Рациональная организация книжного уголка в доу

Автор: Дворянкина Светлана Михайловна

Опросник «Оценка и самооценка воспитателя»

1.  Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?

2.  Конспекты занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?

3.  Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?

4.  Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в дошкольном образовательном учреждении?

5.  Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группе.

6.  Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы?

7.  Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы.

8.  Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?

9.  Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы?

10.  Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду.

11.  Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи):

- общение взрослых и детей;

- культурная языковая среда, речь воспитателя;

- обучение родной речи и языку на занятиях;

- художественная литература;

- различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).

12.  Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?

13.  В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослыми?

14.  Какие основные направления работы по развитию речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия?

15.  Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи?

Создание предметно-развивающей среды для развития речи детей.

1.  Книжный уголок

Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной. Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.

Место для книжного уголка.

Книжный уголок должен быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным освещением и находиться вне зоны занятий, доски, сюжетно-ролевых игр.

Наглядное оформление и оснащение:

а) если на занятиях мы беседуем о творчестве писателя или поэта, его портрет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке.

б) эстампы или фотоиллюстрации:

- по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;

- по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой – книжная графика, иллюстрации к прочитанным книгам;

- по временам года.

в) горизонтальная плоскость для выставочных материалов:

- желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;

- может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.

Содержание книжного уголка:

а) Детская художественная литература:

- та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с иллюстрациями, а не хрестоматии;

- та, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр (эти книги подбираются на месяц);

 

 

- любимые книги детей, которые читаются по желанию детей, с продолжением;

- в младших группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старших группах – одно и то же произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении.

б) Иллюстрированный материал:

- иллюстрации, которые прошли через занятия и все виды деятельности детей; еженедельно иллюстрации обновляются;

- иллюстрации, касающиеся профессиональной деятельности людей, явлений социальной жизни; в иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;

- предметные картинки – по каждой тематике по 2-3, не более;

- размер картинок и фотоиллюстраций – от половины альбомного листа до альбомного листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле;

- все иллюстрации связаны не только с темами художественной литературы, но и с темами занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Все эти материалы должны быть в книжном уголке ежедневно. Ежедневно, но не одни и те же. Содержание должно постоянно меняться, обогащаться.

в) Тематические выставки.

Оформляются по двум направлениям: памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей.

В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе – 3-4 выставки в год; в старшей группе 4-5 выставок в год, может быть и более.

Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок – презентация детьми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей – родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.

Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.

г) Детские журналы.

2.  Библиотека

Библиотека в группе.

Оформляется только после того, как дети побывают на экскурсии в настоящей библиотеке, где их познакомят с предназначением, правилами работы, размещением книг, формами работы с читателями. Упор делается на то, зачем людям нужны библиотеки.

Работа в библиотеке.

- Устройство библиотеки – ритуал, который можно повторять много раз. он несет огромное воспитательное значение: дети учатся бережно относиться к книге.

- Иллюстрации книг – помощь в понимании содержания.

- Распределение книг: сказки о животных, стихи… - важно, чтобы дети договорились и решили сами. Здесь затрагивается и социальный аспект, и познавательный (дети придумывают знаковую систему, формируется их умение самостоятельно находить информацию).

- Очень ценно, если в библиотеке будут книги, изготовленные и придуманные самими детьми, - рисунки, рассказы детей, воспитатель помогает делать обложку, родители помогают записать рассказ.

- Воспитатель помогает детям внимательно всматриваться, изучать иллюстрации, самостоятельно находить нужную книгу по знаковой системе, определенным обозначениям.

- Важно, чтобы книги читались и рассматривались не только в детском саду, но и давались для прочтения домой: здесь подключается работа с родителями. Дети могут приносить и книги из дома – для обмена с друзьями.

3.  Материалы для театрализованной деятельности.

Младшая группа:

- фланелеграф или магнитная доска (коврограф) с набором тех персонажей из произведений художественной литературы, которые читаются по возрасту, - сказок, песенок, потешек;

- уголок ряжения с элементами костюмов;

- театр на ложках;

- театр на варежках;

- театр игрушки (небольшие игрушки высотой 10-12 см);

- ширма.

Средняя группа:

- те же материалы, что и в младшей группе, но с учетом тех литературных произведений, которые читаются по возрасту;

- театр на ложках, варежках, театр игрушки обогащаются дополнительными персонажами;

- куклы бибабо.

Старший возраст:

- остаются те же виды театра, что и в средней группе, расширяется их содержание, но плоскостного театра становится меньше;

- куклы бибабо;

- марионетки;

- тростевые куклы;

- элементы костюмов и декораций.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x