Разработка blended learning (смешанного обучения): как сочетать традиционные методы и онлайн-ресурсы | Левченко Светлана Петровна. Работа №349797
В статье рассматриваются подходы к организации blended learning (смешанного обучения) на уроках химии и обществознания. Данный формат позволяет совмещать традиционные образовательные методы и цифровые ресурсы, что способствует повышению эффективности учебного процесса и вовлеченности учащихся. Приводятся примеры, описываются преимущества и рекомендации по внедрению смешанного обучения, учитывая специфику предметов, а также особенности подготовки учащихся к освоению учебного материала.
РАЗРАБОТКА BLENDED LEARNING (СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ): КАК СОЧЕТАТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ
Левченко Светлана Петровна, учитель химии и обществознания
ГБУ ОО ЗО «Константиновская СОШ № 2 им. Героя Советского Союза П.Т. Одинца» г. о. Мелитополь
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации blended learning (смешанного обучения) на уроках химии и обществознания. Данный формат позволяет совмещать традиционные образовательные методы и цифровые ресурсы, что способствует повышению эффективности учебного процесса и вовлеченности учащихся. Приводятся примеры, описываются преимущества и рекомендации по внедрению смешанного обучения, учитывая специфику предметов, а также особенности подготовки учащихся к освоению учебного материала.
Ключевые слова: смешанное обучение, blended learning, химия, обществознание, онлайн-ресурсы, традиционные методы, учебный процесс, цифровые технологии.
Современное образование активно движется к использованию гибридных форматов, совмещающих как традиционные очные, так и онлайн-компоненты. Смешанное обучение (blended learning) стало особенно актуальным в последние годы, так как оно не только разнообразит учебный процесс, но и позволяет выстроить индивидуальные траектории обучения, адаптируя задания к уровню каждого учащегося. Внедрение blended learning особенно полезно на таких предметах, как химия и обществознание, где изучение теории можно усилить через цифровые ресурсы, расширяющие возможности для практической работы и анализа.
Blended learning является стратегией, которая позволяет объединять уроки в классе с учебными материалами и заданиями в онлайн-формате, обеспечивая ученикам больше возможностей для самостоятельного изучения и развития. Для учителя химии и обществознания это открывает перспективы для построения гибкой системы занятий, где ученики могут в любой момент воспользоваться материалами, тестами и заданиями в цифровой среде, в то время как классное занятие сосредоточено на разборе сложных вопросов и живой дискуссии.
Первым шагом к внедрению смешанного обучения является интеграция онлайн-ресурсов. Важно определить, какие темы или разделы курса химии и обществознания лучше подходят для самостоятельного изучения через цифровые материалы, а какие требуют непосредственного присутствия учителя. Например, для курса химии это могут быть видеолекции и интерактивные симуляции химических процессов, такие как реакции кислот и оснований, которые дают учащимся возможность экспериментировать в виртуальной лаборатории, не подвергая себя и окружающих опасности. Аналогично, для обществознания полезно предоставить доступ к видео с тематическими лекциями и интервью с экспертами, что поможет учащимся лучше понять социальные процессы и политические явления.
Один из основных аспектов blended learning — использование онлайн-платформ для размещения учебных материалов, тестов и заданий. Такие платформы, как Google Classroom, Moodle и Edmodo, позволяют структурировать курс и предложить ученикам материалы для самостоятельного изучения. В уроках химии можно размещать интерактивные схемы и модели молекул, видеоматериалы с опытами и тесты на проверку теоретических знаний. В обществознании — актуальные статьи, документы, тесты, видеоматериалы с анализом исторических событий и правовых норм.
Смешанное обучение делает процесс усвоения знаний более интересным и многогранным, а также предоставляет учащимся возможность повторного обращения к материалу, что особенно полезно перед контрольными и экзаменами. Например, ученик, пропустивший урок химии по теме «Электролитическая диссоциация», может восполнить пробелы, просматривая запись лекции и выполняя задания в онлайн-формате. Кроме того, это помогает поддерживать темп обучения и избегать перегрузок, так как ученики могут планировать свое время для выполнения онлайн-заданий.
Однако при разработке blended learning важно учитывать, что онлайн-обучение требует от учеников большей самостоятельности и организованности. Для этого необходимо обучать школьников навыкам самоорганизации, выделяя время на разъяснение, как и где можно найти материалы, как работать с платформами и справляться с возникающими вопросами. Также важно мотивировать учащихся, показывая преимущества смешанного обучения и подчеркивая, что онлайн-ресурсы — это не просто дополнение, а полноценная часть учебного процесса.
Рассмотрим конкретные примеры, как можно реализовать blended learning на уроках химии и обществознания. В рамках темы «Химические реакции» учитель может предложить ученикам изучить теорию через видеоуроки и инфографику, а в классе провести обсуждение и эксперимент, чтобы закрепить знания. Ученикам можно предложить симуляции на такие темы, как реакция между металлами и кислотами, или рассмотреть, как изменяется скорость реакции при изменении температуры и концентрации. Такой подход помогает учащимся лучше понять динамические процессы в химии и развивает их аналитические навыки.
В обществознании, работая над темой «Права и обязанности граждан», учитель может предоставить онлайн-доступ к Конституции и другим правовым документам, создать задание на анализ статей, связанных с правами человека. В классе можно организовать дискуссию и рассмотреть примеры из жизни, обсуждая, как разные права применяются в реальной жизни. При этом учащиеся могут заранее подготовиться, прочитав материалы и выполнив анализ, чтобы в классе сосредоточиться на глубоком обсуждении и выработке своей позиции.
Важным компонентом blended learning является обратная связь, которая должна быть как в классе, так и в онлайн-формате. Для этого можно использовать тестирование и самопроверку. Например, по итогам изучения темы в обществознании ученики проходят тест на понимание основ, после чего учитель проводит разбор заданий и объясняет сложные моменты. В химии подобная система позволяет проверить базовые знания, такие как определение видов химических связей, и выявить затруднения. В онлайн-курсе по обществознанию можно применять тесты и задания на проверку понятий и принципов, а также предоставлять комментарии к выполненным работам, чтобы ученики видели свои ошибки и понимали, как их избежать.
При планировании blended learning также необходимо следить за равномерным распределением нагрузки между очными и онлайн-занятиями. Учителю нужно стараться балансировать, чтобы онлайн-часть не перегружала учеников, а также не дублировала материал, пройденный в классе. Например, если учащиеся изучают в химии тему «Растворы», онлайн-часть может включать лабораторные симуляции, видеоуроки и задания по расчетам концентрации растворов, тогда как очное занятие будет направлено на решение конкретных задач и обсуждение ошибок, возникших в процессе выполнения заданий.
Таким образом, blended learning представляет собой гибкий и эффективный способ обучения, который позволяет учителям химии и обществознания сочетать сильные стороны традиционного и онлайн-обучения, обеспечивая качественную подготовку учащихся и развивая их учебные и личностные навыки.
Список литературы
Велединская
С
.
Б, Дорофеева М
.
Ю
.
Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. №8.
Нагаева И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №6 (33).