Разработка проекта инклюзивной среды в ОУ | Таболина Ирина Анатольевна. Работа №222392
Автор: Таболина Ирина Анатольевна
Разработка проекта инклюзивной среды в "МОУ "СОШ №66" г. Магнитогорска
Разработка проекта инклюзивной среды
в МОУ «СОШ № 66» г. Магнитогорска Челябинской области
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями
здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Составитель проекта:
Учитель МОУ «СОШ № 66»
г. Магнитогорска
Таболина И.А.
Пояснительная записка.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане
приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми потребностями).
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенкаи его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатноеучреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить ихпостоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образомспособствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции вобщество.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования являетсяорганизация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дляширокого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов,дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическимитехнологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучениядетей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носит регулярный устойчивый характер.
Другим условием эффективности инклюзивного образования является
целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного
образования.
Инклюзия – это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания.
В МОУ «СОШ № 66» г. Магнитогорска число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 1% от общего состава школьников.
1
Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться.
Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Магнитогорской средней общеобразовательной школы.
Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном
образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательную среду общеобразовательной школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными
возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико педагогического сопровождения обучающихся.
Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители.
Всего в проекте будут принимать участие 10 педагогов и 4 учащихся с
ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется
медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.
Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях города Магнитогорска
В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему
2
постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более
гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Актуальность проекта.
В МОУ «СОШ № 66» обучается 64 ученика в 5 классах. Из них 3 – дети с
ограниченными возможностями здоровья. Все дети обучаются по
программе 7 вида.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создана городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПк).
Из узких специалистов в школе работает психог. Специалист работает по программе психокоррекции для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида. Специалист находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися, но чувствуется отчуждённость таких детей. На сегодняшний
день нет положения об инклюзивном образовании, нет приказа о сопровождении каждого ребёнка.
Педагогов обучающих в 5-ых классах 16 человек. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2018/2019 учебном году будут
работать 16 педагогов. Это составляет 38 % педагогического коллектива.
Для большей части педагогов не понятно, к чему в результате мы должны прийти, как дети будут сдавать экзамены и т.п. поэтому нам необходима помощь в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии. Таким образом, в проекте участвуют 15 педагогов-предметников. Поскольку работа для нас новая, на сегодняшний день мы только распределили обязанности между членами команды. Нам необходима квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ.
К сожалению, в нашем случае существует риск отсутствия помощи родителей, так
как 57% родителей детей с ограниченными возможностями здоровья вообще не
заинтересованы в результатах учебы их ребенка и в том, что к их детям нужно повышенное внимание и контроль.
Необходима организация работы с родителями по данному направлению.
Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
3
доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного
образования. Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха.
Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная;
специальная (коррекционная) программа VII вида. В общеобразовательном учреждении обучается 1 % дети с трудностями в обучении.
Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей.
В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с
ОВЗ) организованы кружки: «Фантазия»; секция «Спортивные игры»,
«ЛФК».
В ходе реализации проекта планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- повышение квалификации учителей посредствам курсовой подготовки с
проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной
педагогики НИПКиПРО;
- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых
семинарах, конференциях, через стажировки.
Цель и задачи Программы.
Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально-образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья и
(далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
повышение степени реализации принципов доступности и качества
образовательных услуг для детей с особыми нуждами;
разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного
образования в рамках региональной образовательной системы;
организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках
4
включения их в среду общеобразовательного учреждения;
создание специальных условий реализации образовательных потребностей
детей с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации,
система управления ИО РОС);
организация системной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников образовательного учреждения, занимающихся
решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями
здоровья;
создание системы мониторинга и учета численности детей с
ограниченными
возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования»
определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
- материально-техническая база
Здание блочное трехэтажное, рассчитанное на 600 учащихся. В школе имеются
следующие функциональные группы помещений:
1) вестибюль;
2) помещения:
- общего образования, включающее классные комнаты для учащихся 1-11 классов, которые оборудованы столами двухместными. В школе имеются кабинеты: информатики (24 компьютера), физики, химии на 28 учащихся с лаборантской, технологии (швейное дело) на 16 рабочих мест;
- досугово-физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный
гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната;
- для питания - столовая на 80 посадочных мест;
- административно-бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое
освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски софитами (22 шт.).
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами:
По 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 2 умывальника.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации
5
предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для
реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2018-2019 учебный год.
- кадровый состав
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%.
Имеют:
Высшее образование -82%
Среднее специальное – 28%
Из них:
С высшей категорией – 27%
С первой категорией – 66%
Со второй категорией – 7%
Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Стратегия достижения поставленной цели.
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках
внутришкольного контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей-предметников (два раза в год).
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3этапа:
Первый этап (с 15.11.2018-01.12.2018) – создание инициативной группы
учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
Второй этап (с 12.12.2018-01.02. 2019) – диагностические мероприятия, создание
групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
Третий этап (с 10.02.2019-25.05.2019) – проведение коррекционных,
индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителей-
предметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по
6
устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения. Сбор материала для мониторинга результатов обучения учащихся данной категории.
План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
МОУ «СОШ № 66» г. Магнитогорска на 2018-2019 учебный год.
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие
направления деятельности:
1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с
ограниченными возможностями здоровья;
2. материально-техническое и организационное обеспечение;
3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.
Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие
задачи:
1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для
детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции,
адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного
обучения;
3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения
процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-
консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического,
социально-трудового направлений деятельности;
4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через
включение детей в успешную деятельность;
5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной
заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
7. социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными
потребностями.
7
№
Мероприятия
Исполнители
2018-2019 уч.год
1
Внесение изменений в уставы и локальные акты учреждений
Администрация
Октябрь 2018
2
Внесение изменений в штатное расписание ОУ
Директор
Октябрь 2018
3
Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития образовательного учреждения
Администрация
Октябрь 2018
4
Создание компьютерной базы данных детях с ограниченными возможностями здоровья,
в том числе, детях-инвалидах.
Корректировка базы 3 раза в год
ШМПК
Ноябрь 2018
5
Разработка перспективного плана
повышения квалификации педагогов ОУ
Завуч по УВР
Ноябрь 2018
6
Создание сетевого взаимодействия ОУ с Центром детского творчества, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров
Администрация ОУ
Ноябрь-Декабрь
2018
7
Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков,
нуждающихся в инклюзивном образовании
Завуч, психолог,
Социальный педагог
В течение года
8
Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию
Администрация, педагогический
коллектив
Сентябрь 2018
9
Организация и проведения
педагогических советов «Система
компетенций детей с особыми
образовательными потребностями»,
«Современные возможности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе»,
мастер-классов по вопросам инклюзивного образования
«Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации учебно-воспитательного процесса»
Администрация, учителя-предметники, психолог, соц. педагог
Январь-май 2019
10
Изучение и обобщение опыта работы учителей по системе инклюзивного образования
Администрация, учителя-предметники, психолог
В течение года
11
Проведение заседаний школьных
методических советов по вопросам
организации и реализации инклюзивного образования в ОУ
Администрация, руководители ШМО
В течение года
12
Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе, детей-инвалидов (внеклассная работа, дополнительное
образование)
Педагоги, классные руководители
В течение года
13
Анализ годового плана ОУ с целью
корректировки деятельности
педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами.
Администрация, руководители ШМО, учителя-предметники
Март 2019
14
Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного
образования
Администрация
В течение года
15
Разработка и принятие ежегодных
планов сетевого взаимодействия с
учреждениями и организациями
ШМПК
Сентябрь 2018
16
Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте
Администрация
В течение года
17
Участие педагогической и родительской общественности в школьных мероприятиях
«Возьмёмся за руки друзья», «Улыбка согревает сердце», «Мы вместе» в рамках программы инклюзивного образования
Администрация, кл. руководители, учитель физической культуры
В течение года
18
Обеспечение профориентации выпускников,имеющих ограниченные возможности
здоровья, в том числе, детей-инвалидов
Педагог-психолог,
Кл. руковолители,
Учителя-предметники
В течение года
19
Организация работы совета
учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии.
ШМПК, учителя-предметники, кл. руководители
В течение года
20
Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования
Администрация, ШМПК, кл. руководители
В течение года
21
Организация работы по информированию подростков и их родителей о создании условий для получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
ШМПК, учителя-предметники, кл. руководители,
соц. педагог
Декабрь-апрель
2019
22
Обеспечение курсовой подготовки и
переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного
образования
Администрация
В течение года
23
Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям
ШМПК
В течение года
24
Разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию образовательного учреждения и семьи ребенка с особыми образовательными нуждами
ШМПК, учителя-предметники, кл. руководители, соц. педагог
В течение года
25
Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях.
Завучи, кл. руководители,
В течение года
26
Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической
помощи их детям, индивидуальными
программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.
Психолог, соц. педагог
Апрель-май 2019
Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические,
педагогические и психологические анкеты по итогам каждой четверти с целью
диагностики и динамики развития обучающихся.
Практическая значимость результатов проекта.
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях
общеобразовательного учреждения;
2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ,
максимально социализированных;
13
4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;
6. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого
человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Список использованной литературы, а также рекомендуемой для
самостоятельного изучения по инклюзивному образованию.
1. Ахутина, Т. В., Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с
трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина,
Н. М. Пылаева. – М.: МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 978-5-88923-357-2.
2. Варенова Т. В., Коррекция развития детей с особыми образовательными
потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.
3. Голиков Н. А., Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с
особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 428 с. – ISBN 978-5-222-23833-2.
4. Головчак Е. В., Дистанционное обучение детей с особенностями развития /
Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7. - С. 175-182.
5. Дубровская Т. А., Адаптация и реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С.
Кукушин. – М.: РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.
6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный
образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-867-75937-7.
7. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост. Л. В.
Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-7057-2823-7.
8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми
с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.:Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0.
9. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель её
дальнейшего развития / А. В. Иванов // Отечественный журнал социальной работы, 2011. №3. – С. 78-85.
10. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с. – ISBN 978-5-7057-2835-0.
11. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении.
Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. –
Волгоград: Учитель, 2012. – 146 с. – ISBN 978-5-7057-3031-5.
12. Крыжановская Л. М., Психологическая коррекция в условиях инклюзивного
образования: учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. – М.: Владос, 2014. – 142 с. – ISBN 978-5-691-01918-0.
13. Леонгард Э. И., Нормализация условий воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие /Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М.: МГППУ, 2011. – 278 с. – ISBN 978-5-94051-093-2.
14
14. Нефедова Е., Путь в страну «Инклюзия» / Е. Нефедова // Учитель, 2011. - №4. –С. 69-71.
15. Пасторова А. Ю., Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге: монография / А. Ю. Пасторова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2012. – 250 с. –ISBN 978-5-288-05364-1.
16. Приступа Е. Н., Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями
здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – М.: Инфра-М: Форум, 2015. – 160 с. – ISBN 978-5-91134-974-5.
17. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего
образования: метод. пособие / Е. Л. Черкасова, А. В. Лагутина, А. С. Павлова, Ж. И. Журавлева, Е. Н. Моргачева. – М.: Перспектива, 2015. – 88 с. – ISBN 978-5-98594-523-2.
18. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная
школа. ФГОС / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014. – 126 с. – ISBN 978-5-09-030566-2.
19. Современный урок в коррекционном классе / Авт.-сост. Т. И. Нелепенко; под
ред. Л. Е. Гринина, А. В. Перепелкиной. – Волгоград: Учитель, 2014. – 130 с. – ISBN 978- 5-7057-3315-6.
20. Спирина Н. П., Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учеб. пособие
/ Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. – М.: Владос, 2014. – 96 с. – ISBN 978-5-691-02023
21. Староверова М. С., Психолого-педагогическое сопровождение детей с
расстройствами эмоционально-волевой сферы: учеб. пособие / М. С. Староверова, О. И.Кузнецова. – М.: Владос, 2014. – 144 с.
22. Сухих В. Г., Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по результатам
мониторинга в Красноярском крае) / В. Г. Сухих, С. В. Чеха // Социологические
исследования, 2011. - №2. – С. 140-143.
23. Токарь И. Е., Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития / И. Е.
Токарь // Социальная педагогика, 2011. - №5. – С. 93-105.
24. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с
особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт.-сост. Т. В. Калабух, Е. В.
Клейменова; под ред. Л. Е. Гринина, Н. Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2014. – 100 с. – ISBN 978-5-7057-3702-4.
25. Хохлова Н., Организация работы по социальной адаптации дошкольников в
процессе интегрированного обучения дошкольников и младших школьников / Н. Хохлова // Дошкольное воспитание, 2011. - №8. – С. 115-122.
15