Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Разработка проекта инклюзивной среды в ОУ | Таболина Ирина Анатольевна. Работа №222392

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Таболина Ирина Анатольевна
Разработка проекта инклюзивной среды в "МОУ "СОШ №66" г. Магнитогорска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка проекта инклюзивной среды

в МОУ «СОШ № 66» г. Магнитогорска Челябинской области

 

 

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями

здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель проекта:

Учитель МОУ «СОШ № 66»

г. Магнитогорска

 

Таболина И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего

образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане

приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к

образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в

образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенкаи его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатноеучреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить ихпостоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образомспособствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции вобщество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования являетсяорганизация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дляширокого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедовефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическимитехнологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучениядетей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носит регулярный устойчивый характер.

Другим условием эффективности инклюзивного образования является

целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с

ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного

образования.

Инклюзия – это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.

 

Актуальность создания экспериментальной площадки.

 

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания.

В МОУ «СОШ № 66» г. Магнитогорска число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 1% от общего состава школьников.

1

Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться.

Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.

 

Краткая аннотация проекта.

 

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Магнитогорской средней общеобразовательной школы.

Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном

образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в

образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными

возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико педагогического сопровождения обучающихся.

Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.

Всего в проекте будут принимать участие 10 педагогов и 4 учащихся с

ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется

медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.

Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях города Магнитогорска

В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему

2

 

постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более

гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

 

Актуальность проекта.

 

В МОУ «СОШ № 66» обучается 64 ученика в 5 классах. Из них 3 – дети с

ограниченными возможностями здоровья. Все дети обучаются по

программе 7 вида.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создана городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПк).

Из узких специалистов в школе работает психог. Специалист работает по программе психокоррекции для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида. Специалист находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися, но чувствуется отчуждённость таких детей. На сегодняшний

день нет положения об инклюзивном образовании, нет приказа о сопровождении каждого ребёнка.

Педагогов обучающих в 5-ых классах 16 человек. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2018/2019 учебном году будут

работать 16 педагогов. Это составляет 38 % педагогического коллектива.

Для большей части педагогов не понятно, к чему в результате мы должны прийти, как дети будут сдавать экзамены и т.п. поэтому нам необходима помощь в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии. Таким образом, в проекте участвуют 15 педагогов-предметников. Поскольку работа для нас новая, на сегодняшний день мы только распределили обязанности между членами команды. Нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ.

К сожалению, в нашем случае существует риск отсутствия помощи родителей, так

как 57% родителей детей с ограниченными возможностями здоровья вообще не

заинтересованы в результатах учебы их ребенка и в том, что к их детям нужно повышенное внимание и контроль.

Необходима организация работы с родителями по данному направлению.

Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

3

доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного

образования. Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха.

Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная;

специальная (коррекционная) программа VII вида. В общеобразовательном учреждении обучается 1 % дети с трудностями в обучении.

Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей.

В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с

ОВЗ) организованы кружки: «Фантазия»; секция «Спортивные игры»,

«ЛФК».

В ходе реализации проекта планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации учителей посредствам курсовой подготовки с

проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной

педагогики НИПКиПРО;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых

семинарах, конференциях, через стажировки.

 

Цель и задачи Программы.

 

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и

(далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

повышение степени реализации принципов доступности и качества

образовательных услуг для детей с особыми нуждами;

разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного

образования в рамках региональной образовательной системы;

организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках

4

включения их в среду общеобразовательного учреждения;

создание специальных условий реализации образовательных потребностей

детей с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации,

система управления ИО РОС);

организация системной подготовки, переподготовки и повышения

квалификации работников образовательного учреждения, занимающихся

решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями

здоровья;

создание системы мониторинга и учета численности детей с

ограниченными

возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования»

определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

- материально-техническая база

Здание блочное трехэтажное, рассчитанное на 600 учащихся. В школе имеются

следующие функциональные группы помещений:

1) вестибюль;

2) помещения:

- общего образования, включающее классные комнаты для учащихся 1-11 классов, которые оборудованы столами двухместными. В школе имеются кабинеты: информатики (24 компьютера), физики, химии на 28 учащихся с лаборантской, технологии (швейное дело) на 16 рабочих мест;

- досугово-физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный

гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната;

- для питания - столовая на 80 посадочных мест;

- административно-бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое

освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски софитами (22 шт.).

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами:

По 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 2 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации

5

предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.

- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для

реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2018-2019 учебный год.

- кадровый состав

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.

Имеют:

Высшее образование -82%

Среднее специальное – 28%

Из них:

С высшей категорией – 27%

С первой категорией – 66%

Со второй категорией – 7%

Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья.

 

Стратегия достижения поставленной цели.

 

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках

внутришкольного контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей-предметников (два раза в год).

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3этапа:

Первый этап (с 15.11.2018-01.12.2018) – создание инициативной группы

учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

Второй этап (с 12.12.2018-01.02. 2019) – диагностические мероприятия, создание

групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

Третий этап (с 10.02.2019-25.05.2019) – проведение коррекционных,

индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей-

предметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по

6

устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга результатов обучения учащихся данной категории.

План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

МОУ «СОШ № 66» г. Магнитогорска на 2018-2019 учебный год.

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного

образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие

направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с

ограниченными возможностями здоровья;

2. материально-техническое и организационное обеспечение;

3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие

задачи:

1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для

детей, имеющих разные стартовые возможности;

2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции,

адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного

обучения;

3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения

процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-

консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического,

социально-трудового направлений деятельности;

4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через

включение детей в успешную деятельность;

5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной

заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

7. социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными

потребностями.

7

Мероприятия

Исполнители

2018-2019 учод

1

Внесение изменений в уставы и локальные акты учреждений

 

Администрация

Октябрь 2018

2

 

 

Внесение изменений в штатное расписание ОУ

Директор

Октябрь 2018

 

 

 

3

Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития образовательного учреждения

Администрация

Октябрь 2018

4

Создание компьютерной базы данных детях с ограниченными возможностями здоровья,

в том числе, детях-инвалидах.

Корректировка базы 3 раза в год

ШМПК

Ноябрь 2018

5

Разработка перспективного плана

повышения квалификации педагогов ОУ

Завуч по УВР

Ноябрь 2018

6

Создание сетевого взаимодействия ОУ с Центром детского творчества, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров

Администрация ОУ

Ноябрь-Декабрь

2018

7

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков,

нуждающихся в инклюзивном образовании

Завуч, психолог,

Социальный педагог

В течение года

8

Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию

Администрация, педагогический

коллектив

Сентябрь 2018

9

Организация и проведения

педагогических советов «Система

компетенций детей с особыми

образовательными потребностями»,

«Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе»,

мастер-классов по вопросам инклюзивного образования

«Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса»

Администрация, учителя-предметники, психолог, соц. педагог

Январь-май 2019

10

Изучение и обобщение опыта работы учителей по системе инклюзивного образования

Администрация, учителя-предметники, психолог

В течение года

11

Проведение заседаний школьных

методических советов по вопросам

организации и реализации инклюзивного образования в ОУ

Администрация, руководители ШМО

В течение года

12

Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями

здоровья, в том числе, детей-инвалидов (внеклассная работа, дополнительное

образование)

Педагоги, классные руководители

В течение года

13

Анализ годового плана ОУ с целью

корректировки деятельности

педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами.

Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники

Март 2019

14

Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного

образования

Администрация

В течение года

15

Разработка и принятие ежегодных

планов сетевого взаимодействия с

учреждениями и организациями

ШМПК

Сентябрь 2018

16

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте

 

Администрация

В течение года

17

Участие педагогической и родительской общественности в школьных мероприятиях

«Возьмёмся за руки друзья», «Улыбка согревает сердце», «Мы вместе» в рамках программы инклюзивного образования

Администрация, кл. руководители, учитель физической культуры

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Обеспечение профориентации выпускниковмеющих ограниченные возможности

здоровья, в том числе, детей-инвалидов

Педагог-психолог,

Кл. руковолители,

Учителя-предметники

В течение года

19

Организация работы совета

учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии.

ШМПК, учителя-предметники, кл. руководители

В течение года

20

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Администрация, ШМПК, кл. руководители

В течение года

21

Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми

с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

ШМПК, учителя-предметники, кл. руководители,

соц. педагог

Декабрь-апрель

2019

22

Обеспечение курсовой подготовки и

переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного

образования

Администрация

В течение года

23

Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

ШМПК

В течение года

24

Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами

ШМПК, учителя-предметники, кл. руководители, соц. педагог

В течение года

25

Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях.

Завучи, кл. руководители,

В течение года

26

Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической

помощи их детям, индивидуальными

программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.

Психолог, соц. педагог

Апрель-май 2019

 

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические,

педагогические и психологические анкеты по итогам каждой четверти с целью

диагностики и динамики развития обучающихся.

 

Практическая значимость результатов проекта.

 

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях

общеобразовательного учреждения;

2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,

максимально социализированных;

13

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;

6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого

человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

 

Список использованной литературы, а также рекомендуемой для

самостоятельного изучения по инклюзивному образованию.

 

1. Ахутина, Т. В., Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с

трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина,

Н. М. Пылаева. – М.: МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 978-5-88923-357-2.

2. Варенова Т. В., Коррекция развития детей с особыми образовательными

потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.

3. Голиков Н. А., Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с

особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 428 с. – ISBN 978-5-222-23833-2.

4. Головчак Е. В., Дистанционное обучение детей с особенностями развития /

Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7. - С. 175-182.

5. Дубровская Т. А., Адаптация и реабилитация детей с ограниченными

возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С.

Кукушин. – М.: РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.

6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный

образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-867-75937-7.

7. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост. Л. В.

Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-7057-2823-7.

8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми

с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.:Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0.

9. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель её

дальнейшего развития / А. В. Иванов // Отечественный журнал социальной работы, 2011. №3. – С. 78-85.

10. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный

процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с. – ISBN 978-5-7057-2835-0.

11. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении.

Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. –

Волгоград: Учитель, 2012. – 146 с. – ISBN 978-5-7057-3031-5.

12. Крыжановская Л. М., Психологическая коррекция в условиях инклюзивного

образования: учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. – М.: Владос, 2014. – 142 с. – ISBN 978-5-691-01918-0.

13. Леонгард Э. И., Нормализация условий воспитания и обучения детей с

ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие /Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М.: МГППУ, 2011. – 278 с. – ISBN 978-5-94051-093-2.

 

14

14. Нефедова Е., Путь в страну «Инклюзия» / Е. Нефедова // Учитель, 2011. - №4. –С. 69-71.

15. Пасторова А. Ю., Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге: монография / А. Ю. Пасторова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2012. – 250 с. –ISBN 978-5-288-05364-1.

16. Приступа Е. Н., Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями

здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – М.: Инфра-М: Форум, 2015. – 160 с. – ISBN 978-5-91134-974-5.

17. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего

образования: метод. пособие / Е. Л. Черкасова, А. В. Лагутина, А. С. Павлова, Ж. И. Журавлева, Е. Н. Моргачева. – М.: Перспектива, 2015. – 88 с. – ISBN 978-5-98594-523-2.

18. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная

школа. ФГОС / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014. – 126 с. – ISBN 978-5-09-030566-2.

19. Современный урок в коррекционном классе / Авт.-сост. Т. И. Нелепенко; под

ред. Л. Е. Гринина, А. В. Перепелкиной. – Волгоград: Учитель, 2014. – 130 с. – ISBN 978- 5-7057-3315-6.

20. Спирина Н. П., Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учеб. пособие

/ Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. – М.: Владос, 2014. – 96 с. – ISBN 978-5-691-02023

21. Староверова М. С., Психолого-педагогическое сопровождение детей с

расстройствами эмоционально-волевой сферы: учеб. пособие / М. С. Староверова, О. И.Кузнецова. – М.: Владос, 2014. – 144 с.

22. Сухих В. Г., Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по результатам

мониторинга в Красноярском крае) / В. Г. Сухих, С. В. Чеха // Социологические

исследования, 2011. - №2. – С. 140-143.

23. Токарь И. Е., Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития / И. Е.

Токарь // Социальная педагогика, 2011. - №5. – С. 93-105.

24. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с

особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт.-сост. Т. В. Калабух, Е. В.

Клейменова; под ред. Л. Е. Гринина, Н. Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2014. – 100 с. – ISBN 978-5-7057-3702-4.

25. Хохлова Н., Организация работы по социальной адаптации дошкольников в

процессе интегрированного обучения дошкольников и младших школьников / Н. Хохлова // Дошкольное воспитание, 2011. - №8. – С. 115-122.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×