Разработка индивидуальных программ для коррекции психомоторных навыков у младших школьников | Зайцева Елена Николаевна. Работа №346090
Аннотация. В статье рассматривается разработка индивидуальных программ для коррекции психомоторных навыков у младших школьников с ОВЗ. Описаны основные подходы и методы, способствующие развитию координации движений, мелкой моторики и восприятия, а также их влияние на общее психофизическое развитие детей.
Ключевые слова: индивидуальные программы, психомоторные навыки, коррекция, ОВЗ, младшие школьники, развитие.
РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Зайцева Елена Николаевна, педагог-психолог
МБОУ ОШ №2 города Тюмени
Аннотация. В статье рассматривается разработка индивидуальных программ для коррекции психомоторных навыков у младших школьников с ОВЗ. Описаны основные подходы и методы, способствующие развитию координации движений, мелкой моторики и восприятия, а также их влияние на общее психофизическое развитие детей.
Ключевые слова: индивидуальные программы, психомоторные навыки, коррекция, ОВЗ, младшие школьники, развитие.
Коррекция психомоторных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) играет важную роль в их общем развитии и успешной социализации. Психомоторика включает в себя целый комплекс навыков, связанных с координацией движений, управлением телом, развитием мышечной силы и мелкой моторики. Для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в этих сферах, разработка индивидуальных программ коррекции психомоторных навыков является важным элементом образовательного процесса.
Индивидуальная программа для коррекции психомоторных навыков разрабатывается с учётом особенностей каждого ребёнка, его состояния здоровья, степени развития навыков и возможностей. Первым шагом в разработке такой программы является диагностика уровня развития психомоторных навыков. Педагог-психолог совместно с другими специалистами (учителями, логопедами, врачами) проводит диагностику, которая включает в себя оценку координации движений, мышечного тонуса, уровня развития мелкой и общей моторики, а также способность ребёнка к восприятию и выполнению простых команд. Например, для оценки мелкой моторики можно использовать задания, где ребёнку нужно сложить пазлы или нанизать бусины на нитку.
После диагностики разрабатывается индивидуальный план коррекции, который включает в себя комплекс упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных навыков. Одним из важных компонентов такой программы являются упражнения на развитие мелкой моторики, так как они напрямую связаны с когнитивным развитием и речевыми навыками. Например, ребёнку могут быть предложены игры с мелкими предметами, такие как работа с пластилином, мозаикой, сортером или пазлами. Такие занятия помогают развивать точность движений, координацию глаз и рук, а также укрепляют мышцы пальцев и кистей.
Для улучшения координации движений в программу могут быть включены физические упражнения, такие как балансировка на одной ноге, ходьба по линии или игра с мячом. Например, игра "Перепрыгни через препятствие" может быть использована для развития общей координации, а задание "Поймай мяч" помогает улучшить реакцию и координацию рук и глаз. Важно, чтобы упражнения были подобраны с учётом физических возможностей ребёнка и постепенно усложнялись по мере освоения навыков.
Особое внимание уделяется развитию психомоторных процессов через игровые технологии. Игры, такие как "Достань предмет", "Повтори движение" или "Собери фигуру", помогают детям развивать навыки планирования движений, пространственное восприятие и умение координировать свои действия. Например, в игре "Повтори движение" ребёнок должен повторять за педагогом простые движения, такие как хлопки или шаги, что способствует улучшению координации и внимания. Игры также помогают детям лучше взаимодействовать с окружающими, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Сенсорные упражнения также занимают важное место в индивидуальных программах коррекции. Они направлены на развитие восприятия через разные органы чувств: зрение, слух, осязание. Например, упражнения с использованием сенсорных ковриков, где ребёнку нужно пройти по коврику с разными текстурами, помогают развивать тактильные ощущения и укрепляют мышцы ног. В процессе таких упражнений дети учатся чувствовать и различать текстуры, что помогает улучшить восприятие окружающего мира и развивает координацию.
Регулярное мониторинг и корректировка программы также являются важными элементами успешной работы. Педагог-психолог отслеживает успехи ребёнка, оценивает его прогресс и при необходимости вносит изменения в программу. Это позволяет сделать коррекцию психомоторных навыков максимально эффективной и адаптированной к индивидуальным потребностям каждого ребёнка. Важно, чтобы занятия проходили регулярно, так как только при систематическом подходе можно достичь устойчивых результатов в развитии психомоторных навыков.
Взаимодействие с родителями также играет важную роль в реализации индивидуальных программ коррекции. Родители могут выполнять определённые упражнения дома, продолжая работу, начатую в школе. Важно, чтобы родители были осведомлены о целях программы и поддерживали её реализацию, помогая ребёнку на всех этапах коррекционного процесса. Например, родители могут помогать ребёнку выполнять упражнения на развитие мелкой моторики дома, используя игры с конструкторами или рисование.
Таким образом, разработка индивидуальных программ для коррекции психомоторных навыков у младших школьников с ОВЗ является важным элементом работы педагог-психолога. Индивидуальный подход, который учитывает особенности каждого ребёнка, позволяет эффективно развивать координацию движений, мелкую моторику и восприятие, что способствует улучшению общего психофизического развития и социальной адаптации детей. Регулярные занятия, мониторинг успехов и поддержка родителей играют ключевую роль в успешной реализации программы коррекции.
Список литературы
1. Безбородова М.А. Научно-практические вопросы изучения психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6
2. Булатова О. В. Требования к составлению психокоррекционных программ // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1(32) С. 18–23.
3. Мишечкина, Н. А. Программа коррекционно-развивающей работы по проблемам развития познавательной сферы младших школьников / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 152-154.