Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Разработка авторских программ по изучению детской литературы с элементами практикума | Голубкова Вера Васильевна. Работа №352480

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.   В статье рассматривается процесс разработки авторских программ по изучению детской литературы с элементами практикума. Особое внимание уделяется актуальности и значению практической направленности в преподавании литературы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает ключевые аспекты разработки таких программ, а также предлагает примеры практических заданий и методических рекомендаций, направленных на развитие у студентов навыков анализа, интерпретации и критического осмысления произведений детской литературы. Рассматриваются подходы, которые способствуют активизации творческого и аналитического мышления у студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», а также значимость формирования умения эффективно взаимодействовать с детьми через текст.

Ключевые слова: авторская программа, детская литература, элементы практикума, литературный анализ, педагогика, методика преподавания, детский текст, критическое мышление.

Разработка авторских программ по изучению детской литературы с элементами практикума

 

Голубкова Вера Васильевна, преподаватель

ГБПОУ "Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический

колледж ордена "Знак Почёта" г. Кудымкар

 

Аннотация.   В статье рассматривается процесс разработки авторских программ по изучению детской литературы с элементами практикума. Особое внимание уделяется актуальности и значению практической направленности в преподавании литературы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает ключевые аспекты разработки таких программ, а также предлагает примеры практических заданий и методических рекомендаций, направленных на развитие у студентов навыков анализа, интерпретации и критического осмысления произведений детской литературы. Рассматриваются подходы, которые способствуют активизации творческого и аналитического мышления у студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», а также значимость формирования умения эффективно взаимодействовать с детьми через текст.

Ключевые слова: авторская программа, детская литература, элементы практикума, литературный анализ, педагогика, методика преподавания, детский текст, критическое мышление.

 

Разработка авторских программ по изучению детской литературы с элементами практикума — важная и необходимая часть педагогической практики в подготовке будущих преподавателей начальных классов. Качество преподавания литературы, особенно на уровне начальной школы, напрямую влияет на развитие детей, их критическое мышление и способность воспринимать мир через художественные образы. Поэтому создание программ, которые включают в себя не только теоретические знания, но и элементы практического обучения, становится важным шагом в подготовке педагогов, которые смогут эффективно работать с детьми, развивать их литературные способности и интерес к чтению.

Под авторской программой понимается учебный курс, который разрабатывается преподавателем с учетом современных требований и потребностей образовательной системы. В контексте детской литературы авторская программа должна включать такие элементы, которые не только дают теоретические знания о жанрах, авторах, направлениях и стилях детской литературы, но и позволяют студентам применить эти знания на практике. Это особенно важно для будущих педагогов, которые должны уметь работать с детьми разных возрастных категорий, правильно выбирать литературные произведения для уроков и других занятий, а также развивать у школьников навыки анализа и интерпретации прочитанного.

Одним из важнейших элементов авторской программы является практикум. В отличие от традиционного теоретического курса, практикум направлен на активное вовлечение студентов в учебный процесс через выполнение заданий, которые имитируют реальную педагогическую деятельность. В процессе практикума студенты не только изучают теоретический материал, но и учат детей работать с текстами, анализировать их, составлять творческие и аналитические задания, а также разрабатывать свои собственные педагогические подходы.

Примером может служить задание, в котором студенту предлагается разработать урок по произведению классика детской литературы, например, Астрид Линдгрен. Прежде чем приступить к подготовке урока, студент должен ознакомиться с особенностями текста, понять его тематическую направленность, стиль, целевую аудиторию. Затем, опираясь на эти знания, студент разрабатывает методические материалы для урока: вопросы для обсуждения, задания для анализа, рекомендации по организации работы с детьми. Такие задания дают студентам не только знания, но и опыт применения этих знаний в реальных условиях образовательного процесса.

Другим примером является разработка дидактических игр или творческих заданий на основе прочитанных произведений. Например, студенты могут создать задание, в котором дети должны будут пересказать одну из глав книги, изменив её в каком-либо фантастическом направлении, или придумать альтернативное окончание для произведения. Это позволяет будущим педагогам развивать у детей творческое мышление, умение критически подходить к прочитанному и взаимодействовать с литературными произведениями не только на уровне восприятия, но и через создание новых смыслов.

Однако процесс разработки авторской программы по детской литературе с элементами практикума не лишен своих трудностей. Одной из главных проблем является необходимость балансировать между теоретической и практической составляющей. Важно, чтобы студенты не только усваивали материал, но и умели эффективно применять его в будущем. Для этого необходимо, чтобы программа содержала такие элементы, которые позволяют студентам «перевести» теоретические знания в практическую плоскость, адаптируя их для реальной работы с детьми.

Кроме того, важным аспектом является выбор произведений, которые будут изучаться в рамках курса. Для детей начальных классов важен не только возрастной фактор, но и психологический аспект: произведения должны быть не только интересными, но и доступными для восприятия детьми, стимулировать их воображение и развитие. Задания на основе этих произведений должны быть направлены на развитие аналитических и творческих способностей студентов и детей.

Примером может служить работа с произведением К. Чуковского «Тараканище». Студенты могут подготовить комплексное задание, которое включает в себя как вопросы для анализа, так и задания на творческое переосмысление прочитанного. Например, детям предлагается придумать новые приключения Тараканище или составить рисунки, которые бы иллюстрировали эпизоды, не вошедшие в оригинальный текст. В то же время, студентам нужно будет подготовить развернутый анализ произведения, выявив его основные темы, характеры, а также символические элементы.

При разработке авторских программ по изучению детской литературы преподаватели должны учитывать ряд важных методических рекомендаций. Во-первых, программа должна быть ориентирована на индивидуальные особенности студентов. Важно, чтобы задания были гибкими и позволяли студентам самостоятельно выбирать подходящие методы работы, темы для анализа и способы подачи материала. Программа должна также включать элементы самостоятельной работы студентов, например, анализ литературных произведений в группе или индивидуально, разработку собственных методических рекомендаций.

Во-вторых, программа должна быть нацелена на развитие критического мышления и творческих способностей студентов. Практические задания, которые студентам предстоит выполнить, должны быть связаны с реальными педагогическими задачами и ситуациями. Это позволит студентам не только познакомиться с литературными произведениями, но и научиться эффективно работать с детьми, разрабатывать занятия и методы преподавания, которые будут максимально соответствовать потребностям учеников.

В-третьих, важно включать в программу элементы взаимодействия с детьми. Студенты должны иметь возможность не только разрабатывать теоретические материалы, но и тестировать их на практике, общаясь с детьми. Это может быть как проведение открытых уроков, так и организация творческих занятий или конкурсов, связанных с литературными произведениями. В результате студенты смогут не только оценить свои знания, но и получить практический опыт работы в реальной образовательной среде.

Разработка авторских программ по изучению детской литературы с элементами практикума является важным шагом в подготовке будущих педагогов. Программы, включающие элементы практического обучения, дают студентам возможность не только изучить теорию, но и получить опыт работы с детьми, развить у них критическое и творческое мышление. Такие программы помогают формировать у студентов навыки, которые будут полезны в реальной педагогической практике и позволят им эффективно работать с детьми, прививая им любовь к литературе и развивая их способности к анализу и интерпретации текстов.

 

Список литературы

 

1. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования / под ред. Т. В. Рыжковой. – М.: «Академия», - 2014.- 114 с.

2. Минералова И. Г. Детская литература: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, - 2016. – 325 с.

3. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие для среднего профессионального образования. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, - 2020. – 380 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×