"Разработка компетентностно-ориентированных заданий при изучении географии" | Галина Юрьевна васильева. Работа №337791
В соответствии с требованиями новых ФГОС в практику преподавания географии внедряется деятельностный подход, требующий от обучающихся определенного уровня сформированности ключевых компетентностей. Идея изменений инновационного опыта учителя, сохранив основное содержание географического образования, перейти от традиционного обучения к компетентностному.
Формирование ключевых компетенций позволяет обучающимся самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с источниками информации; находить и анализировать причинно-следственные связи, законы и закономерности; приобретать функции самостоятельного поиска решений и исследования проблем реальной жизненной ситуации.
«Анализ и разработка компетентностно-ориентированных заданий при изучении дисциплин естественнонаучного»
Учитель географии СОШ № 334 г. Санк-Петербурга «Невская перспектива»
Васильева Галина Юрьевна.
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках географии
Цель предмета географии – формирование в сознание учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении географической среды, готовность к активной деятельности в быстроменяющемся мире. Таким образом, выпускники должны овладеть системой географических знаний и умений, возможностями их применения в жизненных, различных ситуациях, т.е. проявлять компетентность. Компетентностный подход подчёркивает действенную сторону результатов образования, их практическую значимость, т.е. процесса приобретения школьниками опыта в решении практико-ориентированных задач.
Географическое образование должно вооружать школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, использовать карту, вести наблюдения на местности, правильно ориентироваться в пространстве. Прогнозировать тенденции развития окружающей среды.
В соответствии с требованиями новых ФГОС в практику преподавания географии внедряется деятельностный подход, требующий от обучающихся определенного уровня сформированности ключевых компетентностей. Идея изменений инновационного опыта учителя, сохранив основное содержание географического образования, перейти от традиционного обучения к компетентностному.
Формирование ключевых компетенций позволяет обучающимся самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с источниками информации; находить и анализировать причинно-следственные связи, законы и закономерности; приобретать функции самостоятельного поиска решений и исследования проблем реальной жизненной ситуации.
Реализация компетентностного подхода осуществляется в
следующих направлениях:
1. Развитие ключевых компетенций: при работе с учебным материалом (анализ географического понятия и выделение существенных отличительных признаков, выделение в тексте тезиса и аргументов, оценка аргументов по важности, фиксация причинно-следственной связи и др.).
2. Развитие обобщенных умений предметного характера:
- формирование умения интерпретировать таблицы, диаграммы, графики;
- умения сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- умение использования в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений.
3.Усиление практического, прикладного характера образования:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов, различные виды публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности обучающихся;
Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на системно - деятельностный подход в обучении географии.
В своей работе я использую следующие виды деятельности, направленные на усиление практической направленности школьной географии
работа с учебником, географической и научно – популярной литературой
работа со статистическими материалами, с картами и картосхемами
работа на местности
наблюдения за окружающей средой
практикумы
работа с ресурсами Интернет
учебные (практико-ориентированные) проекты
Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества образования играет умение учителя организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.
Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией. В своей работе использую задания, способствующие развитию универсальных умений, которые учащиеся смогут применить, когда это понадобится.
Примеры заданий по географии на формирование личностных качеств.
- Оцените экологическую обстановку города. Выскажите свое отношение. Предложите пути решения.
Задания могут дополнить учебную программу новыми материалами, имеющими общекультурное, широкое гуманитарное значение, которые соответствуют основным изучаемым темам. Таким образом, школьники получают возможность увидеть взаимосвязь явлений, связь науки с жизнью.
Примеры заданий на развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
7 класс Тема: «Австралия»
Мотивация.
Используя текст, карты атласа, сформулируйте аргументы в пользу тезиса:
Австралия – Неведомая южная Земля»
Актуализация знаний и имеющегося опыта в ходе беседы (определяют необыкновенность материка, размеры территории, крайние точки, протяженность, климат, понятие «географическое положение, знакомство с новым термином «эндемики»)
Определение задач урока: выявить особенности географического положения Австралии и оценить его влияние на природу.
9 класс. Тема «Химическая промышленность»
Цель задания: формирование представления о значении отрасли производства химических удобрений и определение основных факторов размещения предприятий по производству минеральных удобрений в России.
1. Выделить и назвать районы Российской Федерации, для которых характерено:
а) размещение предприятий химической промышленности по производству минеральных удобрений
б) территории, где внесение минеральных удобрений не требуется
2. Определить основные причины, которые, на ваш взгляд, влияют:
а) на увеличение производства минеральных удобрений;
Для формирования знаний о развитии химической промышленности в России, используем соответствующие карты Атласа, знания полученные на уроках химии, из СМИ.
5-6 классы Тема: «Географическая карта»
На уроках стараюсь так продумать свою деятельность и учащихся, чтобы им было интересно и познавательно.
Например, урок «Географическая карта»
Перед учащимися ставится проблемная ситуация – прочитав текст
стихотворения, рассказать, о чём говорится в тексте.
«Я видел реки без воды,
А, вы?
Я видел степи без травы,
А, вы?
Я видел страны без людей….»
Для организации самостоятельной работы учащихся перед ними ставятся вопросы.
1. Что нам помогает читать географическую карту (используем настенную карту, карты атласа и текст учебника)
2. С помощью карт Атласа определите, какую информацию мы можем получить, изучая их? (вспомните материал по географии 4- 5 классов)
3. На основе внимательного изучения карт Атласа попытайтесь дать своё определение понятию «Географическая карта».
Объяснение нового материала и усвоение его учащимися — это только начало изучения. Почти на каждом уроке мы имеем дело с новой темой и практически не имеем возможности повторить пройденное ранее. Выбирая разные приемы и методы, при объяснении нового и закреплении старого материала, используем настенные карты, карты Атласа, карты в учебнике.
Результат использования компетентностного подхода.
Использование системы работы, основанной на использовании компетентностного подхода, дает определенные результаты. Применение, информационно - коммуникационных технологий, интерактивных технологий в условиях компетентностного подхода, способствуют социализации личности. На уроке создаются условия, способствующие формированию ключевых компетентностей учащихся, самостоятельности и ответственности при решении учебных и практических задач и повышению интереса учащихся к изучению географии путём развития внутренней мотивации, создания эмоциональной комфортности на уроке. Повышаю творческую активность школьников.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании и формирующей коммуникативные навыки обучающихся, является метод проектов. Он нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. В своей практике я использую задания на формирование проектной компетентности. Такие задания способствуют развитию творческого подхода к конечному результату своего труда, учат выдвигать идеи, ставить цели, планировать свою деятельность, оценивать ее результаты.
11 класс. Форму традиционного реферата я заменила проектной работой “Путешествие по стране” с использованием информационных технологий. Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор школьников, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.
Организационная работа по подготовке творческой работы «Путешествие по стране» строится следующим образом:
1 этап – подготовительный ученик, из раздела (например Зарубежная Европа)
1. выбирает страну, о которой будет делать работу;
2. по типовому плану составляет характеристику страны.
2 этап – самостоятельная творческая работа.
Ученик подбирает информацию для раскрытия пунктов плана.
Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета.
Развивается дидактический принцип –ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.
1. Каждый ученик получает индивидуальные консультации по отобранному материалу и правилам его оформления.
Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и формы изложения собранного материала. Обучающиеся выбирают самостоятельно форму представления результатов своей работы и форму организации познавательной деятельности: индивидуально, парно или в группе, что на основе коммуникативных УУД формируют коммуникативную компетентность. Знание критериев классификации стран – предметная компетенция.
2. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентации включается так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.
Для полного раскрытия “образа страны” в типовой план характеристики страны школьники добавляют свои пункты, например, народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники и т.д. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой заочно побывали.
Так же в типовой план я добавила свой пункт плана:
яркий образ страны, он является последним слайдом презентации, считаю, его особенно важным. Цифры, факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго.
Коммуникативная компетентность проявляется в монологической или диалогической речи учащихся, грамотном ведении дискуссии, умении делать выводы, их аргументация.
Особое внимание уделяю занятиям географией «в природе». Такие уроки значительно расширяют рамки учебного познания, создают особый фон эмоционального комфорта, интенсивно влияя на все стороны личности школьника, прежде всего, на чувственную и эмоциональную составляющие психики подростка. Практическая деятельность учащихся в пределах «зеленого» класса выполняет ряд функций, свойственных здоровьесберегающим технологиям:
эмоциогенную
- улучшение, повышение настроения, пробуждение интереса к учебной деятельности;
диагностическую
- раскрытие собственных резервов внутренней активности, проверка возможностей для самовыражения и самопознания;
релаксационную – снятие или уменьшение школьной тревожности, физического и интеллектуального напряжения; восстановление равновесия сил и резервов;
терапевтическую – коррекция взаимоотношений. Преодоление трудностей, возникших у школьников в общении с одноклассниками, в поведении, в учении.
Результат использования компетентностного подхода.
Использование системы работы, основанной на использовании компетентностного подхода, дает определенные результаты. Применение, информационно - коммуникационных технологий, интерактивных технологий в условиях компетентностного подхода, способствуют социализации личности. На уроке создаю условия, способствующие формированию ключевых компетентностей учащихся, самостоятельности и ответственности при решении учебных и практических задач и повышению интереса учащихся к изучению географии путём развития внутренней мотивации, создания эмоциональной комфортности на уроке. Повышаю творческую активность школьников.
02.02.2024 года.