Разнообразие видов работ над художественным произведением. | Шаламова Наталия Александровна. Работа №321353
Каждый урок литературного чтения – это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае идет речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит нужно постараться ее организовать.Кажде новое произведение для ребенка-это встреча с новым миром,новым способом отражать действительность . Каждый урок строится на коммуникатиной основе, на принципах учебного диалога читателей о произведении. Исходя из этого, можно рассматривать множество различных способов работы с художественными текстами, входящими в современные школьные программы по литературному чтению, и видов работ на уроках литературы в начальной школе. Рассматривая произведение на разных этапах уроках можно использовать различные виды работ, которые дают более точное восприятие изучаемого произведения,личное отношение к героям и возможность определить собственную позицию. А также сохранить интерес к уроку литературного чтения и к литературному творчеству в целом.
ГО Верхняя Пышма МАОУ СОШ №4
Главный объект исследования на уроках литературного чтения в начальной школе через разнообразие видов работ над художественным произведением.
Каждый урок литературного чтения – это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае идет речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит нужно постараться ее организовать. Для этого учителю понадобится знать предметное содержание и уметь его преподнести так, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия. (Матвеева 2007 : 16)
Не секрет, что любой человек, а особенно ребенок, всегда хочет делать то, что он может (умеет!) делать, а следовательно, то, что приносит ему не обиду и слезы, а удовлетворение или радость от затраченных усилий. (Светловская 2007: 5)
По мнению автора концепции школы коммуникативной дидактики В.И.Тюпы, учитель становится лидером читательской аудитории и его задачей является организация урока как эстетического коммуникативного события встречи – в точке художественной целостности – множества уникальных и солидарных предпочтений. Учитель, находясь в особой позиции лидера, не дает знания о прочитанном на уроке произведении, а становится организатором читательской, коммуникативной деятельности вокруг самого текста и позиции автора, выраженной в нем особыми средствами изобразительности. (Иванова 2005 : 23)
Каждый урок строится на коммуникативной основе, на принципах учебного диалога читателей о произведении. Исходя из этого, можно рассматривать множество различных способов работы с художественными текстами, входящими в современные школьные программы по литературному чтению, и видов работ на уроках литературы в начальной школе.
Каждое новое произведение для ребенка – это встреча с новым миром, новым способом отражения действительности, новым автором. Хочется, чтобы эта встреча навсегда осталась в памяти, поэтому к ней надо готовиться. ( Оморокова 1999 : 106)
На первом этапе идет подготовка к восприятию текста. Ее цель – ввести ребенка в обстановку, где будут развиваться события, описанные в произведении; мобилизовать жизненный опыт маленького читателя для опоры на него при последующем чтении; дать необходимые сведения об авторе, что нередко повышает интерес к писателю и его произведению. Здесь можно использовать следующие виды работы:
рассказ интересных фактов из биографии автора;
подготовленное детьми сообщение биографии автора;
рассматривание слайдов о жизни и творчестве автора;
краткий экскурс в историю, когда происходили события, описанные автором в произведении;
рассматривание выставки книг и краткая реклама произведений данного автора с целью заинтересованности детей в чтении произведения;
рассматривание заголовка и иллюстраций, предугадывания темы произведения;
беглый просмотр текста произведения.
После подготовительной работы проводится первичное восприятие текста. Целью данного этапа является знакомство с общим содержанием произведения и его эмоциональной направленностью. Это этап начального самоопределения, самопознания читателя. Каждый раз это зависит от сложности произведения и дальнейших планов работы над ним. Кроме этого, в начальной школе этот этап связан с трудностями процесса чтения, т.к. не все ученики способны целостно осмыслить текст в силу отсутствующего пока навыка беглого чтения, поэтому часто не все ученики успевают прочитать текст за отведенное для этого учителем время. И здесь работа может проводиться следующим образом:
чтение произведения учителем;
чтение детьми самостоятельно;
чтение подготовленным заранее учеником;
чтение по цепочке;
прослушивание произведения в записи или просмотр мультфильма, отрывка из фильма, поставленных по данному произведению.
На этом этапе в условиях учебной деятельности ребенок готовится к тому, чтобы раскрыть непонятные ему в произведении смыслы. Делает он это не один, а в коллективной деятельности с другими читателями. Прислушиваясь друг к другу, ученики учатся слышать мнения собеседников, соотносить свое впечатление с другими читателями и исполнителями, выявлять общее и отличное в нем. Этот этап получает свое логическое продолжение на этапе разбора текста, специально организованном учителем. Такой разбор предполагает как анализ текста, так и его интерпретацию. Здесь работа должна строиться таким образом, чтобы ребенку было что открывать, иначе диалог о смысле произведения будет не интересен, не значим для ребенка, а следовательно не даст нужного эффекта.
В процессе разбора произведения читатель вникает в тайны образа и в результате диалога отвечает на следующие вопросы:
о теме и проблемах произведения (о чем оно, почему так называется, какие мысли возникают при знакомстве с текстом);
о сюжете (время, когда происходят события; что здесь главное; чем все закончилось; что особо взволновало читателя);
об образах (кто герои; кто из них главные и второстепенные; какие поступки они совершают; что о них думают другие персонажи и автор; каково отношение читателя к этим героям);
о композиции (количество частей в тексте, что в них главное; о чем говорится подробно, а о чем кратко и почему);
о жанре (к какому жанру можно отнести произведение, по каким особенностям это определили);
о языке (каких слов больше всего в тексте и на какую тему; какие выражения помогают представить прочитанное; какие слова вызывают затруднения; какое настроение вызывает текст и благодаря чему это проявляется; в чем заключена главная мысль);
об идеях (какая главная мысль; чему учит произведение; что больше всего запомнилось; какой совет дает нам автор).
Чтобы ответить на все эти многочисленные вопросы, необходимо научить ребенка всматриваться и вчитываться в каждое слово, высказывание, абзац, текст, и наоборот, идти от общего представления целого текста к его деталям и частностям. Ведь именно эти частности, переплетаясь друг с другом, создают целостный образ. Здесь важно сохранить и поддержать интерес ребенка, ведь на этапе анализа произведения приходится многократно возвращаться к одному и тому же тексту. Вместе с учителем дети намечают горизонт поиска ответов на поставленные вопросы и становятся исследователями, конкретизируя в процессе диалога собственные гипотезы смысла. На этапе анализа произведения можно использовать следующие виды работы с текстом:
Экспресс опрос. Цель: осознание смысла прочитанного произведения и выделение главных моментов, игра на внимание. Учитель задает вопросы по содержанию текста после его чтения, требующие краткого и четкого ответа. Учащиеся записывают ответы, затем проводится проверка осознанности чтения.
Нахождение в тексте отрывка – ответа на вопрос.
Деление текста на части, составление плана; чтение по готовому плану.
Чтение самого красивого места в тексте, понравившегося отрывка.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Чтение и нахождение выражений, доказывающих принадлежность текста к тому или иному жанру.
Чтение по ролям.
Живая картинка. Один ребенок читает, а другой реагирует на услышанное мимикой лица и жестами.
Нахождение предложений в тексте, которые мог бы произнести герой веселый, грустный, спокойный, злой и т.д.
Словарная работа. Нахождение детьми непонятных для них слов, нахождение в словаре непонятных слов. Если слово многозначное, то можно предложить детям прочитать все его значения и подобрать из них то, которое присуще для смысла данного текста.
Нахождение и чтение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущением и т.д.
Нахождение описаний героев, их поведения, образных выражений и слов, эпитетов, фразеологизмов, просторечных и старинных слов и т.д.
Работа с тетрадями. Дети по плану записывают краткую характеристику произведения: тема, идея, главные герои и их краткая характеристика, чему учит это произведение. Данная работа используется в 3-4 классах. И др.
В процессе поиска ответов на вопросы и в процессе работы над анализом произведения у каждого ученика рождается свое, личное представление о смысле произведения. Этим представлением он делится с другими читателями, становится участником общего диалога. То, что было не понято на начальном этапе знакомства, в результате воплощается в рождение нового смысла. Этот смысл был открыт благодаря усилиям всех читателей, каждый из которых помогал своими мнениями, версиями, предположениями созидать новый смысл. Итак, следующий этап работы с текстом - интерпретация – этап соединения представлений детей о замысле автора с результатами анализа. Это творческое, сознательное стремление читателей обнаружить и истолковать смысл произведения. Истолкование смысла произведения на творческом уровне может иметь такие воплощения:
выразительное чтение отрывка вслух с передачей интонацией и голосом личной точки зрения исполнителя; чтение по ролям;
театральная постановка отрывка или произведения в целом;
устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, доклад, изложение точки зрения своей и групповой);
создание текста (сочинения) по следам прочитанного или на свободную тему; создание продолжения текста;
создание по идее данного текста своей истории;
иллюстрирование произведения изученного в классе или самостоятельно (того же автора);
раскадровка текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету произведения; создание комикса или презентации в виде слайд-шоу.
Задача современного учителя литературного чтения – помочь каждому ученику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными голосами произведений, фиксируя в сознании многообразие художественных принципов и форм изображения мира и человека. Таким образом, строя диалог на уроке и заинтересовывая учеников процессом исследования, учитель дает детям возможность прочувствовать значимость совершаемых ими открытий, чтобы они не переставали удивляться своим возможностям понимать мысли и чувства авторов классических и современных произведений и сохранили интерес не только к уроку литературного чтения, но и к литературному творчеству в целом.
Литература
Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с. (Программа Я – человек) – (Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу Воспитание школьников; Вып.66).
Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007 – 240 с. (Мастерская учителя).
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999. – 160с. (Методическая библиотека).
Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007ю – 56с. (Школьное образование).
Примечание: Виды работ на уроках литературного чтения собраны и составлены в результате многолетней работы по теме самообразования Совершенствование уроков литературного чтения в начальных классах общеобразовательной школы.
Научно-практическая конференция Содержание филологического образования в период детства: через призму педагогического опыта.
Русинова Наталья Анатольевна
г.о. Среднеуральск МОУ – начальная школа № 5
учитель начальных классов
тема доклада Главный объект исследования на уроках литературного чтения в начальной школе через разнообразие видов работ над художественным произведением.
624096 Свердловская обл. г. Верхняя Пышма ул. Машиностроителей д.4 корп.1 кв.95
сот.тел. 89024487812
форма участия - заочная