Рассказывание сказок с помощью мнемотехники | Чугунова Юлия Владимировна. Работа №331771
В данной статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе
с детьми дошкольного возраста, направленных на обучении рассказывания сказок.
Особое место в обучении детей рассказыванию занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
С помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов: вызвать у детей желание пересказывать сказки и рассказы;
расширить круг знаний об окружающем мире; активизировать словарный запас;
эффективно развивать связную речь детей, используя принцип наглядности.
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ
Чугунова Юлия Владимировна
МБДОУ№173 г. Ульяновск
Обучение дошкольников рассказыванию, которое способствует развитию речи и логики мышления, воспитанию чувств и овладению родным языком является одним из важных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Известно, что в раннем возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует, поэтому подача информации в виде зрительных образов наиболее эффективна для достижения результатов. Основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.).
В процессе развития речи ребенка используются такие приёмы, как пересказ сказок и рассказов, составление рассказов по картинам или устное изложение какого-либо события из жизни.
Большое значение для формирования личности ребёнка имеет память, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек связано с работой памяти. Для улучшения памяти у детей необходимо воспитывать приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника, (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система различных приемов, облегчающих запоминание. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приёмы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.
Особое место в обучении детей рассказыванию занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и при этом способствует: развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы; развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть цветными, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная. Необходимо провести предварительную работу по обучению детей чтению символов.
Наиболее благоприятным материалом для обучения рассказыванию является сказка, т. к. её композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Забывая обо всём, дети погружаются в жизнь героев, черпая из сказок множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На примере сказки «Три поросёнка» рассмотрим этапы работы с мнемотаблицей.
Первый этап – чтение произведения. Дети знакомятся с содержанием сказки.
Второй этап – рассматривание таблицы. Производится разбор того, что обозначают изображённые на таблице картинки и символы.
Третий этап – перекодирование информации. Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев сказки.
Четвёртый этап – пересказ. После перекодирования выполняется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы. На более позднем этапе дети могут воспроизводить мнемотаблицу в своих тетрадях.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов: вызвать у детей желание пересказывать сказки и рассказы; расширить круг знаний об окружающем мире; активизировать словарный запас; эффективно развивать связную речь детей, используя принцип наглядности.