Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ | Екатерина Александровна Семыкина. Работа №352563

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются понятие «конфликта». Рассмотрены принципы управления и профилактики конфликтов в учреждении. 

Ключевые слова: конфликты, управление, принципы, профилактика.

Внутриличностный конфликт является одним из сложных феноменов в психологии. В значительной степени это связано со сферой его протекания - внутренним миром человека.

Семыкина Екатерина Александровна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Институт технологии, экономики и сервиса

Кафедра управления персоналом и экономики в сфере образования

Россия, г. Волгоград

 

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются понятие «конфликта». Рассмотрены принципы управления и профилактики конфликтов в учреждении.

Ключевые слова: конфликты, управление, принципы, профилактика.

 

Внутриличностный конфликт является одним из сложных феноменов в психологии. В значительной степени это связано со сферой его протекания - внутренним миром человека.

В ситуациях межличностных конфликтов происходит столкновение, противоборство интересов, взглядов, ценностей между людьми, группами людей. Относительно понятна природа, механизм, субъекты данных конфликтов.

Совершенно другая ситуация складывается, когда конфликт развёртывается внутри личности. Сложно найти человека, который в течение своей жизни не сталкивался с внутренними конфликтами, носителем которых он являлся.

Если конфликт происходит во внутреннем мире психологически здорового человека, то он является стимулом, мощным двигателем внутриличностного роста и развития личности. Но это возможно при условии соблюдения меры данного напряжения, способности критического отношения к самому себе, своей жизни, своим взглядам. Развитие и совершенствование индивида неизбежно происходит в рамках подобного внутреннего противоборства. Но это не является единственным способом подобного рода совершенствований.

Во внутриличностном конфликте эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональным напряжением. Его принято относить к классу эмоциональных явлений. Психоэмоциональное напряженность является формой представленности в психике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворения его потребностей».

Ещё одна особенность внутриличностного конфликта – это его латентность, связанная с особой областью его протекания – внутренним миром человека. При этом иногда даже сама личность его не осознает.

В психологии существует четыре вида показателей внутриличностного конфликта. Они связаны с когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферами и четвёртый вид- это интегральные показатели.

В когнитивной сфере внутриличностный конфликт отражается в виде нарушения восприятия человеком самого себя. Это может проявляться в снижении самооценки, в трудностях при принятии решений, сомнениях в истинности своих принципов, точки зрения и т.п.

В эмоциональной сфере внутриличностный конфликт проявляется в виде повышенного психоэмоционального напряжения, частых отрицательных переживаниях. И находит свое выражение в виде апатии, депрессии, потери смысла жизни и т.п.

В поведенческой сфере происходят отрицательные изменения в поведении человека. Это может проявляться в виде снижения активности, появлении негативного эмоционального фона общения и т.п.

Интегральные показатели отражают происходящие в психике комплексные нарушения. Это может быть снижение способности к адаптации, усиление стресса, длительное нарушение в ситуациях приспособления к новым обстоятельствам и т.п.

Внутриличностный конфликт представляет собой переживания, происходящие во внутреннем мире человека. Но на личность постоянное воздействие имеет также окружающая действительность. Общественные отношения, в которые вступают человек, различным образом влияют на него. В обществе человек самореализуется, удовлетворяет свои потребности. При этом у него также возникает обязанность соблюдать социальные нормы и правила. Многообразные взаимоотношения с социальным окружением могут порождать противоречия, которые при наличии определённых условий трансформируются в структуру личности.

Возникновение внутриличностного конфликта связано с воздействием на личность социума. В зависимости от того, какие противоречия лежат в основе внутриличностного конфликта, можно выделить две группы конфликтов. Внутриличностные конфликты, состоящие во внутренних противоречиях, в которых выражается субъективное отношение личности к миру вокруг. Например, конфликты неадекватной самооценки. И внутриличностные конфликты, которые возникают в результате перехода внешних объективных противоречий во внутренний мир личности. Примером таких внутренних конфликтов могут быть адаптационные конфликты.

Можно также выделить следующие уровни противоречий.

Первый уровень представляет собой психологическое равновесие внутреннего мира личности. Человек способен оптимально разрешить конфликтную ситуацию.

Следующий уровень – это внутриличностный конфликт, когда личность находится в ситуации нарушение психологического равновесия и это влияет на основные виды деятельности, а также взаимодействие с окружающими.

Наиболее сложным является уровень жизненного кризиса. В такой ситуации человек не может реализовывать жизненные планы и функции пока не найдёт пути разрешения такого кризиса.

Разрешение противоречий на этих уровнях возможно при наличии личностных и ситуативных условий.

Личностными условиями являются способность личности к самоанализу, развитая когнитивная структура, актуализация, развитая система мотивов и ценностей.

Ситуативные условия могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия заключаются в том, что личность не может или затрудняется удовлетворить свои глубинные мотивы и потребности (ограничения, которые накладывают социальные нормы; борьба человека со своей природой; удовлетворение одних потребностей может являться причиной возникновения более сложных потребностей).

Внутренние условия появляются в результате внешних. Эти условия представляют собой противоречия между различными равнозначными сторонами личности. При этом человек должен осознавать высокий уровень сложности в разрешении ситуации.

В современных условиях жизнь человека очень многообразна и насыщена. И возникновение обстоятельств, отрицательно влияющих на гармоничное развитие личности, неизбежно. Но, владея информацией о причинах и условиях возникновения внутриличностных конфликтов, можно предотвратить их появление и развитие:

1. Наличие устойчивой системы ценностей и мотивов позволяет человеку в условиях трудной жизненной ситуации следовать им, что может положительно сказаться на разрешении возникающих проблемных вопросов. При этом не стоит забывать, что мир меняется и гибкость также необходима. Когда необходимо уступить в незначительных обстоятельствах, следует это сделать. Гибкость необходима в некоторых ситуациях. Но эти уступки не должны стать систематическими.

2. Оптимизм и личностная зрелость человека играют большую роль в условиях сложных жизненных ситуаций.

3. Огромное значение имеет способность человека воспринимать трудности и препятствия, с которыми он сталкивается в жизни, как неотъемлемую её часть. Это позволяет сохранить целостность внутреннего мира и развивать свой творческий потенциал.

4. Понимание своего эмоционального состояния; принятие как позитивных, так и негативных эмоций также является важным фактором, позволяющим предупредить внутриличностный конфликт.

5. Умение управлять собой, контролировать своё поведение позволяет держать себя в руках в сложных ситуациях.

6. Наличие четного представления о выполняемых человеком ролях, что позволяет избежать перегрузки случае чрезмерно взятых на себя функции.

7. Адекватная самооценка позволяет личности воспринимать себя в соответствии с реально существующим положением. Это также способствует предупреждению возникновения внутриличностного конфликта.

8. Не следует копить проблемы, необходимо их своевременно разрешать. В противном случае ситуация достигнет такого уровня, когда уже невозможно будет с ними справиться и это приведёт к внутреннему конфликту.

9. Искреннее отношение к себе и к другим, честность во взаимоотношениях позволяет жить в согласии с собой и окружающими.

Но даже наличие всех этих условий не дает гарантию того, что внутриличностный конфликт не возникнет. И в ситуации его появления необходимо предпринять правильные меры по его разрешению.

Разрешить внутриличностный конфликт означает восстановить равновесия внутреннего мира человека, согласовать жизненные установки, снизить интенсивность внутреннего напряжения. В результате чего формируется душевное равновесие, появляется глубина понимания бытия, появляются новые ценности и установки.

Разрешение внутриличностного конфликта происходит путём снижения болезненного состояния, разработки и применения в жизни новых вариантов поведения.

Следует подчеркнуть, что разрешение внутренних противоречий у каждой личности происходит индивидуально и напрямую зависит от личностных особенностей. Один начинает активно действовать, а другой может погрузиться в эмоциональную сферу. И каждый выбирает свой, наиболее подходящий ему вариант разрешения внутренней конфликтной ситуации.

Следует отметить, что разрешение внутриличностного конфликта зависит от определённых факторов. Развитые волевые качества позволяют человеку предпринять необходимые действия после детального анализа сложившейся ситуации, выявления причин внутреннего напряжения. Именно волевые качества способствует тому, что человек идёт не по пути наименьшего сопротивления, а позволяет согласовать существующие условия и свои желания. Также разрешение внутреннего конфликта в значительной степени зависит от темперамента личности. Например, для меланхолика характерно тщательное обдумывание ситуации и только затем он приступает к действию. Холерик же настроен против неопределенности, поэтому он действует быстро и решительно.

Адекватная оценка ситуации, в которой находится личность, состоит из самооценки человека и оценки сложности проблемы. Именно рефлексия, как способность посмотреть на ситуацию как будто со стороны, осознать себя в ней и представить, как это воспринимается другими, помогает индивиду понять причины внутреннего напряжения и найти выход из сложившейся ситуации.

Сказывается на модели поведения в ситуации разрешения внутриличностного конфликта гендерные особенности. Мужчинам свойственен рационализм. Женщины же испытывают каждый раз широкую палитру эмоций и чувств.

Возрастные особенности также является важным фактором разрешения внутриличностного конфликта. С возрастом человек, анализируя прожитую жизнь и накопленный опыт, вырабатывает типичные для конкретной личности формы поведения. Это способствует восстановлению внутренней стабильности и цельности.

Разрешение внутриличностного конфликта происходит путём образования и действий механизмов психологической защиты. Психологическая защита представляет собой естественный, действующий ежедневно механизм психики. Выделяют следующие механизмы психологической защиты: отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, включение, замещение, отчуждение.

В ситуации отрицания человек не воспринимает, отвергает информацию. Так возникает конфликт между возникшими мотивами и имеющимися у личности установками.

Вытеснение возникает в случае, если какие-то факты неудобны для человека, тогда информация забывается.

Проекция – это неосознанный перенос собственных качеств и свойств, в которых человек не признается сам себе, зная их несоответствие социальным нормам, на другое лицо.

Идентификация – неосознанное приписывание себе чувств, эмоций и качеств, присущих другому человеку.

Рационализации – человек пытается объяснить псевдоразумность своих действий причинами, которые в случае их принятия, привели бы к снижению самоуважения.

Включение – схожий с рационализацией способ психологической защиты. Заключается в принятии новой расширенной системы ценностей, в которую прежняя система входит как часть, и таким образом снижается значимость травмирующего фактора.

Замещение представляет собой ситуацию, в которой человек не может выполнить действия в отношении одного объекта. Тогда временная разрядка напряжения происходит путём совершения этих действий в отношении доступного объекта. Например, индивид может срывать гнев на первого попавшегося человека или предмет.

Отчуждение заключается в блокировке индивидом каких-то негативных эмоций. Происходит изоляция этих эмоций и в сознании исчезает связь между событием (ситуацией) и возникшим в его результате эмоциональным состоянием.

Таким образом, изучив особенности внутриличностного конфликта, можно сказать, что это сложное психологическое явление, имеющие свою структуру, формы проявления в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Формами проявления данного конфликта могут выступать: отсутствие возможности поставить субъективно значимые цели, подобрать подходящие средства и методы их реализации, отказ от деятельности или замена её на другую, откладывание во времени и др. На степень протекания напряжения внутриличностного конфликта влияют объективные и субъективные факторы в единстве взаимосвязи. Выработка человеком устойчивой системы жизненных ценностей, адекватная самооценка, принципов и установок, развитие способности к саморефлексии, правдивость в отношениях способствует как предотвращению появления внутреннего конфликта, так и его разрешению.

Психологическое консультирование представляет собой процесс, в ходе которого психолог – консультант путем специально организованной беседы создает у клиента условия для его личностного развития как субъекта общественных отношений, в которой он вступает в социуме. Консультирование – это общение консультанта и клиента, базирующийся на четких ценностных основаниях психологической помощи.

Профессионально организованная консультационная деятельность в условиях внутриличностного конфликта способствует не только преодолению эмоциональных перегрузок и нарушения равновесия во внутреннем мире личности, но и может способствовать внутриличностному росту путем усвоения клиентом новых установок и моделей поведения. В такой ситуации внутриличностный конфликт приобретает характер конструктивного и положительно сказывается на внутриличностном развитии.

Имеются следующие стратегии разрешения внутриличностных конфликтов:

- установление наличия внутриличностного конфликта, его типа и причины;

- оказание помощи в осознании клиентов конфликта, осмысление ценностей и анализ причин возникновения данного конфликта;

- повышение активности клиента в разрешении внутриличностного конфликта;

- формирование мотивации и желания разрешить данный конфликт;

- помощь в принятии ответственности клиентом за свой собственный внутренний конфликт и за его разрешение.

Таким образом, психологическое консультирование позволяет не только разрешить внутриличностный конфликт, но и помочь клиенту выработать новые эффективные модели поведения в будущем. Возможность ставить субъективно значимые цели, подбирать необходимые средства и методы для их достижения; своевременно выполнять поставленные задачи; сформированная чёткая направленность личности – всё это позволяет в дальнейшем конструктивно разрешать возникающие трудности во внутреннем мире человека. При работе по разрешению внутриличностных конфликтов специалист помогает клиенту следовать продуктивным стратегиям и способам разрешения данных конфликтов: осознавать существование внутренних противоречий; вырабатывать активную личностную позицию, способствующую конструктивному разрешению внутриличностного конфликта; развивать личностную рефлексию, позволяющую в дальнейшем при возникновении напряженной ситуации самостоятельно находить пути их эффективного разрешения. Осуществление психологического консультирования, направлено на разрешение профессиональных, личных и других проблем позволяет клиенту разрешить внутриличностный конфликт через нахождение подходящего решения и новых способов самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 


Список использованной литературы

 

Айдаркина, Е. Е. Теория и практика управления: учебное пособие / Е. Е. Айдаркина; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 164 с.

Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2021. – 656 с.

Иванова, Т. Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент: учебник для вузов / Т. Ю. Иванова, Э. М. Коротков, В. И. Приходько. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 331 с.

Инновационный менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Антонец [и др.]; под редакцией В. А. Антонца, Б. И. Бедного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 303 с.

Райченко, А.В. Общий менеджмент: учебник / А.В. Райченко. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.

Романова, М. В. Управление проектами: учебное пособие / М.В. Романова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. – 256 с.

Семенов, А. К. Теория учреждения: учебник для бакалавров / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – М.: Дашков и К, 2021. – 356 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×