Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Разработка открытого урока по литературному чтению 3 класс, "И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек". Определение жанра произведения." | Зеленская Марина Владимировна. Работа №347861

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Разработка открытого урока по литературному чтению 3 класс, программа "Школа России". Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтенния. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у обучающихся к уроку. Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС НОО.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганский учебно-воспитательный комплекс «Интеллект»

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения

3-Г класс

И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель начальной школы

Зеленская М.В.

 

 

 

 

 

 

Луганск 2024

Тема урока: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения.

Цели урока:

обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Соколова – Микитова и его сказкой «Листопадничек». Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой;

развивающая: содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь;

воспитывающая: учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею. Воспитывать любовь к матери, родному дому.

Оборудование: учебник литературное чтение 3 класс; ребусы; пословицы; скороговорки; карточки с заданиями; презентиция; выставка книг И.С. Соколова-Микитова, «Русский толковый словарь».

Тип урока: изучение нового материала

Формировать УУД:

- Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

- Умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

- Приобретение школьником социальных знаний. (Познавательные УУД)

Ход урока

1.Организационный момент (Слайд 1)

Улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

2. Речевая разминка (Слайд 2)

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

— Прочитайте медленно.

Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрята, бобриха, бобровая плотина.)

- Прочитайте с интонацией:

утвердительной

с ускорением

очень быстро

— Кто без ошибок сможет проговорить скороговоркой?

— Ребята, а как мы называем детенышей у разных зверей?

У бобров - … (бобрята).

У ежей – (ежата),

У зайцев - … (зайчата),

У журавлей - … (журавлята).

3.Проверка домашнего задания

Учитель: Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? («Люби живое»).

- С рассказом какого писателя мы познакомились? (познакомились с рассказом-воспоминанием М.М. Пришвина «Моя Родина»).

- Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Игра: «Доскажи словечко»

- Мать моя вставала…(рано);

- Мать угостила меня… (чаем с молоком);

- Это угощение решило мою жизнь в …(хорошую) сторону;

- Я начал вставать до… (солнца);

- Потом и в городе я вставал … (рано);

- После чаю я … (ходил на охоту);

- Моя охота была в … (находках);

- Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе?

- Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?

- («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).

-Ребята, какая у вас Родина? (ответы детей)

4.Подготовка к изучению нового материала

Беседа.

Учитель: Послушайте, о чём мы сегодня будем говорить и читать?

Янтарная осень начальная, (Слайд 3)
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.

(Осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.

(Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (листопад)

- Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (высказывания детей)

— А как люди и животные готовятся к зиме? (Люди утепляют свои дома, запасают дрова, покупают теплую одежду. Некоторые птицы улетают в теплые края – журавли, гуси, утки; другие остаются зимовать в наших краях – воробьи, синицы, вороны. Животные зимуют по-разному. Медведи и ежи засыпают на всю зиму; белки и бобры запасаются едой на всю зиму; лисы и зайцы не запасают корм и не впадают в спячку – у них отрастает теплый мех, а питаются они тем, что находят: зайцы – корой, а лисы – зайцами, мышами, не прочь и курочку утащить в деревне, если собаки позволят).

- Догадайтесь, о каком животном идёт речь?

«Узнай меня!» (Слайд 4)

Сообщение подготовил Пушкарев Егор

 

Это небольшой пушистый зверек. Его вес может быть до 7 кг, а длина туловища достигать 70 см. У него длинные уши, длинные задние ноги и короткий хвост. Длинные ноги помогают ему отталкиваться при беге, а благодаря большим ушам он очень хорошо слышит. Волки и лисы являются самыми главными его врагами и, очень часто зайцу приходится от них убегать. Бегает он очень быстро и во время опасности может развивать скорость до 80 км/ч. Он может быстро бежать и очень резко повернуть в сторону, таким образом, отрываясь от врага. Очень хорошо умеет бегать вверх по склонам, а вот вниз спускается только кубарем. Я млекопитающее. Это значит, что малыши питаются молоком мамы. Видов нас очень много, они различаются и по цвету и по строению тела. Бывают чисто-белые и даже с волнистым мехом.

О них даже загадка есть – «зимой белый, а летом серый». Живут они в степях и лесостепях. У них нет постоянной ночлежки, они кочуют и ведут в основном ночной образ жизни. Питание тоже зависит от времени года. Весна и осень – рай для них, ведь кругом очень много зелени. Они кушают побеги кустарников и молодые веточки, листья растений, одуванчики, клевер и различные травы, а вот зимой им приходится плохо. Они пытаются искать еду под снегом, обдирают кору с деревьев, тем самым их портят и приносят вред.

Все знают песню «трусишка ----- серенький под елочкой скакал», а вот не такой он и трусишка. Бывали случаи, когда на них нападали орлы, а они отбивались от орлов задними лапами.

Они очень любят разводить потомство. Еще не растаял снег, а уже появляются первые настовички, потом летом- летнички, а следующие – осенью, когда опадают листья.

-Кто же это? (зайцы) (Слайд 5)

Проблемный вопрос:

Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью? (высказывают предположения)

- Я предлагаю вам послушать стихотворение. У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат.

(зайцев называют листопадничками) (Слайд 6)

 

Учитель: Верно, молодцы, ребята!

5. Изучение нового материала

Прочитайте, что здесь зашифровано.

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ

(Иван Сергеевич Соколов-Микитов). Каждое слово читаем справа-налево

С его биографией нас познакомит Черникова Виктория

6. Объявление темы урока (Слайд 7, 8)

И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, на Смоленщине. Детство он прожил в деревне.

В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Выставка книг из библиотеки!!!

Учитель: Сегодня мы познакомимся с его произведением «Листопадничек». (Слайд 9)

7. Первичное ознакомление с текстом.

Работа по учебнику с. 60

— Перед тем как начать читать произведение я хочу задать вопрос, чтобы уже при чтении вы на него смогли ответить: «К какому литературному жанру это произведение относится?» (сказка о животных)?

Чтение текста

- Аудиозапись (начало сказки);

- подготовленными учениками;

- чтение по цепочке.

8.Физкультминутка «Музыкальная»

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

Беседа по произведению «Листопадничек»

— Понравилось ли вам произведение? Чем? но очень доброе и о зверях – то ли правда, то ли сказка).

— Так к какому литературному жанру это произведение относится? (сказка о животных)

Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

— Назовите основных героев произведения (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

Словарная работа (Слайд 10, 11)

— В тексте есть слова, которые были для вас не знакомы.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

Долговязый (очень высокий, худой и нескладный).

Плотина - (перегородка на реке для поднятия уровня воды).

Запрудили (перегородили реку плотиной).

Штукатур (мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства).

Ходко работают (работают быстро).

Кладовая (помещение для хранения продуктов питания)

Зябнуть (испытывать чувство холода).

Робеть (пугаться, стесняться, бояться).

Хатка (название небольшого дома на Украине).

9. Анализ литературного произведения

Работа над текстом.

Учитель: в какое время года появились зайчата? (осенью)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

(Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).

- О жизни каких ещё животных осенью мы узнали из этого произведения? (Журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).

- Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).

- Что страшит зимой животных? (Холод и голод)

- Как дети могут помочь птицам в голодное время? (Ответы детей)

- Я хочу вам напомнить об одной акции. (Слайд 12)

- О чём теперь нельзя забывать? (Класть в кормушки корм).

- Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).

- Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).

- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны? (Нет).

Выборочное чтение.

-Найдите и зачитайте, с кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? (с. 61 Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину).

Чтение – поиск.

- Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал?

(с.65, 4 абзац. За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху).

- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

(Выдра, лисица, рысь, росомаха.)

Чтение по ролям.

- Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами. (с.61-62)

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят).

- Почему зайчонок остался у бобров? (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).

Физкультминутка (По методике Базарного)

Работа по карточкам в парах.

Характеристика главного героя.

- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий (скучает и вспоминает старую мать- зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Самостоятельная работа. Работа в группах.

Сейчас мы составим синквейн.

На доску план составления синквейна.

Листопадничек

(1 группа)

пугливый, беззаботный

убегает, тоскует, возвращается

Решил отправиться в короткое путешествие

Трусишка.

______________________________________

Бобры (2 группа)

суетливые, заботливые

грызут, помогают, заботятся

Пытались накормить зайчика едой

Грызуны.

_____________________________________

 

Зайчиха (3 группа)

заботливая, добрая

переживает, встречает, учит

Родила троих маленьких зайчат.

Мать.

________________________________

 

 

Семья (4 группа)

Дружная, любящая

Оберегает, заботиться, поддерживает

Помогает

преодолеваль

люб

ы

е трудности.

Крепость.

Проверить работу учащихся.

8. Закрепление изученного материала.

Учитель: Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите.

(Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют).

- Какая эта сказка? (авторская)

9. Итог урока

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- В чем по-вашему мнению главная идея этого произведения?

(Дети не должны убегать из дома, из своей семьи, заставлять страдать свою маму. Надо любить свою родину.  Родной дом – главная наша защита. Не зря говорят: мой дом – моя крепость.)

Учитель: Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу).

Работа с пословицами (работа в парах)

- Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

Много спать – дела не знать.

Дома и стены помогают.

Всякий кулик своё болото хвалит.

Чужая сторона – дремучий бор.

В гостях хорошо, а дома лучше

!

Друзья познаются в беде.

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

10. Рефлексия.

Игра «Микрофон»

Я узнал на уроке

... .

Мне было интересно потому, что

... .

Меня удивило ...

Я бы хотел ….

Я сделал(а) вывод, что

( Сказка

добрая, учит всегда помогать в беде и слушаться родителей, потому что их советы практически всегда оказываются дельными.)

- А теперь оцените свою работу, настроение. 

(СМАЙЛИКИ: огорчение и улыбка)

Оценивание учащихся

11. Домашнее задание.

Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

Учитель: Спасибо за работу на уроке, за стремление каждого из вас чётко, открыто выражать свои чувства, мысли по обсуждаемой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×