Рациональная организация книжного уголка в доу ☼
Автор: Дворянкина Светлана Михайловна
Опросник «Оценка и самооценка воспитателя»
1. Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?
2. Конспекты занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?
3. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?
4. Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в дошкольном образовательном учреждении?
5. Сформулируйте задачи формирования речи в своей возрастной группе.
6. Каковы задачи воспитания звуковой у детей Вашей возрастной группы?
7. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы.
8. Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?
9. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы?
10. Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду.
11. Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи):
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда, речь воспитателя;
- обучение родной речи и языку на занятиях;
- художественная литература;
- различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).
12. Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?
13. В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением , свободным общением со взрослыми?
14. Какие основные направления работы по развитию речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия?
15. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи?
Создание предметно-развивающей среды для развития речи детей.
1. Книжный уголок
Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной. Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.
Место для книжного уголка.
Книжный уголок должен быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным освещением и находиться вне зоны занятий, доски, сюжетно-ролевых игр.
Наглядное оформление и оснащение:
а) если на занятиях мы беседуем о творчестве писателя или поэта, его портрет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке.
б) эстампы или фотоиллюстрации:
- по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;
- по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой – книжная графика, иллюстрации к прочитанным книгам;
- по временам года.
в) горизонтальная плоскость для выставочных материалов:
- желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;
- может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.
Содержание книжного уголка:
а) Детская художественная литература:
- та, которую воспитатель читает на занятии, именно с иллюстрациями, а не хрестоматии;
- та, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр (эти книги подбираются на месяц);
- любимые книги детей, которые читаются по желанию детей, с продолжением;
- в младших группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старших группах – одно и то же произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении.
б) Иллюстрированный материал:
- иллюстрации, которые прошли через занятия и все детей; еженедельно иллюстрации обновляются;
- иллюстрации, касающиеся людей, явлений социальной жизни; в иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;
- предметные картинки – по каждой тематике по 2-3, не более;
- размер картинок и фотоиллюстраций – от половины альбомного листа до альбомного листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле;
- все иллюстрации связаны не только с темами художественной литературы, но и с темами занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Все эти материалы должны быть в книжном уголке ежедневно. Ежедневно, но не одни и те же. Содержание должно постоянно меняться, обогащаться.
в) Тематические выставки.
Оформляются по двум направлениям: памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей.
В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе – 3-4 выставки в год; в старшей группе 4-5 выставок в год, может быть и более.
Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок – презентация детьми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей – родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.
Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.
г) Детские журналы.
2. Библиотека
Библиотека в группе.
Оформляется только после того, как дети побывают на экскурсии в настоящей библиотеке, где их познакомят с предназначением, правилами работы, размещением книг, формами работы с читателями. Упор делается на то, зачем людям нужны библиотеки.
Работа в библиотеке.
- Устройство библиотеки – ритуал, который можно повторять много раз. он несет огромное воспитательное значение: дети учатся бережно относиться к книге.
- Иллюстрации книг – помощь в понимании содержания.
- Распределение книг: сказки о животных, стихи… - важно, чтобы дети договорились и решили сами. Здесь затрагивается и социальный аспект, и познавательный (дети придумывают знаковую систему, формируется их умение самостоятельно находить информацию).
- Очень ценно, если в библиотеке будут книги, изготовленные и придуманные самими детьми, - рисунки, рассказы детей, воспитатель помогает делать обложку, родители помогают записать рассказ.
- Воспитатель помогает детям внимательно всматриваться, изучать иллюстрации, самостоятельно находить нужную книгу по знаковой системе, определенным обозначениям.
- Важно, чтобы книги читались и рассматривались не только в детском саду, но и давались для прочтения домой: здесь подключается работа с родителями. Дети могут приносить и книги из дома – для обмена с друзьями.
3. Материалы для театрализованной деятельности.
Младшая группа:
- фланелеграф или магнитная доска (коврограф) с набором тех персонажей из произведений художественной литературы, которые читаются по возрасту, - сказок, песенок, потешек;
- уголок ряжения с элементами костюмов;
- театр на ложках;
- театр на варежках;
- театр игрушки (небольшие игрушки высотой 10-12 см);
- ширма.
Средняя группа:
- те же материалы, что и в младшей группе, но с учетом тех литературных произведений, которые читаются по возрасту;
- театр на ложках, варежках, театр игрушки обогащаются дополнительными персонажами;
- куклы бибабо.
Старший возраст:
- остаются те же виды театра, что и в средней группе, расширяется их содержание, но плоскостного театра становится меньше;
- куклы бибабо;
- марионетки;
- тростевые куклы;
- элементы костюмов и декораций.