным способом обогащения словарного запаса является использование тематических словарей и карточек с новыми словами. Учитель может создавать тематические наборы слов, связанные с определённой темой, например, "Одежда", "Погода", "Части тела". Карточки с этими словами могут использоваться как на уроках, так и для самостоятельной работы учащихся. Например, дети могут работать в парах, задавая друг другу вопросы, используя новые слова, или составлять с ними предложения. Это способствует не только запоминанию слов, но и их активному использованию в общении.

Важно также развивать словарный запас через диалогические формы работы. Учитель может проводить уроки в формате бесед и дискуссий, где дети будут активно использовать новые слова, обсуждая темы, которые им интересны. Например, обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов или событий из жизни может стать хорошей возможностью для детей практиковать новые слова в реальной коммуникации. Такой подход развивает у детей навыки спонтанного использования новой лексики в разговорной речи.

Кроме того, для успешного расширения словарного запаса важно стимулировать детей к самостоятельной работе с языком. Учитель может рекомендовать ученикам читать книги, журналы, энциклопедии, где они могут находить новые слова, а затем делиться ими с одноклассниками. Например, можно создать в классе "словесную копилку", куда дети будут записывать новые слова, которые они нашли вне школы, и предлагать их для обсуждения на уроках. Это помогает детям развивать навык самостоятельного поиска и изучения новых слов, что является важным этапом в формировании богатого словарного запаса.

Таким образом, можно утверждать, что расширение словарного запаса у младших школьников требует систематической и разнообразной работы. Чтение, работа со словарями, игровые методы, написание сочинений и диалогические формы работы помогают детям активно осваивать новые слова и использовать их в своей речи. Важно, чтобы процесс обучения был увлекательным и мотивирующим, что способствует не только усвоению нового материала, но и развитию у детей любви к языку и чтению.

Список литературы

Родионова, Е. В. Работа по расширению словарного запаса младших школьников / Е. В. Родионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 149-150.

Ногаева

С. Е. Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов // Балтийский гуманитарный журнал Т. 8 №1(26), 2019. - 4 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×