Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Разработка памятки для написания басни | Мясникова Ирина Владимировна. Работа №326595

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Поэтапное объяснение с примерами, комментариями о написании, создании обучающимися творческих работ в жанре басни. Можно использовать индивидуально каждому учащемуся, можно для групповой работы под неусыпным и обязательным контролем и пояснением учителя. 

Важно: перед этим - предварительная работа с жанром басни, уделяя особое внимание морали басни.

Подготовка к написанию басни!

Басня - это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. 

Подготовка к написанию басни

Басня - это короткое аллегорическое произведение, обычно с нравоучительным заключением. Действующими лицами, как правило, выступают животные, растения, предметы. Классическая басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. [1] Басня - это короткий рассказ, в котором каждый элемент – действующие лица, декорации и сами действия – способствуют тому, чтобы читатель извлек ценный урок.

Содержание басни!

Выберите мораль.

 

Поскольку мораль - это суть басни, поэтому перед тем, как приступить к ее написанию, определите ее мораль. Читатель должен вынести важный нравственный урок, прочитав вашу басню. Кроме того учтите, что выбранное вами нравоучительное заключение должно затрагивать многих людей.

Определите, какую проблему (конфликт) или распространенную жизненную ситуацию вы будете освящать в своей басне.

 

Нравоучительное заключение должно быть решением этой проблемы.

 

[3]

Поскольку вам необходимо преподать ценный нравственный урок, выбранная вами проблема должна касаться многих людей. 

Например, в басне "Черепаха и Заяц", с первых строк читатель понимает, в чем состоит конфликт, когда узнает о том, что два персонажа решают устроить соревнование.

Определите, кто будет главным героем вашей басни.

 

Подумайте о том, какой должна быть личность главного героя, он должен иметь возможность понять ваше моральное наставление.

Поскольку басни отличаются простотой и лаконичностью, не стремитесь создавать сложных многогранных персонажей. Каждый персонаж может отражать всего одну черту, что собственно и будет отличать его от других. 

[5]

Подумайте о том, как персонажи будут соответствовать моральному наставлению.

В басне "Черепаха и заяц" главными героями являются черепаха и заяц. Всем нам известно, что черепаха передвигается очень медленно, все время делает это с усилием, а зайцу по природе дана способность быстро

бегать

и это у него легко получается.

5.

Определите архетипы персонажей.

 

Выбирая персонажа, подумайте о том, какими чертами характерами отличается он от природы.

Например, в басне "Черепаха и Заяц", медлительность черепахи связана с уравновешенностью и настойчивостью, а быстрота зайца связана с опрометчивостью и самоуверенностью.

Существует ряд классических архетипов, используемых в баснях, которые широко признаны и связаны с конкретными чертами характера. Если вы хотите создать конфликт, выберите два персонажа с противоположными чертами характера. 

Некоторые из наиболее распространенных архетипов:

Лев: сила, гордость

Волк: нечестность, алчность, хищничество

Осел: невежество

Муха: мудрость

Лиса: ум, хитрость

Ястреб: предприимчивость, абсолютизм

Курица: тщеславие

Ягненок: невинность, застенчивость 

[7]

6. Выберите обстановку. Подумайте о месте, где будут происходить события? Как и в случае с конфликтом, выберите обстановку, которая будет понятна и интересна людям. [8]

Обстановка должна быть связана с персонажами и их отношениями.

Место, где происходят события, должно быть простым и легко узнаваемым. Читатели должны легко узнать и понять, где происходят события. Благодаря этому вам не придется включать в свое произведение дополнительное описание местности.

Например, в вышеупомянутой басне "Черепаха и Заяц", местом, где происходят события, является дорога через лес, которая создает условия для действия (соревнование по дороге), и связана с персонажами басни (лесные животные).

Подумайте о развязке конфликта или проблемы. Развязка должна быть интересна читателю, а также быть связана с основными персонажами, их отношениями и местом, где происходят события.

Подумайте, как персонажи смогут разрешить конфликт, и какой урок читатель сможет извлечь из басни.

Например, в басне "Черепаха и Заяц" конфликт разрешает заяц. Своей поспешностью он проигрывает соревнование настойчивой черепахе.

Написание басни!!

Составьте план. После того как вы наметили основные моменты истории, поэтапно начните описывать каждый.

Опишите место, где происходят события, а также отношение персонажей к этому месту. Как уже упоминалось, обстановка или место должно быть легко узнаваемым и напрямую должно быть связано с событиями, о которых идет речь в басне.

Опишите сюжет. Опишите конфликт между персонажами достаточно подробно, чтобы суть проблемы была понятна читателю. Кроме того читателю должно быть интересно каким образом будет разрешен конфликта.

В основе вашей истории должна прослеживаться причинно-следственная связь.

Все, что происходит в истории, должно быть четко связано с конфликтом и его разрешением.

Помните, ваша басня должна быть простой и лаконичной. Не тратьте время, подробно описывая ненужные детали.

Например, в басне "Черепаха и Заяц", события развиваются достаточно быстро: заяц приглашает черепаху посоревноваться, а затем черепаха выигрывает соревнование.

Составьте диалог. Хорошо составленный диалог покажет читателю, какими чертами характера обладает ваш главный герой. Если вы правильно составили диалог, не будет необходимости указывать отличительные черты вашего персонажа, читатель сам поймет это из вашего диалога. [9]

Диалог между персонажами должен иллюстрировать отношения между ними и конфликт, который будет разрешен в конце басни.

Например, два персонажа, черепаха и заяц, предстают перед нами как уравновешенная и спокойная, с одной стороны, и хвастливый и быстрый, с другой.

Эти качества читатель может увидеть в диалоге: "Я никогда еще не был побежден, - сказал заяц, - когда я

наберу свою полную скорость… я бросаю

вызов любому здесь, чтобы он соревновался со мной". Черепаха тихо сказала: "Я принимаю ваш вызов".

"Это хорошая шутка, - сказал заяц, - я мог бы танцевать вокруг вас всю дорогу". Черепаха возразила спокойным голосом: "Придержите хвастовство, пока вы не выиграете, - ответила черепаха, - начнем гонку?"

Напишите разрешение конфликта. После того как вы описали персонажей и конфликт, переходите к его разрешению.

На этом этапе написания басни должна четко прослеживаться связь между действиями героев, развитием конфликта, и его разрешением.

Убедитесь, что каждая упомянутая проблема в басне, имеет свое логическое разрешение.

Обратимся снова к басне о черепахе и зайце, разрешение конфликта наступает тогда, когда хвастливый заяц, рванув вперед, останавливается, чтобы вздремнуть, а уравновешенная черепаха, медленно двигающаяся к своей цели, в конце концов, выигрывает соревнование.

Сформулируйте мораль. Когда сюжет басни завершен, сформулируйте нравоучительное заключение.

В баснях, мораль, как правило, излагается в одном, содержательном предложении. 

[11]

Моралью вы должны подвести итог проблеме и ее разрешению.

Мораль басни «Черепаха и Заяц» заключается в следующем: победа достается тем, кто знает о слабостях противника, а самоуверенность приводит к проигрышу. Кроме того эта басня учит быть усердными и стараться добиваться результата.

Придумайте название. Название должно быть связано с общим содержанием басни, а также должно быть интересным, чтобы привлечь внимание читателя.

Как правило, лучше всего придумать название, после того как вы напишите басню или, по крайней мере, продумаете ее сюжет. Благодаря этому название будет связано с содержанием басни.

Вы можете выбрать простое название, подобно названиям басен Эзопа (например, "Черепаха и Заяц"), или подойти к этому более творчески. Яркими примерами

креативных

названий басен являются: "Потерпевший кораблекрушение" или " Трус, отыскавший золотого льва".

Редактирование басни!!!

Прочитайте свою басню. Прочитайте басню от начала до конца, и убедитесь, что все части согласуются друг с другом.

Уделите особое внимание сложным местам. Однако помните, что басня – это простой лаконичный рассказ, поэтому избегайте сложных запутанных фраз.

Убедитесь, что каждая часть – место, где происходят события, персонажи, конфликт, его разрешение и мораль – четко определены и понятны читателю.

Исправьте грамматические и орфографические ошибки. После того как вы исправили все стилистические ошибки, перечитайте басню еще раз, чтобы исправить грамматические и орфографические ошибки.

Вы можете воспользоваться справочниками и словарями, когда проверяете ошибки.

Попросите друга или коллегу прочитать вашу басню. Они смогут указать вам на ошибки.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×