Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Различные изобразительные техники и их возможности в формировании творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста | Тимченко Светлана Юрьевна. Работа №235521

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тимченко Светлана Юрьевна
Рисование посредством нетрадиционных техник тесно связанно познанием окружающего мира. Выполнение изображения способствует формированию чувств, связанных с взаимопомощью и товариществом.

В данной статье представлены некоторые нетрадиционные техники рисования.

Различные изобразительные техники и их возможности в формировании творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста

 

А. С. Яковлева отмечает, что техника отождествляется с художественным языком, поэтому владение им позволяет художнику пояснить зрителю свой замысел.

При получении навыков техники рисования дошкольникам необходимо овладеть приемами и умениями в качестве средств изображения, что можно отнести к художественно-техническим способностям. Сначала педагогу необходимо наблюдать за спонтанным рисованием детей, чтобы определить уровень их навыков и умений. В дальнейшем, на фазе обработки, необходимо проводить обучение детей техникам отображения предметов. И последняя стадия состоит в выполнении свободных рисунков, реализованных под влиянием педагога. Соблюдение этих трех стадий позволяет развивать качество детских рисунков.

Следовательно, необходимо придавать существенное значение в формировании изобразительной деятельности детей дошкольного возраста процессам овладения техникой рисования.

Специальное исследование, посвященное освоению техники рисования детьми дошкольного возраста, было выполнено Т. С. Комаровой. Автор отмечает, что графическая сторона изобразительной деятельности включает технику рисования, формообразующие движения и обобщенные способы изображения, а также сенсорные способности рисования. Автор указывает на необходимость постоянного упражнения детей в технике рисования, так как овладение ею дается детям дошкольного возраста нелегко. По мнению Т. С. Комаровой, овладение разнообразными изобразительными техниками делает детей свободными в действиях, позволяет отражать впечатления о предметах и явлениях окружающего, творчески решать любые, доступные их возрасту изобразительные задачи, создавать выразительные рисунки, характеризующиеся индивидуальными различиями способов и манеры изображения.

Сегодня психологи выступают против некоторых традиционных дидактических методов обучения, используемых в практике дошкольного образования и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, подавляющих творчество и не стимулирующих развитие творчества в рисовании. Педагоги-практики отмечают, что в результате постоянного применения прямых методов обучения дети привыкают действовать по готовому образцу, шаблону; в отсутствии показа теряются и выполняют изображения либо очень схематично, либо вообще отказываются рисовать, объясняя это своим неумением. Рисунки получаются одинаковыми, лишенными индивидуального своеобразия и оригинальности. Часто у детей, имеющих хорошую технику рисования, наблюдаются бедные по замыслу рисунки. Эти наблюдения подтверждают данные психолога О. М. Дьяченко о том, что в естественных условиях без специального руководства потенциальные возможности формирования творчества в рисовании реализуются меньшинством детей (примерно 1/5 частью детей каждого возраста).

В связи с этим очевидна необходимость изменения привычной системы работы, поиска новых средств и методов развития творчества и воображения детей. Одним из таких средств является использование нетрадиционных техник рисования.

По определению Р. Г. Казаковой, нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального изображения, основанные на использовании разнообразных, как художественных, так и нехудожественных материалов. Они предоставляют детям возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Авторами данных техник являются такие исследователи, как Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, А. А. Фатеева, Г. Н. Давыдова.

Использование нетрадиционных техник рисования в рамках непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста способствует познавательному, художественно-эстетическому социально-коммуникативному развитию.

В процессе создания изображения формируются такие личностные качества, как активность, самостоятельность, инициативность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности. Активность ребенка проявляется в наблюдении и выполнении работы, самостоятельность и инициативность в продумывании содержания, подборе материалов и в использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Рисование посредством нетрадиционных техник тесно связано с познанием окружающего мира, оно способствует обогащению знаний о предметах, свойствах и способах их использования. У старших дошкольников развивается способность переносить полученные знания в новые условия. Так, ребенок понимает, что при создании изображения можно использовать не только инструменты, непосредственно предназначенные для рисования (краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки), но и предметы, совершенно иного предназначения, такие как свеча, картофель, поролон, природные материалы и т.д.

В бытовой ситуации ребенок сможет руководствоваться усвоенными знаниями и воспользоваться неординарным подходом при решении жизненных ситуаций.

При использовании нетрадиционных техник в процессе рисования старшие дошкольники конструируют художественных образы, что способствует формированию эстетических чувств в отношении природы, предметов и животных. Применение методов, направленных на смешивание цветов, вырабатывающих многообразные оттенки, способствует формированию у детей эстетического восприятия колоритных особенностей природы.

Выполнение изображение способствует формированию чувств, связанных с взаимопомощью и товариществом. При выполнении рисунков старшие дошкольники используют помощь как воспитателя, так и других детей. Применяя такие нетрадиционные техники, дети получают возможности для коллективной работы, что способствует развитию навыков общения и созданию позитивной эмоциональной атмосферы в коллективе.

Результативная творческая деятельность становится успешной при наличии интереса со стороны ребёнка, формируемого первоначальным стимулом, а также качественно верным подбором заданий. Педагог должен всячески подчеркивать важность и ценность творческой деятельности детей. Интерес и пробуждение увлеченности формируются только при активном творчестве, а не при наблюдении за ней. Дети, как правило, интересуются чем-то необычным, что стимулирует внимание в отношении экспериментов, исследований, узнавания нового. Ребёнок при этом задает вопросы воспитателю, что способствует увеличению и развитию словарного запаса.

Дети дошкольного возраста часто стремятся сделать такую картинку как и на образце. Однако, использование нетрадиционных техник дает возможность преодолеть это, потому что воспитателем представляется не готовый образец, а только процесс, направленный на изображение с использованием нетрадиционного материала, способствующий развитию таких свойств личности ребёнка, как самостоятельность, воображение, инициативность, успешное творчество в рисовании.

Важной проблемой в системе дошкольного образования представляется страх перед рисованием. Часто воспитатели узнаю о боязни ребенка рисовать в связи с его неуверенностью в результатах собственной творческой деятельности. Применение нетрадиционных техник в рисовании делает более успешным преодоление боязни рисования. Использование нетрадиционной техники приводит к увлекательному и завораживающему процессу, способствующему развитию положительных эмоций. Помимо этого, проявление тактильных ощущений от прикосновений к краскам способствует преодолению тревог и страхов в ходе рисования.

Вводить нетрадиционные техники в изобразительную деятельность детей следует постепенно, начиная с более простых, таких, как рисование пальчиками, ладошками, оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью и т.д. В старшем дошкольном возрасте художественный образ создается при помощи усложненных техник таких, как кляксография, монотипия, печать по трафарету и т.д.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, уровень сформированности изобразительных умений и навыков, по мнению Р. Г. Казаковой, Т. И. Сайгановой, Е. М. Седовой, возможно использование разных нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим подробнее каждую из них.

1. Рисование пальчиками.

Материалы: пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага с нанесенным на нее рисунком.

Способ получения изображения: ребенку предлагается опустит пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на изображение для завершения рисунка. После работы пальчики вытираются салфеткой и моют водой.

2. Оттиск.

Оттиск можно создать различными нетрадиционными материалами, например, сырым картофелем. Картофель может иметь множество разных форм. Данную технику можно применять с детьми от трех лет.

Материалы: штемпельная подушечка, пропитанная гуашью, плотная бумага, сырой картофель.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку из картофеля к штемпельной подушечке и наносит оттиск на бумагу. Дети старшего дошкольного возраста дополняют полученное изображение традиционным рисованием.

3. Тычок.

Тычок жесткой полусухой кистью. Этот способ рисования используют для получения необходимой фактуры изображения: пушистой или колючей поверхности. Очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева на право, не оставляя промежутков.

Материалы: густая гуашь, жесткая кисточка, подрезанная на 2-3мм, бумага.

Способ получения изображения: ребенок наносит небольшое количество гуаши на кисть, затем тычком (кисть находится в вертикальном положении) оставляет след на бумаги. В процессе работы кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон рисунка. Данный способ позволяет придать изображению выразительность и реалистичность.

4. Восковые мелки и акварель.

Материалы: восковые мелки, акварель, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок выполняет изображение восковыми мелками, затем закрашивает лист акварелью. Та часть изображения, что была нарисована восковыми мелками, остается не закрашенной. Данную технику используют для придания фона или заднего плана рисунка.

5. Кляксография трубочкой.

Данную технику можно включать в изобразительную деятельность детей начиная с трех лет. В основе этой техники лежит клякса.

Материалы: кисть, акварель (гуашь), бумага, соломинка, пластмассовая ложка.

Способ получения изображения: ребенок пластмассовой ложкой наносит кляксу на бумагу, при помощи соломинки дует на кляксу снизу вверх в разные направления так, чтобы ее конец не касался ни бумаги, ни гуаши. Затем ребенок рассматривает изображение, придает полученной кляксе законченный образ, дополняя ее недостающими элементами.

6. Монотипия предметная.

Материалы: кисти, акварель (гуашь), бумага.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги пополам, рисует традиционно на одной части бумаги половину предмета, снова складывает лист бумаги для получения второй половины изображения. Полученное изображение можно оставить в первоначальном виде или дорисовать недостающие элементы.

7. Метод напыления.

Материалы: гуашь или акварель, зубная щетка, шаблоны из картона.

Способ получения изображения: на картоне нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской необходимо держать на небольшом расстоянии от листа бумаги и, перебирая щетинки пальцами, сделать брызги гуашью.

8. Ниткография.

Материалы: плотный картон, схема рисунка, нитки подходящих оттенков, клей, ножницы, зубочистка.

Способ получения изображения: необходимо перенести схему рисунка на картон. Далее, используя клей, нанести линии на лист. Сделать это можно при помощи зубочистки или же тонкой палочки. Далее, на незастывшую клеевую основу, начинаем приклеивать нить, аккуратно прижимая ее пальцами.

9. Фроттаж.

Материалы: лист бумаги, цветные карандаши, плоские рельефные предметы (гофрированный картон, москитная сетка, расческа, и т.д.).

Способ получения изображения: лист бумаги необходимо расположить на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру.

10. Батик.

Материалы: бумага, пяльцы, ткань (шелк, батист), клей ПВА, акварель.

Способ получения изображения: для начала необходимо натянуть ткань на пяльцы так, чтобы она не провисала. Далее переходим к эскизу рисунка. Рисуем на бумаге карандашом эскиз, с силой надавливая на стержень. Затем эскиз переводим на ткань. Обводим контур рисунка на ткани клеем ПВА. После полного высыхания клея происходит окрашивание батика. Батик снимаем с пялец и оформляем в рамку с широким паспарту.

11. Рисование по фольге.

Материалы: цветная фольга, гуашь, клей ПВА.

Способ получения изображения: разливаем гуашь необходимого цвета по мисочкам, добавляем в гуашь клей ПВА, затем выполняем изображение на фольге. Цвет фольги можно использовать любой, в зависимости от замысла изображения.

12. Рисование цветным воском.

Материалы: цветной картон, свеча и гуашь.

Способ получения изображения: необходимо нарезать свечку небольшими кусочками, Далее размять кусочки до эластичного состояния, затем расплющить их и капнуть в середину краску нужного цвета. После этого необходимо размять кусочки, пока воск не станет цветным, и прилепить его на картон, как бы растирая его.

13. Диатипия.

Материалы: тампон из ткани, акварель, карандаш или заостренная палочка, лист бумаги, стекло.

Способ получения изображения: необходимо нанести легким слоем акварель на стекло при помощи тампона из ткани. Далее следует наложить лист бумаги на стекло и приступить к рисованию. Рисовать нужно карандашом или заостренной палочкой, стараясь сильно не давить на бумагу. На той стороне, которая была прижата к стеклу, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Если необходимо получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, следует нарисовать картину прямо на кальке. Положите кальку поверх подготовленной для отпечатка бумаги изображением вниз. В завершении обведите контур рисунка заостренной палочкой или карандашом.

14. Чеканка.

Способ получения изображения: на картоне необходимо сделать шаблон рисунка, при помощи клея ПВА обвести эскиз, дать хорошо просохнуть изделию. Далее вырезать заготовку из фольги (размером чуть больше, чем сам картон). После того, как клей ПВА высохнет, следует всю поверхность изображения смазать клеем-карандашом и сверху приложить фольгу. При помощи ватного тампона придавить фольгу так, чтобы был виден выполненный раннее рисунок. Рекомендуется добавить рисунку отдельные штрихи, используя тупой карандаш. В завершении следует покрыть изображение кремом для обуви.

Материалы: картон, карандаш, клей акриловый или ПВА, клей- карандаш, фольга, ватный тампон, крем для обуви, бумажные полотенца.

15. Граттаж.

Материалы: плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная гуашь, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: необходимо тщательно (без пробелов) натереть лист свечой так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем с помощью широкой кисти нанести густой слой черной гуаши (или другого темного цвета) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов. После высыхания гуаши, заостренной палочкой процарапывается рисунок, рисовать можно полосы, различные линии или штрихи.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание.

Таким образом, в заключении можно сказать, что получение ребёнком знаний о многообразных изобразительных техниках представляет собой фактор, способствующий развитию творчества при использовании их в рисовании. Получение навыков и умений в изобразительных техниках определяет свободу самовыражения и отражения впечатлений в отношении явлений и предметов окружающей действительности, позволяет творческим путем обеспечить решение многих, соответствующих возрасту изобразительных задач, выполнению выразительных рисунков, отражающих ряд индивидуальных особенностей в манере и способах изображения.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×