РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ КРУГЛОГО СТОЛА В 10-Х КЛАССАХ «НУЖНА ЛИ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?» | Баева Татьяна Николаевна. Работа №346942
В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Однако в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, национализма. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление решать сложные социальные проблемы “просто и быстро”.
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ КРуГЛОГО СТОЛА В 10-Х КЛАССАХ «Нужна ли толерантность?»
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю»
Антуан де сент-Экзюпери
В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Однако в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, национализма. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление решать сложные социальные проблемы “просто и быстро”.
В октябре текущего года в нашей школе прошел круглый стол, где педагоги и учащиеся десятых классов обсуждали вопрос о необходимости толерантности в современном обществе. Обсуждение получилось интересным, порой даже острым, с высказыванием полярных суждений, вплоть до отрицания толерантности вообще.
Хочу поделиться своими размышлениями на тему, которая наиболее близка мне как социальному педагогу, толерантности в общении. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
На мой взгляд, всё больше людей приходят к выводу: чтобы успешно существовать в этом мире, просто необходима способность признать не только свою ценность и значимость, но и ценность своего собеседника, не зависимо от взглядов. Очень важно уметь донести до собеседника свои мысли и чувства без агрессии и оценок.
К сожалению, в нашей жизни сложился язык негативных утверждений. Нам намного легче начать критиковать другого, обвинять, навешивать ярлыки или жаловаться, чем сказать доброе слово, похвалить, поощрить. Как часто мы забываем о том, что слово самая мощная энергия. ДНК человека устроено по типу речи. Недаром существуют народные пословицы: «Не говори человеку, что он свинья, а то он захрюкает», «Доброе слово и кошке приятно».
Нам важно научиться думать и говорить о хорошем (наши слова материализуются, а помыслы реализуются), использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива. И развитие желания ребенка становится лучше. Самосовершенствоваться. И формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Баева Т.Н, социальный педагог