Разработка классного часа в 5 классе "Семья и Отечество в моей жизни" | Мой кабинет. Работа №344418
Цель классного часа- формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. Развитие личностных качеств гражданина, патриота своего Отечества. Формирование понятий о семейных ценностях происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть.Важно, чтобы эти представления были положительными.
«Семья и Отечество в моей жизни»
Цель классного часа: формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
-развитие личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества.
Задачи:
-Вызвать у детей эмоциональный отклик на предложенную информацию.
- формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;
- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
- формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
- создать единое воспитательное пространство, в котором происходит воспитание и развитие каждого ребенка.
Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н. Толстой.
Организация класса.
Улыбнёмся солнышку, дадим друг другу руку – поднимем настроение себе и другу.
Подайте руку соседу и пустим по кругу искорку хорошего настроения.
Тема нашей сегодняшней встречи обозначена ребусом 7Я (семья)
Тема классного часа лиричная:
Место личного в общем строю,
Чтобы крепла ячейка первичная,
Всесторонне обсудим семью.
Звучит тихая лирическая музыка
Учитель:
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Как вы думаете, почему слово «семья» состоит из семи «я». Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, Богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приласкает? Украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя?»
«Я, я, я» - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь я,
И так на земле появилась семья.
- А сейчас закройте пожалуйста глаза и попытайтесь представить.
Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенными хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…
Откройте глаза.
- Вам понравился этот дом? А чем он Вам понравился?
- Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
- Послушайте стихотворение Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- Перед вами лежат ладошки.
Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.
Дети работают под музыку (Счастливая семья).
Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага..
Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семье и прикрепить свою ладошку на силуэт дома, наполнить его своим теплом.
- Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Учитель: Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, которое есть в душе каждого человека - это любовь к своему Дому.
В современной песне поется: (Песня «Родительский дом»)
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
- Думаю, вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда ждут, поймут, посочувствуют и поддержат?
- Инсценировка сказки В.А. Сухомлинского "Лепесток и цветок”
Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»
Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
— Ты кто? — спрашивает Муравей.
— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.
- Почему погиб лепесток?
Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.
- Предлагается игра "Если я один дома”. Выбирается ведущий. Он бросает мяч по очереди кому-либо из детей. Кто поймал мяч, тот называет занятие, которым он занимается в отсутствие родителей. (Учитель обращает внимание всех игроков на хорошие, полезные дела детей дома, когда они находятся одни).
- Послушайте стихотворение об одном мальчике, который оказался в пустой квартире; учитель просит обратить внимание на то, что он делал.
Агния Барто
В пустой квартире.
Я дверь открыл своим ключом.
Стою в пустой квартире.
Нет, я ничуть не огорчен,
Что я в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Могу я делать, что хочу, -
Ведь я один в квартире,
Один в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Сейчас я радио включу,
Я всех певцов перекричу!
Могу свистеть, стучать дверьми,
Никто не скажет: "Не шуми!"
Никто не скажет: "Не свисти!"
Все на работе до пяти!
Спасибо этому ключу...
Но почему-то я молчу,
И ничего я не хочу
Один в пустой квартире.
- Понравилось ли мальчику одному в пустой квартире? Почему люди не любят жить в одиночестве?
Вывод: каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать.
Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили.
- Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие ложатся на них тяжелым бременем. Я расскажу вам сказку.
- Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот Вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего - пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром.
- И действительно, лучше всегда платить добром, и тогда в каждом Доме будет уют, спокойствие и любовь.
- Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.
Посмотрите на доску. Вам тоже придется сложить пословицы, т.е. расшифровать их. (Родители помогают)
1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС
2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В
3. ОРБОД ИРЕТАМ ИРП, ОЛПЕТ ЕКШЫНЛОС ИРП
Ответы.
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
При солнышке тепло, при матери добро.
Вывод: семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь, и самый дорогой человек для каждого в семье – мама.
Свеча. Любовь матери. (Выходит мама со свечой, зажигает ее и вместе с классным руководителем участвует в сцене)
Учитель -Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом — кого она любит больше всех на свете?
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
Мама - Вот свеча - это я! Её огонь — моя любовь!
Учитель -Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
Мама - Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала — огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…
Учитель -И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток…и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…
Учитель - Ребята, что этим хотела сказать мать своим детям? (Мама хотела сказать, что ее любовь для всех детей большая и теплая, что любви матери хватает на всех ее детей).
Учитель: Ребята, посмотрите на доску
1. Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
О чем говорят нам эти пословицы? (о матери, о Родине)
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
"Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина"
(Игра составь пословицу)
Родина – мать,
Родине служить.
Жить-
умей за неё постоять.
Человек без Родины,
там и пригодится.
Где кто родится,
что соловей без песни
Учитель: Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
(ученик читает стих)
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Учитель: Как могучая и бурная река берёт силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями. Вам хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша Родина была красивой и счастливой?
В ваших руках будущее нашей страны, где будет тепло, уютно, радостно всем нам. Постараемся, чтобы так было?
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья.
В слове «мы» - сто тысяч «Я».
Тем и сильна наша Россия, наша Родина!
Все участники выходят. Дети обнимают своих родителей и поют песню «Берегите семью» (приложение 1). На экране демонстрируется видеоролик с песней. (видеоролик взят с современного учительского портала http://easyen.ru) автор Щербакова Елена Владимировна)
Приложение 1
Песня «Берегите семь!»
1.Семья – это самое на свете родное!
Семья – это тёплый, уютный наш дом…
Семья- это радость от общенья друг с другом,
Семья- круг любимых людей за столом.
Берегите семью! Берегите друг друга!
В семье храните тепло, обнимайте друг друга.
Берегите любовь, она жизнь украшает,
А источник любви – нас, нежно любящий Бог!
2.Семья – это место, где уходит усталость,
Семья – это радостный смех за столом,
Семья – это счастье, когда мы все вместе,
Семья – это тихий родительский дом…
3.В семье в трудный час мы находим поддержку,
В семье нам помогут и нас здесь поймут...
В семье мы возносим все вместе молитву
Чтоб Бог сохранил дорогую семью.
Берегите семью! Берегите друг друга!
В семье храните тепло, обнимайте друг друга.
Берегите любовь, она жизнь украшает,
А источник любви – нас, нежно любящий Бог!
Дорожите семьёй! Дорожите друг другом!
В семье храните тепло, обнимайте друг друга.
Берегите любовь, она жизнь украшает,
А источник любви – нас, нежно любящий Бог!