Разработка дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки учащихся среднего звена | Варганова Татьяна Ивановна. Работа №363250
Аннотация: Настоящая научная статья посвящена разработке дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки учащихся среднего звена. На примере лыжной секции МБОУ СШ 13 г. Арзамас в Нижегородской области исследуются вопросы, связанные с созданием эффективной программы, способствующей развитию спортивных навыков и общей физической подготовки учащихся. Программа направлена на развитие физических качеств, формирование навыков и умений в лыжном спорте, а также на воспитание здорового образа жизни у учащихся.
Ключевые слова: дополнительное образование, общеразвивающая программа, спортивная подготовка, лыжный спорт, учащиеся среднего звена.
Название статьи: Разработка дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки учащихся среднего звена (на примере лыжной секции МБОУ СШ 13 г. Арзамас, Нижегородская область)
Аннотация: Настоящая научная статья посвящена разработке дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки учащихся среднего звена. На примере лыжной секции МБОУ СШ 13 г. Арзамас в Нижегородской области исследуются вопросы, связанные с созданием эффективной программы, способствующей развитию спортивных навыков и общей физической подготовки учащихся. Программа направлена на развитие физических качеств, формирование навыков и умений в лыжном спорте, а также на воспитание здорового образа жизни у учащихся.
Ключевые слова: дополнительное образование, общеразвивающая программа, спортивная подготовка, лыжный спорт, учащиеся среднего звена.
Введение
В условиях современного общества все больше людей понимают важность спортивной подготовки и ее влияние на общее развитие и здоровье.
Дополнительное образование играет важную роль в развитии личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей, формировании здорового образа жизни.
Физическое воспитание школьников является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, реализуясь не только в рамках образовательного процесса, но также средствами дополнительного образования. Одним из ключевых направлений физического воспитания выступает лыжный спорт и его реализация средствами учебно-воспитательной работы.
Одной из форм дополнительного образования являются дополнительные общеразвивающие программы, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. В данной статье предложена разработка такой программы на примере лыжного спорта.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод педагогического наблюдения, диагностические методы (сдача нормативов), метод математической статистики.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в рамках настоящего исследования были рассмотрены анатомо-физиологические особенности учащихся средней школы школьного возраста; (Буйнов Л.Г., Гужаловский А.А., Дубровский В.И., Обреимова, Н.И. Петрухин, А.С.), выявлены средства спортивной подготовки в лыжном спорте для учащихся среднего школьного возраста (Видякин М.В., Грачев Н.П., Лях В.И., Поварницын А.П., Шапошникова В.И.), изучены особенности организации занятий в секции по лыжной подготовке в среднем звене общеобразовательной школы в рамках дополнительного образования (Антонова, О.Н. Кузнецов, В.С., Кващук П.В., Кофман Л.Б., Сирис, П.З., Ширковец, Е.А., Шустин, Б.Н., и. др.).
Практическая значимость исследования определяется тем, что была разработана и реализована дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки для учащихся среднего звена по лыжному спорту на базе лыжной секции МБОУ СШ 13 г. Арзамас Нижегородской области, проведена оценка ее эффективности. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе по лыжному спорту в тренерской практике.
Новизна исследования: разработана и апробирована на практике дополнительная общеразвивающая программа спортивной подготовки, ориентированная на учащихся среднего школьного возраста, которая способствовала совершенствованию двигательных навыков учащихся среднего школьного возраста, формированию у них мотивации к систематическим занятиям лыжным спортом.
Основная часть
Физиологические особенности подростков
Средний школьный, или подростковый, возраст характеризуется бурным развитием желез внутренней секреции и значительными нейроэндокринными изменениями. Это период завершения биологического созревания и интенсивного развития всех систем организма. Средний школьный возраст также совпадает с периодом максимального роста и развития организма и является критическим этапом в становлении личности подростка.
Этот период характеризуется резкими изменениями в поведении, психике и физиологии подростков. Подростки становятся более раздражительными, у них часто меняется настроение, они могут быть более агрессивными и непослушными. Это связано с гормональными изменениями, происходящими в их организме.
Основные задачи физического воспитания в подростковом возрасте включают формирование интереса к занятиям спортом и развитие спортивного характера. Важно научить подростков преодолевать трудности, не бояться неудач и настойчиво стремиться к достижению поставленных целей.
Особенности морфофункциональной организации подростков также требуют учета при организации физического воспитания. Подростковый возраст характеризуется усиленными окислительными процессами, эндокринными сдвигами и усиленным половым созреванием. В этом возрасте важно следить за правильным питанием и образом жизни, чтобы избежать возможных проблем со здоровьем.
Лыжный спорт является одним из ключевых направлений физического воспитания учащихся среднего школьного возраста. Занятия лыжным спортом всесторонне развивают организм, улучшают работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, способствуют развитию выносливости, силы и других физических качеств.
Лыжный спорт также воспитывает морально-волевые качества, укрепляет здоровье и повышает устойчивость к заболеваниям. Физическая подготовка в лыжном спорте включает общую и специальную подготовку. Общая физическая подготовка направлена на достижение высокой работоспособности, развитие физических качеств и укрепление здоровья. Специальная физическая подготовка ориентирована на развитие специфических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в лыжных гонках.
Для повышения эффективности физической подготовки лыжников используются упражнения из других видов спорта и общеразвивающие упражнения. Летом в подготовку включаются упражнения на велосипеде, греблю, плавание и бег, а также спортивные и подвижные игры. При планировании физической нагрузки учитываются возраст, этап подготовки и многолетняя подготовка спортсмена.
Спортивная подготовка по лыжному спорту учащихся среднего школьного возраста предполагает реализацию:
1. Общей физической подготовки, которая включает:
1) комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости;
2) спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости;
3) эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты;
4) циклические упражнения, направленные на развитие выносливости [3, C. 83].
2. Специальной физической подготовки, которая предполагает:
1) передвижение на лыжах по равнинной и пересечённой местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика;
2) комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса [3, C. 85].
3. Технической подготовки, включающей:
1) обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами;
2) обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двушажным ходом;
3) совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегчённых условиях;
4) обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках;
5) обучение преодолению подъёмов «ёлочкой», «полуёлочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом;
6) обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением;
7) обучение поворотам на месте и в движении;
8) знакомство с основными элементами конькового хода [3, C. 87].
4. Контрольные упражнения и соревнования, а именно:
1) упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей);
2) участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле;
3) участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км, в годичном цикле [3, C. 88].
Работа секции по лыжному спорту на базе общеобразовательного учреждения способствует организации образовательного процесса в средней школе в соответствии с современными требованиями, целями и задачами дополнительного образования, в интересах развития личности обучающихся, на основе дифференцированного, разно уровневого современного образования [4, C. 5].
Дополнительная образовательная программа по лыжному спорту рассчитывается на 52 недели в год.
Учебно-тренировочная нагрузка к объему учебно-тренировочного процесса рассчитывается для каждого учебно-тренировочного занятия на основании ее интенсивности, длительности и для каждого этапа спортивной подготовки, имеет свой часовой недельный (годовой) объем. В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические, восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
В объем учебно-тренировочной нагрузки входит время восстановления организма обучающегося после определенной нагрузки и при кратковременной тренировке с высокой интенсивностью, долговременной тренировки с низкой интенсивностью, а также аспекты морально-волевой и теоретической подготовки.
Основные формы осуществления спортивной подготовки, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль [6].
Основной формой проведения тренировочных занятий является занятие продолжительностью не более 2-х часов на этапах начальной подготовки и не более 3-х часов на учебно-тренировочных этапах.
Методика: Для проведения исследования был выбран пример лыжной секции МБОУ СШ 13 г. Арзамас. Для разработки подходящей программы спортивной подготовки был использован анализ существующих методик и опыта зарубежных и отечественных учебных заведений, занимающихся данной проблематикой. Были использованы как теоретические, так и практические материалы, основанные на результативных методах спортивной гимнастики, биологии, физиологии и педагогике.
Формы контроля: Для оценки эффективности программы используются различные формы контроля, такие как тестирование физической подготовленности, участие в соревнованиях, ведение дневника самоконтроля, наблюдение тренера и т.
В рамках настоящего исследования использовались следующие контрольные испытания (тесты):
1. Бег на 30 метров с высокого старта;
2. Челночный бег 3*10 метров;
3. Бег на 1500 метров;
4. Прыжок в длину с места с толчком двумя ногами;
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;
6. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см)
Данные упражнения позволяют выявить физические способности, такие как: скорость, координация, скоростно-силовые качества, сила, выносливость и гибкость. Полученные результаты смогут подтвердить или опровергнуть данные, полученные на начальных стадиях нашего исследования.
Исследование проходило в несколько этапов:
1. Подготовительный этап (сентябрь 2023г.)
Включал:
- Определение цели и задач исследования;
- Подбор информационных источников;
- Изучение и анализ научно-методической литературы в рамках систематизации знаний для организации экспериментальной работы;
- Разработку дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки, ориентированной на учащихся среднего школьного возраста;
2. Констатирующий этап (сентябрь 2023г.)
Предполагал:
- определение базы проведения педагогического эксперимента. В качестве базы исследования была выбрана МБОУ СШ № 13 г. Арзамаса Нижегородской области, на базе которой организована лыжная секция, ориентированная на учащихся среднего школьного возраста;
- формирование экспериментальной и контрольной групп:
Экспериментальная группа: воспитанники лыжной секции, организованной на базе МБОУ СШ № 13 г. Арзамаса Нижегородской области в рамках реализации разработанной общеразвивающей программы дополнительного образования по лыжному спорту.
Количество участников экспериментальной группы: 20 учеников в возрасте 11-14 лет.
Контрольная группа: учащиеся МБОУ СШ № 13 г. Арзамаса Нижегородской области, не посещающих лыжную секцию.
Количество участников контрольной группы: 20 учеников в возрасте 11-14 лет.
- Проведение предварительного тестирования участников экспериментальной и контрольной групп с последующим сопоставлением результатом (установление тождественности полученных результатов и, как следствие, возможности для дальнейшего исследования по окончании исследования).
3. Формирующий этап (сентябрь-декабрь 2023г.)
На данном этапе исследования осуществлялась непосредственная реализация разработанной общеразвивающей программы дополнительного образования по лыжному спорту в отношении участников экспериментальной группы, организованной на базе МБОУ СШ № 13 г. Арзамаса Нижегородской области. Что же касается участников контрольной группы, никто из них не посещал спортивные секции по какому-либо виду спорта, посещая лишь занятия по физической культуре лишь в рамках уроков в соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 13 г. Арзамаса Нижегородской области.
4. Контрольный этап (декабрь 2023 г.)
Предполагал проведение повторного тестирования участников экспериментальной и контрольной групп с последующим сопоставлением результатов тестирования (сдача нормативов (испытаний)).
Результатом сравнительного анализа итогов повторного тестирования (повторная сдача нормативов (испытаний)) будет выступать вывод относительно степени эффективности разработанной дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки, ориентированной на учащихся среднего школьного возраста, которая была реализована на базе лыжной секции МБОУ СШ № 13 г. Арзамаса Нижегородской области.
Таким образом, на основании результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, представляется возможным проверить справедливость выдвинутой гипотезы, и, в том случае, если гипотеза найдет свое подтверждение, достигнуть цель исследования через решение исследовательских задач.
Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 1 год реализации в качестве дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки.
Режим проведения занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю в течение 1 года (72 часа). Длительность одного занятия составляет 1 час (45 минут).
Форма проведения занятий: очная.
Реализация Программы предполагает наличие постоянного состава обучающихся, вовлеченных в учебно-тренировочный процесс.
Дадим краткую характеристику содержательному аспекту разработанной Программы.
Блок теоретической подготовки учащихся включает изучение следующих тематических блоков:
1) История возникновения лыжного спорта, в том числе:
- место лыжного спорта в современном мире;
- значение и история возникновения деталей спортивного снаряжения для занятий лыжным спортом;
- история и современные формы соревновательной деятельности по лыжному спорту;
2) Основы техники безопасности на занятиях по лыжному спорту, в том числе;
3) Основы ведения здорового образа жизни, спортивная гигиена, закаливание;
4) Характеристика техники лыжных ходов. Тактическая подготовка.
5) Цели и задачи спортивных соревнований по лыжному спорту.
Блок практической подготовки учащихся включает реализацию следующих разделов:
1) Раздел общей физической подготовки, включая:
- общеразвивающие упражнения (гибкость, выносливость, силовые качества, координация);
- спортивные и подвижные игры (ловкость, выносливость, быстрота);
- эстафеты, прыжковые упражнения (быстрота, скоростно-силовые качества);
- циклические упражнения (выносливость).
2) Раздел специальной физической подготовки, включая:
- передвижение на лыжах по различной местности в различных погодных условиях;
- упражнения на увеличение аэробной производительности организма учащегося;
- формирование и развитие морально-волевых качеств;
- комплексы специальных упражнений (силовая выносливость мышц ног и плечевого пояса).
3) Раздел технической подготовки, включая:
- освоение общей схемы передвижений с использованием лыжного хода;
- выполнение специальных упражнений подготовительного характера (скользящий шаг, одноопорное скольжение, попеременный двухшажный ход);
- совершенствование техники выполнения лыжных ходов;
- овладение техниками спуска и подъема;
- овладение техников торможения и выполнения поворотов;
- обучение коньковому ходу.
Содержанием Программы предусмотрено проведение углубленного медицинского освидетельствования воспитанников, а также проведение контрольных упражнений и соревнований.
С целью оценки эффективности разработанной нами Программы спортивной подготовки учащихся среднего звена был проведен педагогический эксперимент (сентябрь 2023 – декабрь 2023 гг.), который проходил на базе МБОУ СШ № 13 г. Арзамас Нижегородской области.
Для проверки гипотезы исследования, предполагающей, что реализация дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки по лыжному спорту для учащихся среднего школьного возраста и ее практической реализации на базе лыжной секции МБОУ СШ №13 г. Арзамаса Нижегородской области будет способствовать совершенствованию двигательных навыков учащихся среднего школьного возраста, формированию у них мотивации к систематическим занятиям лыжным спортом, были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная группа включала учащихся МБОУ СШ № 13 г. Арзамаса Нижегородской области в количестве 20 человек (мальчики в возрасте 11-14 лет), которые занимались в лыжной секции, организованной на базе школы.
Контрольная группа включала учащихся МБОУ СШ № 13 г. Арзамаса Нижегородской области, в количестве 20 человек (мальчики в возрасте 11-14 лет), которые не посещали лыжную секцию. Мы можем отметить, что возрастной состав экспериментальной и контрольной групп является идентичным, что представляет возможным сопоставлять результаты тестирования.
На этапе формирующего эксперимента (сентябрь – декабрь 2023 г.) в отношении учащихся экспериментальной группы была реализована дополнительная общеразвивающая Программа спортивной подготовки учащихся среднего звена на базе лыжной секции МБОУ СШ 13 г. Арзамас Нижегородской области. По промежуточным итогам реализации Программы (декабрь 2023 г.) была организована повторная сдача нормативов в экспериментальной и контрольной группе (контрольный эксперимент).
Для оценки степени эффективности разработанной программы сопоставим результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Так, если будет наблюдаться существенная разница в результатах контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что разработанная нами Программа является эффективной.
Таблица 1
Результаты изучения уровня общей физической подготовки учащихся в контрольной и экспериментальной группах (значения показателей) – контрольный этап эксперимента
Наименование норматива
Контрольная группа
Экспериментальная группа
1. Бег на 30 метров с высокого старта
5,6 сек.
5,1 сек.
2. Челночный бег 3*10 метров
8,9 сек.
7,9 сек.
3. Бег на 1500 метров
8.05 (мин, сек)
6,5 (мин, сек)
4. Прыжок в длину с места с толчком двумя ногами
1,48 м
1,8 м
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
13 раз
21 раз
6. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см)
+4
+9
Представим разницу полученных результатах в виде диаграммы (см. Рисунок 1)
Рисунок 1. Результаты изучения уровня общей физической подготовки учащихся в контрольной и экспериментальной группах (значения показателей) – контрольный этап эксперимента
Рассмотрим полученные результаты, представленные в Таблице 1 и на Рисунке 1:
1. Бег на 30 метров с высокого старта: в контрольной группе наблюдается незначительное сокращение среднего времени преодоления дистанции, в то время как в экспериментальной группе отмечаем значительные изменения (разница между результатами учащихся контрольной и экспериментальной группы составила 0,5 сек);
2. Челночный бег (3*10 метров): в контрольной группе наблюдается незначительное сокращение среднего времени преодоления дистанции, в то время как в экспериментальной группе отмечаем значительные изменения (разница между результатами учащихся контрольной и экспериментальной группы составила 1 сек);
3. Бег на 1500 метров: в контрольной группе наблюдается незначительное сокращение среднего времени преодоления дистанции, в то время как в экспериментальной группе отмечаем значительные изменения (разница между результатами учащихся контрольной и экспериментальной группы составила 1,55 мин);
4. Прыжок в длину с места с толчком двумя ногами: в контрольной группе наблюдается незначительное увеличение дистанции, в то время как в экспериментальной группе отмечаем значительные изменения (разница между результатами учащихся контрольной и экспериментальной группы составила 0,32 м);
5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу: в контрольной группе наблюдается незначительное увеличение количества повторений упражнения, в то время как в экспериментальной группе отмечаем значительные изменения (разница между результатами учащихся контрольной и экспериментальной группы составила 8 раз);
6. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье: в контрольной группе наблюдается незначительное увеличение глубины наклона от уровня скамьи, в то время как в экспериментальной группе отмечаем значительные изменения (разница между результатами учащихся контрольной и экспериментальной группы составила 5 см).
Таким образом, проанализировав результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапах эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что имеет место значительная разница между результатами повторного тестирования (сдача нормативов) в пользу участников экспериментальной группы, что свидетельствует о значительном улучшении уровня общей физической подготовки респондентов экспериментальной группы по сравнению с результатами респондентов контрольной группы. Сопоставив полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что реализация разработанной нами дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки по лыжному спорту для учащихся среднего школьного возраста способствует улучшению уровня ее общей физической подготовленности воспитанников. Соответственно, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
Результаты и обсуждение: В результате разработки дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки для учащихся среднего звена лыжной секции МБОУ СШ 13 г. Арзамас были достигнуты следующие положительные результаты: улучшение общей физической подготовленности участников, повышение спортивных достижений, развитие лидерских навыков, а также формирование здорового образа жизни учеников. Программа оказалась эффективной и успешно внедрена в учебный процесс.
Заключение
Разработка дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки для учащихся среднего звена является актуальной задачей сегодняшнего дня. На примере лыжной секции МБОУ СШ 13 г. Арзамас в Нижегородской области была разработана эффективная программа, способствующая развитию спортивных навыков и общей физической подготовки учащихся. Эта программа может быть использована в других учебных заведениях как основа для разработки своих собственных общеразвивающих программ спортивной подготовки.
Программа была разработана и ориентирована на учащихся среднего звена общеобразовательной школы (11-14 лет), рассчитана на 1 учебный год с режимом проведения занятий 2 раза в неделю, длительность одного занятия – 1 академический час (45 минут).
Для того, чтобы проверить справедливость результатов проверки эффективности разработанной Программы до начала ее реализации (сентябрь 2023 г.) в экспериментальной и контрольной группах было проведено предварительное изучение уровня общей физической подготовленности учащихся, входящих в экспериментальную и контрольную группы с использованием метода сдачи нормативов в рамках констатирующего эксперимента. По результатам констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что показатели сдачи нормативов в экспериментальной и контрольной группах являются идентичными. Соответственно, при оценке степени эффективности разработанной программы мы можем сравнивать результаты, полученные в данных группах, и, на основании данного сравнения, делать соответствующей вывод.
На этапе формирующего эксперимента (сентябрь – декабрь 2023 г.) в отношении учащихся экспериментальной группы была реализована дополнительная общеразвивающая Программа спортивной подготовки учащихся среднего звена на базе лыжной секции МБОУ СШ 13 г. Арзамас Нижегородской области. По промежуточным итогам реализации Программы (декабрь 2023 г.) была организована повторная сдача нормативов в экспериментальной и контрольной группе (контрольный эксперимент).
Проанализировав результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапах эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что имеет место значительная разница между результатами повторного тестирования (сдача нормативов) в пользу участников экспериментальной группы, что свидетельствует о значительном улучшении уровня общей физической подготовки респондентов экспериментальной группы по сравнению с результатами респондентов контрольной группы. Сопоставив полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что реализация разработанной нами дополнительной общеразвивающей программы спортивной подготовки по лыжному спорту для учащихся среднего школьного возраста способствует улучшению уровня ее общей физической подготовленности воспитанников. Соответственно, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, цель работы можно считать достигнутой.
Список источников
Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г, Буйнов, Л. П. Макарова, М. В.
Пазыркина
// Современные проблемы науки и образования. 2021. № 4. — С. 242.
Гужаловский
, А.А. Развитие физических качеств у школьников // А.А.
Гужаловский
. – СПб: Питер, 2017. – 266с.
Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР/
П.В.Кващук
и др. – М.: СПОРТ, 2021. – 286с.
Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. – 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 165с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. – М.: Физкультура и спорт, 2020. – 348с.
Ширковец
, Е.А., Шустин, Б.Н. Общие принципы тренировки скоростно-силовых качеств в циклических видах спорта / Е.А.
Ширковец
, Б.Н. Шустин. – Вестник спортивной науки. - № 1 (58). – 2022. – С. 48-52.