Разработка банка заданий повышенного (высокого) уровня сложности для подготовки к ЕГЭ по теме «Решение рациональных уравнений» | Карпюк Ольга Григорьевна. Работа №364633
Рациональное уравнение – важнейшее базовое понятие математики. Прочное его освоение создаёт условия для осознанного понимания изложения теории и решения разнообразных задач путём отбора оптимального метода решения.
Умение решать уравнения различных видов позволяет обеспечить подготовку школьника для успешного прохождения итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Кроме того, это может помочь ученику оценить как свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего образования, так и повысить уровень своей общей математической культуры. Также это связано с обилием различных типов алгебраических задач и с многообразием приемов и методов их решения. Чаще всего, трудности при решении рациональных уравнений возникают по следующим причинам:
· материал по теме либо был плохо усвоен в основной школе, либо уже забылся учащимися;
· для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении основного курса алгебры, либо не отрабатываются.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо провести систематизацию знаний, полученных учениками в основной школе.
Разработка банка заданий повышенного (высокого) уровня сложности для подготовки к ЕГЭ по теме «Решение рациональных уравнений»
Рациональное уравнение – важнейшее базовое понятие математики. Прочное его освоение создаёт условия для осознанного понимания изложения теории и решения разнообразных задач путём отбора оптимального метода решения.
Цель: создать удобный банк задач для решения рациональных уравнений, который поможет выпускникам школ успешно сдать ЕГЭ по математике.
В кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы СОО и элементов содержания для проведения ЕГЭ по математике сформулированы требования к уровню подготовки выпускников основной школы, в разделе 2.1 прописано, что учащиеся должны уметь решать рациональные уравнения, неравенства и их системы».
Умение решать уравнения различных видов позволяет обеспечить подготовку школьника для успешного прохождения итоговой аттестации по математике за курс основной школы. Кроме того, это может помочь ученику оценить как свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего образования, так и повысить уровень своей общей математической культуры. Также это связано с обилием различных типов алгебраических задач и с многообразием приемов и методов их решения. Чаще всего, трудности при решении рациональных уравнений возникают по следующим причинам:
материал по теме либо был плохо усвоен в основной школе, либо уже забылся учащимися;
для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении основного курса алгебры, либо не отрабатываются.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо провести систематизацию знаний, полученных учениками в основной школе.
Основные понятия в теории рациональных уравнений. Классификация рациональных уравнений.
Определение 1: Рациональное выражение с одной переменной – это алгебраическое выражение, составленное из чисел и переменной x с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в целую степень.
Определение 2: Уравнение f(x) = g(x) называется рациональным, если f(x) и g(x) – рациональные выражения. При этом если f(x) и g(x) – целые выражения, то уравнение называют целым. Целое рациональное уравнение может быть записано в виде, где – некоторые числа. К простейшим целым рациональным уравнениям относятся линейные и квадратные уравнения.
Рациональные уравнения делятся на две большие группы: целые и дробные.
Определение 3: Рациональное уравнение будет являться целым в том случае, если в записи левой и правой его частей содержатся целые рациональные выражения.
Определение 4: Рациональное уравнение будет являться дробным в том случае, если одна или обе его части содержат дробь
Для решения такого уравнения нужно:
перенести все члены уравнения в одну часть;
найти общий знаменатель всех имеющихся дробей и преобразовать эту часть уравнения к виду алгебраической дроби
, где
Р(х)
и
Q
(х)
– многочлены;
заменить уравнение целым, умножив обе части на общий знаменатель;
решить полученное целое уравнение;
исключить из его корней те, которые обращают в ноль общий знаменатель.
Банк заданий по теме «Рациональные уравнения»
№1 а) Решите уравнение х2 – 12 +
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Решение.
а) Раскроем скобки х2 – 12 +
Пусть , тогда х2 – 12 + = t2.
Получаю уравнение t2 + t = 0, откуда t = -1 или t = 0. Т.к. х ≠ 0 получаю:
б) Заметим, что – 3 < - 2,5 < - < 2 < . Получаю, что - и
2
Ответ: а)
№2. Решите уравнение: (х + 3)4 + (х + 5)4 = 16.
Решение.
Преобразуем уравнение: ((х + 4) - 1)4 + ((х + 4) + 1)4 = 16.
Пусть х + 4 = у, тогда (у - 1)4 + (у + 1)4 = 16
(у4 – 4у3 + 6у2 – 4у +1) + (у4 + 4у3 + 6у2 + 4у +1) = 16;
2у4 + 12у2 – 14 =0;
у4 + 6у2 – 7 =0.
Пусть у2 = а, где а > 0.
а2 + 6а – 14 =0, корни уравнения: а1=-7, а2=1
а = - 7 не подходит по условию а > 0.
Возвращаемся к переменной у:
у2 =1, у = ±1.
Возвращаемся к переменной х:
х + 4 = -1 х + 4 = 1
х = -5 х = - 3
Ответ: -5; -3.
№3. а) Решите уравнение <Object: word/embeddings/oleObject1.bin>
б) Найдите его корни, принадлежащие отрезку [-2;2].
Решение. Условие: х-2<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>0; х<Object: word/embeddings/oleObject3.bin>2.
Введу замену переменной: t=<Object: word/embeddings/oleObject4.bin>.
Тогда <Object: word/embeddings/oleObject5.bin><Object: word/embeddings/oleObject6.bin>
<Object: word/embeddings/oleObject7.bin>.
Значит, исходное уравнение можно переписать в виде:
<Object: word/embeddings/oleObject8.bin>
Вернусь к исходной переменной x.
1) Если t=4, то <Object: word/embeddings/oleObject9.bin> Решу получившееся дробно-рациональное уравнение при условии, что х<Object: word/embeddings/oleObject10.bin>2.
<Object: word/embeddings/oleObject11.bin>
2) Если t=<Object: word/embeddings/oleObject12.bin>, то <Object: word/embeddings/oleObject13.bin> Решу получившееся дробно-рациональное уравнение при условии, что х<Object: word/embeddings/oleObject14.bin>2.
б) Выберу из получившихся корней те, которые принадлежат отрезку [-2;2].
х=<Object: word/embeddings/oleObject15.bin> х=<Object: word/embeddings/oleObject16.bin> х=4<Object: word/embeddings/oleObject17.bin> х= -1<Object: word/embeddings/oleObject18.bin>.
Ответ: а)<Object: word/embeddings/oleObject19.bin>. б) <Object: word/embeddings/oleObject20.bin>
В ходе решения рациональных уравнений у учеников возникает необходимость:
а) в решении квадратных уравнений и уравнений, сводящихся к квадратным;
б) в решении простых дробных рациональных уравнений;
в) в умении решать уравнения методом введении новой переменной;
г) в отработке применений формул сокращенного умножения;
д) в решении биквадратных уравнений.
е) в умении, при отборе корней, оценивать выражения, содержащих квадратные корни.
Для отработки этих подзадач предлагаю ученикам соответствующего рода задания.
№1. Решите квадратное уравнения:
1) -3х2 + 75 = 0 Ответ: -5 ; 5 .
2) 4х2 + 12х = 0 Ответ: 0; - 3.
3) 4х2 + 8 = 0 Ответ: нет корней
Ответ: 2;7
Ответ: -1
Ответ: 1,5; 4
№2. Найди корни уравнения:
1) Ответ: 6
2) Ответ: −0,4
3) Ответ: 1
№3. Решите уравнения методом введения новой переменной:
1) х4 -13х2 + 12 = 0 Ответ: -2 ; -1; 1; 2 .
2) х4 -5х2 + 4 = 0 Ответ: -2; -1; 1; 2.
3) х4 + 40х2 - 41 = 0 Ответ: -1; 1
4) (2х – 21)2 - 5(2х – 21) + 4 = 0 Ответ: 11; 12,5
5) (х + 3)2 - 4(х + 3) = 21 Ответ: -10; 4
6) (5х + 3)2 = 3(5х + 3) - 2 Ответ: -0,2; -0,4
№3. Оцени значение выражения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Ответы:
№4. Решить рациональные уравнения повышенного (высокого) уровня сложности:
1. а) Решите уравнение <Object: word/embeddings/oleObject21.bin>
б) Найдите его корни, принадлежащие отрезку [-6;-4].
Ответ: а)<Object: word/embeddings/oleObject22.bin>. б) <Object: word/embeddings/oleObject23.bin>
2. а) Решите уравнение +
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Ответ: -1; 4; 6±
3. а) Решите уравнение +
б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку
Ответ: -1; 5; 7±
4.Решите уравнение: (х - 2)4 + (х - 3)4 = 1.
Ответ: 2; 3.
5 Решите уравнение: (х - 2)6 + (х - 4)6 = 64.
Ответ: 2; 4.
Используемая литература
Аверьянов
Д.И.и
др. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Математика. Изд. Дрофа
Алгебра, авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г.
Миндюк
, К. И.
Нешков
, С. Б. Суворова / под ред.
С.А.Теляковского
,у
чебник
для общеобразовательных учреждений, изд. Просвещение.
ЕГЭ по математике — Профиль 2023. Открытый банк заданий с ответами. — matdiv00.ru
Открытый банк заданий ЕГЭ (fipi.ru)