Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Растим маленьких патриотов" из опыта работы | Фадеева Ирина Ивановна. Работа №347612

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Воспитание маленьких патриотов в дошкольном возрасте закладывает основу для формирования патриотических чувств, любви к Родине и уважения к ее культурному наследию. Моя задача - растить маленького гражданина, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу. Музыка играет в этом процессе огромную, положительную роль. 

Ирина Ивановна Фадеева

Музыкальный руководитель

Частное дошкольное образовательное учреждение «РЖД Детский сад №53»

г. Красноярск

 

«РАСТИМ МАЛЕНЬКИХ ПАТРИОТОВ»

Из опыта работы

 

 

Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте закладывает фундамент для формирования у детей патриотических чувств, любви к Родине и уважения к ее культурному наследию.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, патриотизм, традиции, культура, музыка, Россия, Родина.

В наше неспокойное время, когда Россия со всех сторон окружена недоброжелателями, вопрос о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения в воспитательной работе образовательных организаций, стоит, как никогда, остро. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Музыка, как сокровищница эмоций и смыслов занимает особое место в патриотическом воспитании дошкольников. Она не только пробуждает в детских сердцах чувства любви к Родине, но и формирует основу их культурного самосознания. Звуки мелодий, знакомых с ранних, лет проникают в душу, связывая новое поколение с многовековыми традициями. Детские песни о России, торжественные марши и народные мелодии становятся неотъемлемой частью детской жизни, создавая атмосферу радости и единства. Через музыку дети видят величие своей страны, многообразие и богатство культур, входящих в ее состав. Отсюда следует, что музыкальное воспитание активно способствует формированию чувства принадлежности к великой стране, воспитывает в детях идеалы патриотизма и гражданственности.

Дошкольный возраст – это первый шаг для становления, всех высоких нравственных начал. Формирование у детей патриотических чувств - это непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства, когда малыша воспитывают родители и позже, при поступлении в детский сад. Дети очень эмоциональны. Музыка оказывает на детей непередаваемое влияние, формируя у них эмоциональную связь с историей и культурой родной страны. Поэтому в нашем дошкольном учреждении большое место в формировании гражданственности, патриотизма, нравственных ценностей, любви к Родине занимает музыкальная деятельность.

Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки. Слушая и исполняя музыку, дети учатся ценить свою историю, гордиться достигнутым и стремиться к будущему. Через красоту музыки дети открывают для себя глубину и самобытность отечественной культуры, что является основой их начального патриотического воспитания. Музыка, написанная в разное время, дает представления о различных способах выражения чувств и мыслей, учит детей лучше понимать себя и открывает перед ними целый мир эмоций. Наблюдения за детьми показали, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения. Это означает, что у детей необходимо развивать эмпатию - способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Очень хорошо в решении этой проблемы помогает программа по слушанию музыки О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Основная тема программы «Настроения и чувства в музыке», на нее опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке – «Раскаяние» С. Прокофьева, «Новая кукла» П. Чайковского, «Слеза» М. Мусоргского, «Тревожная минута» С. Майкапара, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается и эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть умом и сердцем художественное произведение. Этому способствуют такие виды художественной деятельности, как: художественное восприятие (сопереживание чувствам, настроениям автора); художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний путем рассуждений); художественное исполнение (передача голосом, жестом художественного смысла); художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

В процессе взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов-классиков, в основу которых легли народные песни, воспевающие красоту родной природы, нелегкий труд простого народа, сказки и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Камаринская», обработки русских народных песен М. И. Глинки, А. Лядова: «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др.; М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва - реке», Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка».

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети знакомятся с музыкальным фольклором на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на народных праздниках. Традиционно проходят развлечения по темам времена года (Осень золотая, Зима красавица, Весна красна) с использованием тематических музыкальных произведений. Фольклорные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает большой интерес, приносит радость, создает хорошее настроение, способствует развитию командного духа и навыков работы в группе. Исполняя песни и танцы, дети учатся взаимодействовать друг с другом, что формирует чувство единства и сопричастности. Это не только укрепляет патриотические чувства, но и развивает социальные навыки, поддерживая гармоничное совершенствование личности. Дети с интересом и удовольствием разучивают и исполняют («Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка»), танцы, игры («Плетень», «Золотые ворота», «Заря- заряница», «Ворон», «Кто у нас хороший») и хороводы ( «Земелюшка чернозем», «На горе- то калина», и др.).

Вплетённая в жизнь детей народная музыка вызывает интерес к творчеству народов России, желание продолжать знакомство с ним. Постепенно дети знакомятся с понятиями «народная музыка», «народные инструменты», «народный хор». Ярче выразить характер и настроение русской народной музыки помогает использование в образовательной деятельности народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, игра на которых вызывает истинный восторг и всеобъемлющую радость у дошкольников. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию русского народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма.

Работая над музыкально-ритмическими движениями, постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям таким, как: «Я на горку шла», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Пойду ль, выйду ль я», «Полянка» и др. Использую дополнительную образовательную программу «Моя родина – Красноярский край». Особое внимание уделяю знакомству детей с культурными, национальными и природными особенностями края. Знакомлю с народными танцамиЫсыах»), песнямиХонадей») и инструментамиНарс-юх»), это развивает уважение, толерантность, к многообразию, что важно в контексте современного общества.

Любовь к Родине невозможна без воспитания и привития детям чувства любви к родной природе. Природные явления и объекты, которые окружают малыша с момента появления его на свет, ближе и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, поэтичность и красота стихов помогают ребятам почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы («Калинка – малинка», «Воспой в саду соловейка»).

В программном разделе по слушанию музыки есть огромная масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Следующим этапом работы в патриотическом воспитании является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, дом, где он живет, двор, где играет, детский сад с воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Советую воспитателями использовать их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных и интегрированных занятиях. В нашем детском саду помимо международного женского праздника 8 Марта, стало доброй традицией отмечать День матери (который проводится в ноябре). Русский писатель Ю. Я. Яковлев сказал: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери». Как это точно и верно!

Особое место в рамках нравственно - патриотического воспитания занимает тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в жанре марша, содержание их побуждает желание быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины («Раз, два, левой» муз. А. Комарова, «Будем солдатами» муз. З.Роот). Конечно, тема Великой Победы, является важной, значимой в патриотическом воспитании. В доступной форме я раскрываю детям величие подвига советского солдата, знакомлю с песнями времен Отечественной войны. При подборе музыкального репертуара учитываю не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и силу воздействия музыки на чувства и настроение детей.

Чувство национальной гордости и любовь к Родине воспитываем у старших дошкольников на примере таких произведений, как «Гимн России» А. Александрова и С. Михалкова; «Вставайте, люди русские» – С. Прокофьева, кантата «А. Невский», «День Победы» – Д. Тухманова, «Моя Россия» – Г. Струве. Дети с волнением слушают песни «Священная война» А. Александрова, «Офицеры», О. Газманова,. Разучиваем с детьми песни: «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Катюша» Блантера. «Солнечный круг» Н.Островского. Эти произведения никого не оставляют равнодушными. Традицией стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День России», «День Победы праздник дедов», «Пока мы едины – мы непобедимы». Папы, дедушки, братья воспитанников принимают активное участие в их проведении. Совместные праздничные мероприятия, посещение Вечного огня и приглашение на праздник ветеранов войны надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Наша задача – растить гражданина, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу. И музыка играет в этом огромную, положительную роль.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×