Рациональная организация книжного уголка в доу

Автор: Дворянкина Светлана Михайловна

Опросник «Оценка и самооценка воспитателя»

1.  Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?

2.  Конспекты занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?

3.  Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?

4.  Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в дошкольном образовательном учреждении?

5.  Сформулируйте задачи формирования  речи в своей возрастной группе.

6.  Каковы задачи воспитания звуковой  у детей Вашей возрастной группы?

7.  Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы.

8.  Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?

9.  Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы?

10.  Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду.

11.  Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи):

- общение взрослых и детей;

- культурная языковая среда, речь воспитателя;

- обучение родной речи и языку на занятиях;

- художественная литература;

- различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).

12.  Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?

13.  В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением , свободным общением со взрослыми?

14.  Какие основные направления работы по развитию речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия?

15.  Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи?

Создание предметно-развивающей среды для развития речи детей.

1.  Книжный уголок

Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной. Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.

Место для книжного уголка.

Книжный уголок должен быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным освещением и находиться вне зоны занятий, доски, сюжетно-ролевых игр.

Наглядное оформление и оснащение:

а) если на занятиях мы беседуем о творчестве писателя или поэта, его портрет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке.

б) эстампы или фотоиллюстрации:

- по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;

- по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой – книжная графика, иллюстрации к прочитанным книгам;

- по временам года.

в) горизонтальная плоскость для выставочных материалов:

- желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;

- может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.

Содержание книжного уголка:

а) Детская художественная литература:

- та, которую воспитатель читает на занятии, именно  с иллюстрациями, а не хрестоматии;

- та, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр (эти книги подбираются на месяц);

 

 

- любимые книги детей, которые читаются по желанию детей, с продолжением;

- в младших группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старших группах – одно и то же произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении.

б) Иллюстрированный материал:

- иллюстрации, которые прошли через занятия и все  детей; еженедельно иллюстрации обновляются;

- иллюстрации, касающиеся  людей, явлений социальной жизни; в иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;

- предметные картинки – по каждой тематике по 2-3, не более;

- размер картинок и фотоиллюстраций – от половины альбомного листа до альбомного листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле;

- все иллюстрации связаны не только с темами художественной литературы, но и с темами занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Все эти материалы должны быть в книжном уголке ежедневно. Ежедневно, но не одни и те же. Содержание должно постоянно меняться, обогащаться.

в) Тематические выставки.

Оформляются по двум направлениям: памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей.

В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе – 3-4 выставки в год; в старшей группе 4-5 выставок в год, может быть и более.

Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок – презентация детьми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей – родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.

Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.

г) Детские журналы.

2.  Библиотека

Библиотека в группе.

Оформляется только после того, как дети побывают на экскурсии в настоящей библиотеке, где их познакомят с предназначением, правилами работы, размещением книг, формами работы с читателями. Упор делается на то, зачем людям нужны библиотеки.

Работа в библиотеке.

- Устройство библиотеки – ритуал, который можно повторять много раз. он несет огромное воспитательное значение: дети учатся бережно относиться к книге.

- Иллюстрации книг – помощь в понимании содержания.

- Распределение книг: сказки о животных, стихи… - важно, чтобы дети договорились и решили сами. Здесь затрагивается и социальный аспект, и познавательный (дети придумывают знаковую систему, формируется их умение самостоятельно находить информацию).

- Очень ценно, если в библиотеке будут книги, изготовленные и придуманные самими детьми, - рисунки, рассказы детей, воспитатель помогает делать обложку, родители помогают записать рассказ.

- Воспитатель помогает детям внимательно всматриваться, изучать иллюстрации, самостоятельно находить нужную книгу по знаковой системе, определенным обозначениям.

- Важно, чтобы книги читались и рассматривались не только в детском саду, но и давались для прочтения домой: здесь подключается работа с родителями. Дети могут приносить и книги из дома – для обмена с друзьями.

3.  Материалы для театрализованной деятельности.

Младшая группа:

- фланелеграф или магнитная доска (коврограф) с набором тех персонажей из произведений художественной литературы, которые читаются по возрасту, - сказок, песенок, потешек;

- уголок ряжения с элементами костюмов;

- театр на ложках;

- театр на варежках;

- театр игрушки (небольшие игрушки высотой 10-12 см);

- ширма.

Средняя группа:

- те же материалы, что и в младшей группе, но с учетом тех литературных произведений, которые читаются по возрасту;

- театр на ложках, варежках, театр игрушки обогащаются дополнительными персонажами;

- куклы бибабо.

Старший возраст:

- остаются те же виды театра, что и в средней группе, расширяется их содержание, но плоскостного театра становится меньше;

- куклы бибабо;

- марионетки;

- тростевые куклы;

- элементы костюмов и декораций.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x