Растворимость веществ в воде. Разработка урока | Бершадская Наталья Ивановна . Работа №350335
В разработке представлена технологическая карта урока "Растворимость веществ в воде". На уроке используется комплект лабораторного оборудования "Вещества и их свойства". Представлены задания для обучающихся при выполнении практического этапа, небольшой тест по пройденному материалу, вопросы для домашнего задания.
Технологическая карта урока:
Тема урока: Растворимость веществ в воде
Класс: 8
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Образовательная:
Изучить растворы,
как гомогенны
е
физико-химически
е
систем
ы
Овладеть навыками
расчета массовой доли вещества в растворе
Развивающая:
Развивать навыки логического мышления, креативности
, самостоятельной работы с текстом, извлечения необходимой информации
Стимулировать интерес к
учебному предмету «Химия»
Воспитательная:
Воспитывать аккуратность, ответственность,
организованность,
потребность к углублению и расширению знаний
Формировать умение работать в команде,
коммуникативную культуру,
самостоятельность
, инициативность
Задачи урока:
сформировать у обучающихся представления о растворах как гомогенных физико-химических системах, решить расчетные задачи с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»
Оборудование:
Комплект лабораторного оборудования «Вещества и их свойства» 5 шт.
Дополнительное оборудование письменные принадлежности, рабочая тетрадь
Ход урока:
I. Организационный момент (5 минут):
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку (наличие материалов, рабочее место).
Объявление темы и целей урока.
II. Актуализация знаний (10 минут):
Вспомнить изученные ранее знания: понятия раствор, компоненты раствора, растворитель, растворенное вещество.
Обсудить примеры использования растворов в быту, медицине, на производстве.
Провести краткую презентацию комплекта лабораторного оборудования «Вещества и их свойства», его возможностей
III. Самостоятельная работа (30 минут):
Задание 1: подготовка оборудования для проведения опытов по инструкции
Задание 2: сборка экспериментальной установки и проведение серии опытов согласно инструкции:
Налейте
с
помощью
воронки
в
5
пробирок
небольшое
количество
воды.
Добавьте
в
каждую
из
пробирок
последовательно
соль,
лимонную
кислоту,
крахмал,
сульфат
меди
и
раствор
йода,
используя
ложку-шпатель
либо
пипетку.
При
необходимости
перемешайте
раствор
палочкой
стеклянной,
чтобы
добиться
растворения
осадка.
Задание 3:
фиксация результатов наблюдений и формулирование итоговых выводов по результатам экспериментальных исследований
:
Проанализируйте результаты, наблюдая за изменением внешнего вида растворов.
Сделайте выводы о зависимости растворимости веществ от природы растворяемого вещества.
. Задание 4
Изучите, используя текст учебника, зависимость растворимости твердых и газообразных веществ от температуры; зависимость растворимости газов от давления. Рассмотрите понятия: насыщенные и ненасыщенные растворы.
IV. Закрепление (10 минут):
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Ответы на вопросы учащихся.
Проведение небольшого теста по пройденному материалу:
1. Что такое растворимость вещества? а) Масса вещества, которое может раствориться в 100 граммах растворителя. б) Количество молекул вещества, которые могут раствориться в определённом объёме растворителя. в) Объём вещества, который может раствориться в определённом объёме растворителя.
2. Какое правило описывает зависимость растворимости веществ от природы растворённого вещества и растворителя? а) «Подобное хорошо растворяется в подобном». б) «Разное растворяется в разном». в) «Растворимое растворяется лучше».
3. Как температура влияет на растворимость газов, твёрдых веществ и жидкостей? а) Повышение температуры увеличивает растворимость газов. б) Изменение температуры не влияет на растворимость веществ. в) Понижение температуры увеличивает растворимость газов и уменьшает растворимость твёрдых веществ
V. Домашнее задание (5 минут):
Подготовьте ответ на вопрос : Всегда ли понятия: а) насыщенный и концентрированный раствор; б) ненасыщенный и разбавленный раствор совпадают? Привести примеры.
Важный момент:
При планировании урока с применением комплекта демонстрационного оборудования «Вещества и их свойства» важно учесть следующие факторы:
Перед выполнением демонстрационных опытов необходимо выполнить подготовку комплекта к работе.
Изучить устройство и правила использования оборудования комплекта.