Разработка учебного занятия по ОРКСЭ "Добро и зло" | Елена Владимировна Калугина. Работа №349968
Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Религии Древней Греции, Древнего Востока по-своему освещали вопросы взаимоотношения этих понятий.Данная методическая разработка урока поможет сделать выводы о значимости милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим; а также способствует формированию в ребенке чувства ответственности за содеянное.
План-конспект учебного занятия по ОРКСЭ в 4 классе
Тема: «ДОБРО и ЗЛО»
Цель: формирование нравственного понятия «добро» и умения отличать его от
понятия «зло»
Задачи:
расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции
нравственного смысла;
прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать добропорядочн
ость, неравнодушное отношение
окружающему миру;
воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.
Планируемые результаты:
личностные
- формирование способности к духовно-нравственному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- проявлять ценностное отношение к окружающей действительности;
- оценивать свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
предметные
- усвоить понятия «добро» и «зло»;
-сопоставлять проявления добра и зла в различных ситуациях
- сделать вывод о том, кого можно назвать "добрым";
метапредметные
Регулятивные
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему), удерживать ее
в процессе всего урока;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других
- учащихся;
Познавательные
- работать с текстом и извлекать нужную информацию;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать
выводы на основе обобщения знаний;
- определять причины явлений и событий;
Коммуникативные
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
- учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть
готовым изменить свою точку зрения;
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группах
Формы организации учащихся:
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа
Виды деятельности: беседа, чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.
Учебное оборудование: компьютер,аудиозапись песенки кота Леопольда «Добрым быть на белом свете веселей»,мультипликационный фильм студии «Союзмультфильм» «Просто
так»; раздаточный материал (карточки с пословицами), учебник «ОСЭ»,словари.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
-А начнём мы урок с необычного персонажа детского мультфильма,
Загадка Он один из всех котов,
С мышами в мире жить готов,
Но вредят коту мышата,
Как зовут кота, ребята?
аудиозапись песенки кота Леопольда
1. Постановка проблемы.
-Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма этот сказочный персонаж?
- Приключения кота Леопольда.
изображение кота Леопольда
-Расскажите, что вы знаете о нем. Какой он?
- добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло.
-Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица.
-А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд? Он, по-вашему, добрый кот?
-Добрый, всегда приветлив, вежлив, он счастлив.
-А кто коту Леопольду все время портит жизнь, строит козни, совершает гадкие и злые поступки?
-Это мыши.
-Они, по-вашему, злые?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем
уроке?
- Ответы детей
-Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле.
-Тема нашего урока так и называется: «Добро и зло».
на доске открываются слова: добро, зло
- Запишите в тетрадях число и тему урока: “Добро и зло”
II. Постановка учебной задачи
- Итак, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.
-Ответы детей
- Действительно, сегодня мы постараемся достичь не только этих целей, но может получиться так, что в ходе урока мы узнаем еще что-то новое, получим возможность научиться чему-то другому. В конце урока сравним поставленные цели с результатами нашей работы.
1.Психологическая разминка
-Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.
-Проведем такой эксперимент.
Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию
( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).
Что вы почувствовали?
- Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.
-А почему, как вы думаете?
- музыка, ваши улыбки, прикосновения кдруг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на
ваше настроение.
-Вы правы в этом. А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы
почувствовали?
Ответы детей.
- Что же лучше? Делать добро или зло?
Ответы детей.
Открытие новых знаний
1. Вступительная беседа.
-Как вы понимаете понятие «Добро»?
Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, мама, Родина, красота, природа….
2. Работа со словарями Ожегова и Даля.
- Обратимся к словарям С.И.Ожегова и Даля. Прочитайте определения.
читают определения
3. Работа с учебником (учебник ОСЭ, с.12-13)
- Давайте обратимся к учебнику и найдём в тексте определение добра и зла.
- Сравните определения в словарях и свой ранее сделанный вывод.
-Это всё хорошее, доброе, красивое
-Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)
-Что значит добрый человек?
-Как относятся к нему люди?
Вывод: К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят…
-Добро - это то, что оценивается людьми положительно, рассматривается как важное и
значительное, что позволяет человеку развиваться, становиться лучше, достигать успехов.
- Если существует на нашей планете добро, то существует и зло, значит, люди могут творить и
добрые, и злые дела.
- Что такое зло?
-Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
-Почему же добро всегда побеждает над злом?
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло
старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от
света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате
всегда побеждает добро.
-Зло - это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло -это всегда уничтожение,
подавление, унижение. Зло ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, к гибели. Зло
является противоположностью добра. Проще говоря, зло - это то, что мы не хотели бы испытать
на себе.
IV. Первичное закрепление нового материала
Совместная работа.
На доске карточки со словами: обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие, мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм
Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло":
2. Прослушивание видеозаписи притчи «Два волка». Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
3. Анализ притчи.
- О чем притча?
- О добре и зле. Добро и зло всегда борются между собой.
- Ответьте на вопросы:
- Притча утверждает, что есть люди хорошие и есть люди плохие. Так ли это?
- Нет. Притча утверждает, что в каждый человек может совершать и хорошие поступки,
и плохие.
- Как вы понимаете выражение «кормить волка»?
- Воспитывать в себе хорошее, полезное, нужное людям, стараться совершать больше
добропорядочных поступков либо, наоборот, взращивать в себе всё плохое, вредное, гнусное и
приносить огорчения окружающим. –
- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
- Каждый из нас должен сам определить, какого волка кормить, каким волком он хочет жить.
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
V. Самостоятельная работа
1. Работа в парах
- А сейчас вам предстоит поработать в группах. Ваша задача: работать дружно, помогать друг другу Важно прислушиваться к мнению товарищей, чтобы придти к общему выводу
собрать пословицы и доказать, что их объединяет.
1: Добрые дела красят человека.
Сделаешь добро – добро найдёшь.
2: Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело лечит, а злое калечит.
3: Делай людям добро – будешь сам в добре.
Худо тому, кто добра не делает никому.
2.Проверка выполненной работы
- Итак, что у вас получилось?
- Какие ценности утверждаются в этих пословицах?
- Как эти пословицы связаны с тем, что мы обсуждали на уроке?
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Творить
добро, куда приятней. Первый шаг к доброте – это доброе слово.
VI. Закрепление основных понятий урока
1.Просмотр мультфильма «Просто так»
-А сейчас я хочу предложить вам посмотреть мультфильм «Просто так» и подумать, в каких поступках герои мультфильма проявили доброту и к чему это привело.
2.Обсуждение после просмотра мультфильма
-Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?
-Или поступки тоже?
- О чём говорят поступки человека?
-Каждому из нас нужно делать правильный выбор, чтобы поступки были такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам самим, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек.
3.Работа в группах: (карточки)
- Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела
Ситуация 1.Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика рядом не оказалось.
Ситуация 2. Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его
Обсуждение ситуаций
- Подумайте, и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
- Научиться быть добрым - это труд. И только тот, кто не ленится самосовершенствоваться, со временем приобретает положительные качества личности: доброжелательность, скромность, сочувствие, сострадание и другие. Кому-то может показаться, что проще жить, ни о чём не задумываясь, так, как тебе хочется. Но тогда нужно быть готовым к тому, что окружающие могут отвернуться от него, оттолкнуть, не захотеть дружить, не станут любить и уважать. И такой человек может остаться в одиночестве.
2.Домашнее задание
-Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока:
- Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.
- Написать сочинение – рассуждение по теме “Добро и зло”.
- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
- Выполнить коллаж «Что такое хорошо и что такое плохо?»
-сильным ученикам индивидуальное задание: прочитать и проанализировать притчу
(на карточках)
V. Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности
- Наш урок подходит к концу. Подведём итог нашему уроку.
-Продолжите, пожалуйста, фразу:
на доске: «Сегодня я узнал (понял) ...».
-И в заключение я хочу вам сказать:
Есть люди необычной доброты,
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Когда по склонам вечной суеты,
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты,
И радость помоги найти кому-то.
- Конечно, человек не может быть идеальным. Но мы должны стремиться стать лучше. И тогда первый волк, олицетворяющий зло, просто сбежит от нас или вовсе умрёт. И давайте не будем забывать кормить нашего второго волка, олицетворяющего добро.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается.
-Не пускайте зло в ваши сердца и души.
-Спешите делать добро!
-Предлагаю вам послушать отрывок из песни «Дорога добра».
Звучит отрывок из песни «Дорога добра»
Спасибо за урок!
Ресурсы:
https://www.prazdnik-sam.ru/zagadki/pro-skazochnyh-geroev.html
https://zen.yandex.ru/video/watch/61f64b8b2aef380b500769e7
http://www.youtube.com/watch?v=853HyDuLgw0
http://www.youtube.com/watch?v=UtzF-V64qdg