разработка МЕТОД СИНЕКТИКИ - МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА | Баша Елена Николаевна. Работа №351047. Номер работы: №351047
познакомить учащихся с четырьмя приемами аналогии метода синектики;
- закрепить понятия «функции предмета» (главная и второстепенная);
- развивать гибкость воображения и способность к переносу (аналогизирование);
- формировать основу логического анализа окружающей действительности;
- работать над рифмой в стихотворениях;
Цели:
- познакомить учащихся с четырьмя приемами аналогии метода синектики;
- закрепить понятия функции предмета (главная и второстепенная);
- развивать гибкость воображения и способность к переносу (аналогизирование);
- формировать основу логического анализа окружающей действительности;
- работать над рифмой в стихотворениях;
- развивать пространственные представления;
- учить применять прием предварительное действие при решении изобретательской задачи;
- развивать речь учащихся.
План урока:
- игра Хорошо-плохо (еж);
- работа над рифмой стихотворений о еже;
- главная и второстепенная функции иголки;
- личная аналогия - эмпатия (вживание в образ иголки);
- символическая аналогия (нахождение краткого символического описания иголки);
- фантастическая аналогия (иголка-волшебница);
- прямая аналогия (сравнение колющихся предметов с аналогичными предметами в природе или технике). Решение изобретательской задачи про бутылки с ядовитыми жидкостями;
- игра Танфам (плоскостное моделирование ели);
- решение изобретательской задачи про ель.
Оборудование:
- иллюстрации зверей: еж, волк, лиса, медведь;
- картинки: филин, сова, ястреб, гадюка, лягушка, ящерица, мышь, птица жук, паук, дождевой червяк, многоножки, пчелы, осы, улитки, енот.
Раздаточный материал (у каждого учащегося):
- напечатанный текст стихотворений с пропущенными словами;
- тангры для конструирования ели.
1. Игра Хорошо - плохо (еж).
О ком сегодня пойдет речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:
Шубка-иголки,
Свернется он - колкий.
Рукой не возьмешь.
Кто это?... (Еж)
- Выясним, какие у ежа сильные и слабые стороны, что для него хорошо, а что плохо. Разобраться в этом нам поможет стихотворение Ежик Платона Воронько.
Ежик маленький сердит:
Он колючками покрыт!
- У других пушок и шерстка,
Им не колко, и не жестко.
Почему достались мне
Сто колючек на спине?
Чем недоволен маленький ежик?
Послушайте продолжение стихотворения.
Серый волк подкрался сзади,
Но с клубком не смог он сладить:
Нос и губы поколол
И голодный в лес ушел.
У ежа довольный вид:
Он колючками покрыт!
-А теперь чем доволен ежик?
Вы видите, что в любом предмете есть плохие и хорошие стороны,нужно уметь их находить.
Ёж
ХОРОШО
ПЛОХО
1. Еж, отгороженный от всех колючим барьером, немногих врагов страшится. Еж может свертываться в клубок. Так он спит и спасается от врагов.
1. Филин – самый опасный враг ежа. И другие хищные птицы с длинными когтями и роговой броней на лапах (сова, ястреб), смяв колючки, пронзают ежа своим бесчувственным к уколам оружием.
Но вот как лиса умудряется ежей есть, пожалуй, еще загадка. Она его, говорят, шаром свернувшегося, в воду катит, и там он волей-неволей должен развернуться – тогда и хватает рыжая колючего за морду. Рассказывают еще так: лиса, чтобы развернуть иглистый шар, прыскает на него своей мочой. Так ли, нет ли – ученые пока не проверили.
Другой враг – волк.
2. Еж – гроза змей. Увидит гадюку, потихонечку, незаметно подберется, потом быстрый бросок и, прикрывшись иголками, хватает змею острыми зубами, где удается. Взвивается гадюка, кусает ежа. Но куда ни укусит – всюду натыкается на колючий барьер. А еж атакует раз за разом и норовит укусить все в одно и то же место.
2. Бывают, конечно, и неудачи: изловчится гадюка и укусит колючего в нос. Вот тут беда. Хорошо, если нос, чуть распухнув, поболит немного и заживет. Но может еж и умереть от змеиного укуса.
3. Еж – неприхотливое в еде животное. Он ест все, что попадается на пути: лягушек, ящериц, змей, мышей, птиц и их яйца, жуков, пауков, насекомых и их личинок, дождевых червей, многоножек, улиток.
3. Еж – не всеядное животное (растения не ест).
4. Сильный яд змеи и других ядовитых животных на ежа не действует.
4. Змею еж ест всю целиком и часто вместе с головой и ядовитыми железами. Это очень удивительно! Мало того, ест он (и в немалом количестве) и других ядовитых животных: шпанских мушек и жуков маск, в крови которых очень сильный яд каптаридин, и потому никто, кроме ежа, их не трогает.
5. Одного ежа сразу укусили 52 пчелы, а он не умер и не заболел.
5. Еж разоряет гнезда шмелей, ос, пчел и пожирает этих жалоносцев без страха, хотя они его и жалят.
6. У ежа хорошо развито обоняние. Запах насекомых он распознает за метр. При охоте на животных и для обнаружения врагов еж пользуется своим чутким слухом.
6. Зрение и вкус у ежа слабые. Осязание почти отсутствует.
7. Еж хорошо плавает, быстро работая лапками и поднимая кверху голову.
7. Еж – тихоход. Живую мышь в большой комнате ему трудно поймать. Бывает, что, удачно загнав в угол, еж поймает и съест мышь. Но все в его поведении говорит, что такая еда для него не самая обычная и желанная.
8. Еж ведет ночной образ жизни. Днем спит под кустом, меж корней, иногда в норе, в низких дуплах. Он покидает свое дневное убежище только с наступлением темноты.
9. Еж сам себе роет нору (нередко довольно глубокую – до полутора метров) или переделывает чужие норы. У норы два выхода: один из них, самый ветреный, заткнут сухими листьями.
10. Осенью еж утепляет свою нору сухими листьями, травой. С наступлением заморозков он плотно закрывает входное отверстие изнутри и засыпает. Еж впадает в спячку. Температура тела у ежа зимой падает с 33,7 С до 1,8 С. В таком состоянии он может находится до 240 дней в году. Поддерживает его существование зимой накопленный в теле жир.
- Какая польза человеку от ежа?
Некоторые европейцы ежей едят, запекая их в сырой глине.
Охрана садов и полей. Ежи уничтожают массу вредных насекомых,мышей.
-Какой вред он приносит?
Разоряет птичьи гнезда.
Ест крохотных зайчат.
Вывод:
Многие исследователи заявляют, что неправильно делить диких животных на хороших и плохих, на полезных и вредных.
В природе между различными видами животных и растений за миллионы лет их совместного существования установилось естественное равновесие. Безрассудное уничтожение разных зверей и птиц может нарушить это равновесие, и тогда начнут гибнуть и другие животные и даже растения, расплодятся вредители и сорняки.
2. Работа над рифмой стихотворений о еже (самостоятельная работа).
-Вставить в конце строк стихотворений о еже подходящие по смыслуи в рифму слова.
Волк и еж
Волк, чащобою кружа, Повстречал в обед... ежа И сказал: - Опять, сосед, Ты с иголочки... (одет).
Ежата-детки
Ежата-детки хоть куда! И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых... (рукавицах).
Хитрый ежик Хитрый ежик - чудачок Сшил колючий ... (пиджачок): Сто булавок на груди, Сто булавок позади. Ходит еж в саду по травке, Натыкает на... (булавки)
Грушу, сливу - всякий плод, Что под деревом... (найдет), И с подарочком богатым Возвращается к... (ежатам).
После проверки вставленных слов спросить у детей:
Что значит одет с иголочки? (В только что сшитом, новом и нарядном костюме.)
Что значит держать кого-нибудь в ежовых рукавицах? (Обходиться с кем-нибудь строго, сурово.)
Как вы понимаете выражение как на иголках? (Находиться вкрайне неспокойном, нервном состоянии.)
3. Главная и второстепенные функции иголки.
-Послушайте стихотворение В. Суслова:
Ежик в баньке вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту еж: - Ты мне спинку не потрешь?
Как вы думаете, согласился ли енот потереть ежику спинку? (Нет.)
Почему? (На спинке иголки.)
У ежика иголки. А какие еще бывают иголки? (Швейные.)
Что такое швейная иголка (или игла)? (Это заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нити.)
Какая главная функция иголки? (Употребляется для шитья.)
А второстепенные?
а) иголка нужна, чтобы вытащить занозу;
б) в лечебных целях - иглоукалывание - лечение уколами игл;
в) когда сводит ногу при купании, надо уколоть ногу иголкой и др.
4. Личная аналогия - эмпатия.
Сведения для учителя:
Американский исследователь Уильям Гордон предложил использовать при решении изобретательских задач метод генерирования идей -синектику (в переводе с греческого синтетика - объединение разнородных элементов). Особый прием синектики - эмпатия. Суть этого приема в том, что человек представляет себя предметом, о котором идет речь в задаче, вживается в образ этого предмета и пытается решить задачу, посмотрев на нее глазами данного предмета. Это чисто психологический прием, расчет на то, что неожиданный взгляд на задачу позволит увидеть нечто новое.
-Представьте себя иголкой. Если ты иголка, то какая ты?(Запись определений в столбик.)
-острая- серебристая
-колющая-твердая- тонкая- прочная
маленькая- холодная
неживая- подвижная
- стальная- гибкая
Что бы вы испытывали, если бы были иголкой? (Я настолько мала,что меня постоянно теряют.)
Что вы можете сделать? (Сшить ткань, раздвинуть нити ткани, проколоть дырку в ткани, пролезть в узкую щель, уколоть, сделать больно).
- Что иголка делает?
(Запись функций предмета в столбик.)
- шьет;
- соединяет;
- тащит за собой нить, как лошадь.
5. Символическая аналогия (нахождение краткого символического описания иголки).
Сведения для учителя:
Прием синектики - символическая аналогия - рекомендует кратко и образно, в парадоксальной форме сформулировать фразу буквально в двух словах (обычно это прилагательное и существительное), отражающую суть предмета. Причем должна быть связь между словами, обычно не употребляющимися рядом. Например: часы - страж неуловимого.
Поэзия скальдов — поэтов древней Исландии — считается самой сложной в мире. Для украшения стиха поэты-скальды использовали особые образы — кеннинги. Например, корабль скальды называли конь морей, море — поле кораблей, меч — шип ран, воин — метатель меча.
-Выберем из составленного списка сочетания таких двух слов, которые бы охарактеризовали иголку. Как ее можно назвать по-другому?
Острая - маленькая - острая малышка.
Стальная - шьет - стальная швея.
Неживая - подвижная - неживая подвижность.
Тонкая - колет - тонкая колкость.
Стальная - тащит нить, как лошадь, - стальная лошадка (Сравните с загадкой про иголку с ниткой конь стальной, хвост льняной.)
-Подберем антонимы к словам, записанным в столбик:
остраясеребристая
колющаятвердая
тонкаяпрочная
маленькаяхолодная
неживаяподвижная
стальнаягибкая
шьетне серебристая
соединяетмягкая
колетнепрочная, хрупкая
тащит нитьгорячая
тупаянеподвижная
гладкаянегибкая
толстаяраспарывает
большаяразъединяет, разделяет
живаягладит
не стальнаяотбрасывает нить
-Из полученного списка противоположных по смыслу пар выберемсочетания, дающие парадоксальное определение иголки.
Колющая - гладкая - колющая гладь.
Подвижная - неподвижная - подвижная неподвижность (игла в швейной машине закреплена, но двигается).
Прочная - хрупкая - хрупкая прочность (иголка ломается).
-Методом перебора вариантов создадим другие сочетания, характеризующие иголку.
Стальная - непрочная - стальная непрочность (иголка ломается).
-Назовите наиболее оригинальные сочетания, которые точно характеризуют иголку.
6. Фантастическая аналогия (иголка-волшебница).
Сведения для учителя:
При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи.
-Представьте себе фантастическую иголку, умеющую шить. Хотелось бы, чтобы иголка-волшебница сшивала ткань, только коснувшись ее,или в намеченной линии, не касаясь. А еще лучше, как в сказке По щучьемувелению, по моему хотению..., чтобы иголки не было, а функция ее выполнялась. Как быть? (Вместо иголки использовать клей.)
Но клей забивает поры ткани, одежда становится жесткой. Предложите другой способ. (Одежду из ткани, содержащей не менее 65% синтетических волокон, шьют с помощью ультразвука, токов высокой частоты или лучом лазера- волокна как бы срастаются друг с другом.)
7. Прямая аналогия (сравнение колющихся предметов с аналогичными предметами в природе или технике).
Сведения для учителя:
При прямой аналогии рассматриваемый предмет сравнивается с более или менее похожим аналогичным предметом в природе или технике.
Как называются острые, как иголки, части предметов? (Колючки,шипы.)
У каких предметов есть, иголки, колючки, шипы? (Булавки, спицы(вязальные иглы), шило, циркуль, здание с острым шпилем (например, Адмиралтейская игла), еж, морской еж, рыба-еж, ерш, кактус, ель, сосна, кедр, лиственница, репейник, роза, шиповник, крыжовник.)
При затруднении учащимся можно предложить следующие стихотворения:
На кустах в саду растет,
Запах сладкий словно мед.
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками... (розы).
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет.
А в иголках круглый год. (Ель)
Репей
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей:
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далекий отправится путь.
Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живет в воде,
Носит иглы на спине. (Ерш)
Шиповник Вот шиповника цветы - Просто чудо красоты! Яркие, пахучие... Ай-ай-ай! Колючие!
Низок да колюч,
Сладок да пахуч.
Ягоду сорвешь -
Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
Решение изобретательской задачи про бутылки с ядовитыми жидкостями.
В Англии однажды был проведен конкурс на изготовление бутылки для хранения ядовитых жидкостей, позволяющей исключить возможность случайного выпивания их взрослым или ребенком.
Было предложено изготавливать бутылки-кактусы - колючие бутылки, легко узнаваемые на ощупь. Взрослые не могут хлебнуть яду из-за того, что не смотрят на этикетки. А дети не захотят играть с неприятной на ощупь колючкой.
8. Игра Танграм (плоскостное моделирование ели).
Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка тоже.
Возьмите детали игры Танграм и изобразите елочку.
9. Решение изобретательской задачи про ель.
-Послушайте стихотворение Григоре Виеру Медведь.
Ты куда идешь, медведь?
В город елку приглядеть.
Да на что тебе она?
Новый год встречать пора.
Где поставишь ты ее?
В лес возьму, в свое жилье.
Что ж не вырубил в лесу?- Жалко, Лучше принесу.
-Почему медведь перед Новым годом не срубил елку в лесу?
Решите задачу.
-Как предотвратить порубку молодых елок вблизи городов перед новым годом, не прибегая к штрафам?
При затруднении посоветовать учащимся воспользоваться принципом предварительное действие, правилом для изобретателя: введение в вещество добавок (снаружи).
Ответ:
-Проще всего придать елке неприятный запах. В Германии предложили молодые елки, растущие вблизи городов, опылять перед Новым годомособым составом (навозом животных), который на морозе не пахнет и неприносит деревьям вреда и через пару недель сам исчезает, но в теплой комнате создает зловоние. Об этом заранее оповестили всех жителей, и порубки елок не было.
Таким способом пользуются и в нашем городе в зоопарке. Перед Новым годом елочки опрыскивают навозом бегемота. Чтение стихотворения детьми хором.
Пусть она живет
Не срублю я елочку
И под Новый год.
Пусть она красуется,
Пусть она живет!
Пусть она
Нас радует
Много дней в году.
Я весною раннею
В гости к ней приду!
10. Итог урока.
Как вы думаете, почему мы урок начали с ежа, а закончили елью?- С какими новыми приемами вы познакомились?
Что понравилось на уроке?
Приложение
ЕЖИ ДОМА
Зачастую ежей, найденных в лесу, несут в дом в качестве живой игрушки или, думая, что он поможет избавиться от мышей и тараканов. Этого делать не следует.
Прекрасное описание поведения ежа дома и, между прочим, полной неэффективности использования его в качестве истребителя незваных квартирантов дал выдающийся зоолог В.Н. Шнитников: У нас водились мыши - он их не трогал. Они, очень быстро разглядев, что это совершенно безвредный ротозей, таскали у него из уголка провизию и пили молоко. Однажды еж и мышь одновременно пили молоко из одного блюдца - он с одной стороны, она с другой, хотя через мгновение он для порядка все-таки фыркнул на нее - не забывайся, мол, и она быстро шмыгнула прочь.