Разработка конспекта группового логопедического занятия с детьми с ОНР (ⅡI уровня) по теме: «Путешествие в страну насекомых» | Екатерина Ивановна Антонова. Работа №346038
Разработка конспекта группового логопедического занятия с детьми с ОНР (ⅡI уровня) по теме: «Путешествие в страну насекомых»
На этом занятии мы отправимсЯ в улекательное путешествие в странну насекомых. РебЯта смогут уточнить и закрепить свои знаниЯ с помощью разных речевых, дыхательных и игровых заданий.
Разработка конспекта группового логопедического занятия с детьми с ОНР (ⅡI уровня) по теме: «Путешествие в страну насекомых»
Работу выполнила:
Антонова Екатерина Ивановна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 53 «Солнышко»
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2022 год
Цели:
Коррекционно-образовательные.
Уточнение и закрепление знания детей о насекомых.
Расширение и активация словаря,
совершенствование грамматического строя речи (образование
притяжательных прилагательных
,
согласование числительных с существительными
,
с
овершенствовать
умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число
).
Коррекционно-развивающие
. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления,
артикуляционной и
общей моторики,
речевого дыхания,
зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные
:
Р
азвитие
навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: аудиозапись «голоса птиц», зеркала, картинки «зеленая лужайка», картинки с изображением насекомых ,
картинки «Где живут насекомые», аудиозапись «звуки насекомых», карточки с насекомыми к игре «Посчитайка», (муравей, стрекоза, кузнечик, жук, комар), картинки, вырезанные по контуру (пчела, муравей, кузнечик, бабочка, божья коровка) и к ним конверты с заданиями.
Ход занятия
I Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята! Послушайте, кто так красиво поет? (аудиозапись)
Дети: Это птицы поют.
Логопед: Правильно. А чем питаются птицы?
Дети: Птицы питаются семенами и зернышками.
Дети: Птицы питаются насекомыми.
II Основная Часть
1.Сообщение темы занятия
У вас на столе лежат необычные лужайки. Давайте на них подуем и узнаем, кто же там спрятался? Не забываем выполнять правила: плечики не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).
Логопед: А теперь скажите, кто же спрятался на вашей лужайке?
Дети: На моей лужайке спрятался муравей.
Дети: На моей лужайке спряталась стрекоза.
(кузнечик, жук, комар.)
Логопед: Как мы назовём их одним словом?
Дети: Это насекомые.
Логопед: Правильно, насекомые. Насекомых на земле очень много. Некоторые насекомые приносят пользу, другие вред. Какие насекомые приносят пользу? В чём состоит эта польза?
Дети: Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Логопед: Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается?
Дети: Жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах). Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.
Логопед: Где живут насекомые? (картинки подсказки)
Дети: Пчёлы в ульях (деревянный домик, который строит для них человек). Муравьи в муравейнике (самостоятельно строят дом). Осы в осиных гнёздах (гнездо похоже на шар). Шмели живут в земле, в норках.
Логопед: Давайте теперь рассмотрим строение насекомых:
Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка. На голове пара сложных глаз и пара усиков. На груди три пары ног (всего их 6) и у большинства насекомых крылья.
Логопед: Предлагаю вам отправиться на «Планету насекомых»
-Раз, два, повернись на планете насекомых очутись
(звучит музыка – звуки насекомых)
-Послушайте, что это за звуки? (звуки насекомых)
Логопед: Смотрите, кто нас встречает
Дети: Пчела, бабочка, кузнечик , муравей и божья коровка.
Логопед: Ребята, насекомые очень рады нас видеть у себя в гостях и хотят с нами поиграть. Они приготовили для нас разные интересные задания. (Картинки с насекомыми и конверты с заданиями разложены по кабинету»
Логопед с детьми подходи к первому столу
Логопед: Ребята кто нас здесь встречает?
Дети: Муравей.
Логопед: Что же он для нас приготовил?
Логопед открывает конверт с заданием.
Логопед: Муравей хочет, научится выполнять гимнастику для язычка «Насекомые». Научим его?
Дети: Да
Артикуляционная гимнастика к занятию «Насекомые» с предъявлением иллюстрированных карточек
1. Упр. для щечных мышц «Гусеница»
«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела.
(Щечки «надули-сдули» - 5 раз)
2. Упр. для круговой мышцы рта и губ «Муха»
«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок».
(Упр. «Улыбочка-трубочка»- 8 раз)
3. Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»
«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-
Крылышками машет»
(Упр. «Качели» - 8 раз)
4. Упр. для мышц языка «Шмель»
«Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
А потом он всем сказал:
«Очень вкусный был нектар!»
(«Упр. «Вкусное варенье» - 5 раз)
5. Упр. на расслабление мышц губ «Жук»
«Он летит во весь опор
И жужжит его мотор….»
(Упр. «Бр-р-р»… губами»)
Логопед с детьми подходят к другому столу
Логопед: Ребята кто нас здесь встречает?
Дети: Это бабочка
Логопед: Бабочка хочет поиграть с нами в игру «Чьи лапки, чья голова?»
- У вас на столе перевёрнутые карточки с изображением разных насекомых. Вы по очереди вытягивает любую картинку и составляет словосочетание)
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы? (пчелиные лапки, пчелиная голова)
У таракана? (тараканьи лапки, тараканья голова)
У комара? (комариные лапки, комариная голова)
У стрекозы? (стрекозьи лапки, стрекозья голова)
У осы? (осиные лапки, осиная голова)
У шмеля? (шмелиные лапки, шмелиная голова)
Логопед: Молодцы ребята ! Бабочки очень понравилось с вами играть.
Логопед и дети перемещаются к следующему персонажу
Логопед: Давайте посмотрим, кто это?
Дети: Кузнечик.
Логопед: Что же он для нас приготовил?
Логопед открывает конверт с заданием.
Логопед: Кузнечик хочет, чтобы мы выполнили с ним его любимую зарядку.
Физкультурная минутка «Кузнечик» (стихотворные строки сочетаются с соответствующими движениями)
Поднимайте плечики
раз-два, раз-два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
Логопед: ребята какие вы молодцы! И кузнечику очень понравилось! Но нам пора отправляться дальше (логопед и дети перемещаются к следующему персонажу)
Логопед: Давайте посмотрим, кто это?
Дети: Пчелка
Логопед: Что же она для нас приготовила?
Логопед открывает конверт с заданием. Дидактическое упражнение «Посчитай насекомых»
Логопед: У вас на столе перевёрнутые карточки с изображением разных насекомых (жук, стрекоза, гусеница, божья коровка, комар, муха, пчела, бабочка, оса, шмель, муравей,). Вы по очереди вытягивает любую картинку и считаете сколько у вас насекомых.
Логопед: Я начну первая, у меня 1 бабочка, 2 бабочки, 3 бабочки, 4 бабочки, 5 бабочек
Логопед: Максим, у тебя кто? Посчитай их.
Дети поочередно считают насекомых
Логопед: Вы молодцы выполнили задания от пчелки
Логопед с детьми подходят к другому столу
Логопед: Ребята кто нас здесь встречает?
Дети: Это божья коровка
Логопед: Бабочка хочет поиграть с нами в игру «Кто как передвигается». Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить.
Зеленый кузнечик прыгает, а полосатые пчелы … (летают).
Майский жук ползает, а маленькие кузнечики …(прыгают).
Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивые муравьи …(ползают).
Надоедливая муха летает, а красивые бабочки…(порхают).
Маленький комар летает, а большие кузнечики….
Красный муравей ползает, а быстрые стрекозы….
Сильный муравей ползает, а зеленые кузнечики ….
Логопед: Вы молодцы выполнили задания от божьей коровки
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вы сегодня молодцы! Верно справились со всеми заданиями. Насекомым очень понравилось с нами играть. Они приготовили для вас подарок - раскраски с их изображениями. Но нам пора возвращаться с планеты насекомых обратно в детский сад!
Логопед: Раз, два, три, повернись
В детском саду очутись
Логопед: Где мы с вами побывали? (ответы детей)
Логопед: Что нового сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей)
Логопед: А теперь я предлагаю вам самим оценить сваю работу:
- если вы со всеми заданиями во время путешествия справились верно, посадите бабочку на клумбу;
- если испытывали затруднения – божью коровку.
Логопед: Вы молодцы!
Государственное областное бюджетное учреждение
«Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация, содержание и направления логопедической работы в соответствии с ФГОС с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Анализ проведённого занятия
Работу выполнила:
Антонова Екатерина Ивановна
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 53 «Солнышко»
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
2022 год
Анализ группового логопедического занятия с детьми с ОНР (III уровня) по теме: «Путешествие в страну насекомых»
Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными, совершенствовать умение преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число).
Коррекционно-развивающие цели: Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, артикуляционной и общей моторики, речевого дыхания, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные цели: Развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Тема занятия соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы.
Занятие рассчитано для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).
Форма организации занятия – групповая, длительность 25 мин. Количество детей: 5
На занятия логопед сочетала разные виды деятельности - игровую, коммуникативную, познавательную, двигательную, это позволяло удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и способствовало профилактике переутомления. Снятию усталости и напряжения, поддержанию интереса детей помогало использование сюжетно-игровой основы на протяжении всего занятия (Дети помогали Соне правильно произносить звук). Сюжетно-игровая основа позволяла связать между собой отдельные компоненты занятия.
Речевой материал соответствовал целям и теме занятия.
Конспект занятия построен последовательно и логично.
Активизации умственной деятельности детей способствовал выбранный логопедом игровой приём, который пронизывал все составляющие элементы занятия и делал его единым целым, поддерживал положительный настрой и желание с интересом выполнять задания. Выбранные методы и приемы работы соответствовали возрасту детей, и был подобраны в доступной форме с учётом индивидуальных особенностей.
С целью развития артикуляционной моторики и включения детей в занятие была использованная игровая гимнастика в стихотворной форме с предъявлением иллюстрированных карточек.
В качестве динамической паузы использовалась физминутка «Кузнечик » для профилактики переутомления и снятия напряжения, которая соответствовала теме занятия.
Использовались необходимые и красочные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и поддержанию интереса у детей.
Темп ведения занятия был спокойный, речь логопеда доброжелательная, располагающая к общению и совместной работе детей и взрослого.
На протяжении всего занятия у детей сохранятся интерес, внимание, положительная мотивация, чему способствовал благоприятный эмоциональный фон, поощрение правильно выполненных заданий, соревновательные элементы.
Логопед следил за четким проговариванием и полным ответом детей, в случае ошибок тактично и доходчиво привлекала внимание детей, не торопя подводила их к правильному ответу, помогая с помощью картинок и наводящих вопросов. Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными, и старались дать правильные ответы, были трудности в образование притяжательных прилагательных и согласование числительных с существительными.
Занятие было насыщенным, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.