Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" | Баранова Наталья Михайловна. Работа №229265

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Баранова Наталья Михайловна
Разные виды искусства и их интеграция в художественно-эстетическом развитии

РАЗНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями [1, с. 87].

Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания». 

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я.А. Коменского, утверждающего, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.

Интегрированное занятие – это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Такие занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми [1, с. 89].

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта или явления в разных видах искусства создается специальными средствами. Изобразительное искусство, музыка, художественное слово – источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится их воплотить в собственном творчестве. При этом малыш постигает собственные возможности и раскрывает себя.

Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусства свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления достигает особой выразительности за счет ярких индивидуальных средств того или иного вида искусства. 

При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать главным, доминантным, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих целостное развитие личности дошкольника. При составлении конспектов занятий, для воспитания художественного вкуса у детей, следует включать высокохудожественные образцы музыкальных и литературных произведений, использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Необходимо сочетать задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами для того, чтобы избежать переутомления детей. Интегрированные занятия подразумевают наличие у дошкольников знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений, личного опыта, поэтому рекомендуются проводить один раз в месяц [2, с. 27].

В качестве примера, я предлагаю конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Осень к гости к нам пришла!» для детей старшего дошкольного возраста.

Звучит «Осенняя песнь» П.Чайковского. Дети заходят в музыкальный зал. 

Воспитатель: Дети, во все времена года наша природа необыкновенно прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. 

Подарило солнце лесу свой подарок: 

Пробежал по кронам лучик непростой- 

Лес преобразился, праздничен и ярок 

Засверкал осенней жаркой красотой. 

Зашумел, красуясь, многоцветный лес, 

Засветился в кронах теплых красок глянец. 

Что это за чудо из чудес? 

(Е.Успенская «Подарило солнце») 

Дети: Золотая осень. 

Воспитатель: Правильно. Это осень. А помните ли вы, как мы с вами любовались красотой осенней природы во время прогулке по лесу? (ответ детей). Вот послушайте, как Александр Сергеевич Пушкин восхищался этим временем года. 

Унылая пора! Очей очарованье! 

Приятна мне твоя прощальная краса. 

Люблю я пышное природы увяданье, 

В багрец и золото, одетые леса. 

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, 

И мглой волнистою покрыты небеса, 

И редкий солнца луч, и первые морозы, 

И отдаленные седой зимы угрозы. 

Воспитатель: Давайте споем песенку об осени. Может быть, она услышит наше пение и придет к нам в гости. 

Дети исполняют песенку-попевку «Листики летят» музыка и слова М.Картушиной. 

Листики летят – это листопад 

Листики шуршат – это листопад. 

Осень золотая в гости к нам идет 

И свои подарки ребятам несет. 

Воспитатель: А вот и сама хозяйка Осень. 

Под музыку Д. Кабалевского «Осенняя песня» входит Осень. 

Осень: Кто меня вспоминал? Вот и я, Осень! Здравствуйте, ребята! 

Очень я хотела услышать, что же вы обо мне знаете? 

Воспитатель: Что ж Осень, проходи, у ребят погости. Все что знаем о тебе, расскажем. Спрашивай, что ты хотела бы знать? 

Осень: Скажите мне, пожалуйста, какие осенние месяцы вы знаете? 

Дети: Первый месяц сентябрь – это начало осени. Второй месяц октябрь – это середина осени. Третий месяц ноябрь – конец осени. 

Осень: Правильно. 

Осень: А какой самый яркий праздник осени? 

Дети: Листопад. 

Воспитатель: Мы сейчас тоже будем листочками и потанцуем, как они. Возьмите красивые листья. 

Закрутилась листва золотая 

В розоватой воде на пруду, 

Словно бабочек легкая стая, 

С замираньем летит на звезду. 

Дети импровизируют с листочками под музыку Л. Делиба «Вальс». 

Осень: А знаете ли вы, какими вкусными щедрыми дарами я богата? 

Дети: Это овощи и фрукты, ягоды и грибы. 

Осень: Сейчас я вас и проверю, как вы их знаете. Я загадаю вам загадки, сумейте их отгадать. 

Красный спрятан корешок, 

Сверху виден лишь вершок, 

А подцепишь ловко – 

И в руках…….(морковка). 

Плачет бабка, плачет дед: 

«Что же будет на обед?» 

Ведь засела крепко 

В огороде….(репка). 

Там, на грядке, вырос куст, 

Только слышно: хруст да хруст! 

В щах, в солянке густо- 

Сочная…….(капуста). 

Воспитатель: Про капусту знаем мы игру. И ты, Осень, поиграй с нами. 

Пальчиковая игра «Капуста». 

Мы капуста рубим, рубим – 

ребрами ладоней «рубят» воображаемую капусту 

перед собой. 

Мы капусту мнем, мнем – 

сжимают и разжимают пальцы рук 

Мы капусту солим, солим – 

солят воображаемую капусту. 

Мы капусту трем, трем 

трут ладонями воображаемую капусту. 

Осень: А какие еще знаете овощи? 

Дети: Помидор, тыкву, редиску, лук, свеклу, чеснок, горох, баклажаны и др. 

Осень: Слушайте еще одну загадку 

Само с кулачок, красный бочок. 

Погладишь – гладко, а откусишь – сладко….(яблоко). 

Висит шарик с бугорком 

А в нутрии он с сахарком….. (груша). 

Осень: Назовите еще те фрукты, которые вы знаете. 

Дети. Слива, дыня, апельсин, киви. 

Осень: Послушайте, ребятки про ягоды загадки: 

Я красна, я кисла 

На болоте я росла. 

Дозревала под снежком. 

Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква) 

Ягодка – не сладость, 

Зато глазам – радость. 

И садам утешенье, 

И птицам угощение…. (рябина). 

Осень: Какие ягоды можете еще назвать? 

Дети: Голубика, черника, малина, брусника, морошка. 

Осень: Вот еще лесной дружок 

Прыгнул прямо в кузовок. 

Кто шляпу на ногу надевает? (гриб) 

Пойдемте, ребята, по грибы. 

Дети выполняют двигательное упражнение «По грибы» Ф.Лещинской, наклоняясь и «срывая грибок» только в конце музыкальной фразы. 

Осень: А теперь поговорим о деревьях и кустарниках. Какие же они разные. Назовите, какие деревья и кустарники растут в наших лесах? 

Дети: Береза, сосна, ель, рябина, ива, черемуха, осина. 

Осень: Молодцы! 

Воспитатель. Послушайте, как красиво и проникновенно об осени сказал поэт И. Бунин: 

Лес, точно терем расписной, 

Лиловый, золотой, багряный, 

Веселой пестрою стеной 

Стоит над светлою поляной 

Осень: Сейчас давайте посмотрим, как это время изображают художники. 

Осень обращает внимание детей на мультимедийный экран. Предлагает рассмотреть и полюбоваться репродукциями картин. 

Воспитатель: Ах! Какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое у вас настроение возникает? 

Дети высказываются. 

Осень: Какие краски используют художники? 

Дети: Красные, желтые, оранжевые, бордовые. 

Осень: А как еще их можно назвать? 

Дети: Нарядные, веселые, теплые, волшебные, праздничные. 

Осень. Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенную красоту нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающий порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты и прощания. 

Интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально-дифференцированной подход к детям [4, с. 28].

 

Список литературы:

1. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.egpu.ru. 187 с.

2. Козлова, С., Куликова, Т. Дошкольная педагогика. – М. : – Академия, 2001. – 127 с.

3. ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.

4. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.e-culture.ru. – 247 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×