Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Разработка урока обществознания "Культура, ее многообразие и формы" (8 класс) | Мой кабинет. Работа №350290. Номер работы: №350290

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Разработка урока по теме "Культура, ее многообразие и формы"  соответствует ФГОС и ФОП по обществознанию за курс 8 класса. Структура урока предусматривает разнообразные виды познавательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Разработка содержит прилагаемые дидактические материалы.

Григорук Галина Николаевна,

учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №10

Горноуральского городского округа Свердловской области

 

Разработка урока по теме «Культура, её многообразие и формы»

 

Предмет

Обществознание

Класс

8 класс

Тема

Культура, её многообразие и формы

 

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Формы

Индивидуальная и фронтальная работа, работа в паре, работа в группах, самостоятельная работа.

Цель урока

Создать условия для формирования у обучающихся знаний и представлений о культуре и ее многообразных проявлениях, позитивного ценностного отношения к духовной жизни общества через совместную познавательную деятельность обучающихся.

Планируемые результаты

Предметные

- осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества;

- классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;

- сравнивать формы культуры;

- овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, преобразовывать текстовую информацию в таблицу;

- анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах при изучении культуры.

Метапредметные

- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

- публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; понимать намерения других;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе).

Личностные

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности,

- способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия;

- умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,

- осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.

Основные понятия

Культура, материальная и духовная культура, элитарная культура, народная культура, массовая культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура

Оснащение

Учебники, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, мультимедийное оборудование, мультимедийные презентации учителя и группы обучающихся, дидактические материалы

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

I. Организационный этап

Приветствие учителя, установление эмоционального контакта с обучающимися. Уточнение организационных моментов.

II. Мотивационно-целевой этап

Учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Он организует познавательную деятельность восьмиклассников, направленную на формулировку темы урока. Восьмиклассникам дается задание сформулировать признаки, объединяющие разнообразные результаты деятельности человека и общества, тему урока. Для этого учитель предлагает обучающимся сначала рассмотреть изображенные на слайде 1 элементы материальной культуры (одежду, мебель, здания, технику, сооружения), прочитать пословицы и поговорки об образовании, искусстве, религии, науке (слайд 2, приложение 1), а затем обсудить полученную информацию в парах.

Во время фронтальной работы учитель выслушивает предположения школьников, задает наводящие вопросы при возникновении затруднений. Уточняются цель и задачи урока.

III.Поисково-исследовательский этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа в парах

Учитель организует самостоятельную словарную работу в парах, цель которой сравнить значение формулировок понятия «культура» в словаре учебника, словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. После обсуждения результатов парной работы обучающиеся записывают в словари определение понятия «культура» (слайд 3).

 

Презентация опережающего задания – учебного мини проекта «Культура - «вторая природа».

Группа обучающихся получила опережающее задание и разработала мини проект к текущему уроку. Обучающиеся представляют полученные результаты (демонстрируется презентация, подготовленная проектной группой).

Учитель организует обсуждение и оценивание проектной деятельности в соответствии с критериями защиты учебного проекта.

 

Групповая работа

Организационный момент.

Перед началом урока класс разделен на 5 групп по четыре человека по принципу рандомной выборки или предпочтения обучающихся (зависит от особенностей классного коллектива). Во втором случае формируются постоянные устойчивые группы, которые систематически работают на уроках обществознания.

Учитель выдает руководителям групп файлы с учебными задачами групповой работы и необходимые дополнительные материалы.

Учитель комментирует содержание предстоящей групповой работы. Ребята, ваша дальнейшая работа состоит из двух этапов. На первом этапе вам необходимо выполнить задания, которые определены каждой группе.

После завершения первого этапа групповой работы по моему сигналу вам предстоит объяснить одноклассникам о проделанной работе и ее результатах, обо всём, чему вы научились. Уметь обучать – очень важное современное качество личности. Оно востребовано во всех сферах жизни общества. Я желаю вам продуктивной совместной деятельности. И ещё: время ограничено. Помните, что быстрее и продуктивнее работают единомышленники, которые внимательно слушают друга и оперативно принимают решения.

ГРУППА 1. Участники группы должны разработать мини проект «Виды культуры» (материальная и духовная культура) с объяснением понятий и заполнением одноименной таблицы. С опорой на текст учебника (с. 28 – 29) и учебный материал, находящийся в папке, вам необходимо заполнить строки таблицы (приложение 2): 1) общие черты; 2) особенности; 3) примеры материальных и духовных ценностей. Вам предстоит выявить общие и особенные признаки материальной и духовной культуры, классифицировать изображения материальных и духовных ценностей (материал, ранее представленный на слайде презентации, имеется в папке), дополнить по три примера ценностей обоих видов культуры, сформулировать выводы к таблице.

ГРУППЫ 2 – 4. А теперь я обращаюсь к тем, кто оказался за столами с разноцветными карточками. Каждый из вас выбрал карточку бордового, синего или зелёного цветов. После моего объяснения владельцы разноцветных карточек перейдут за столы с карточками-маячками того же цвета. Ваша учебная задача – совместными усилиями решить задачи кейса. Материалы кейса вы найдете в файлах. Каждая группа решает только одну задачу кейса, которая обозначена цветом вашей карточки. Тема кейса «Формы культуры» (приложение 3).

Прочитав текст задачи кейса, обсуждаете ее решение: с помощью учебника определяете, каковы особенности формы культуры, к которой относится фрагмент вашего задания, какие примеры этих форм культуры вам известны. Для выполнения учебных задач воспользуйтесь материалами учебника на с. 29 – 31.

После принятия совместного решения заполните свою строку в таблице «Формы культуры» (приложение 4), приведите по три примера произведений, относящихся к обсуждаемой форме культуры.

После решения задач кейсов вы вернетесь в свои группы и обсудите полученные результаты в прежних группах.

ГРУППА 5. Задача группы с белыми карточками – помочь ребятам заполнить «белое пятно» в изучении видов культуры. Вам необходимо ознакомиться с текстом по теме «Доминирующая культура, субкультура, контркультура» и произвести его маркировку, обозначив знаком плюс знакомые вам положения, знаком минус новые положения, знаком вопрос – положения текста, вызывающие затруднения. После первичного ознакомления с текстом составьте словарь по теме текста, подготовьтесь к составлению тематического кластера.

Во время групповой работы учитель выступает в качестве консультанта, помощника группам, наблюдателя за процессом взаимного обучения. Время на групповую работу определяется в зависимости от когнитивных способностей класса, с учетом предстоящей проверки результатов решения кейса.

Проверка и оценивание результатов групповой работы:

Учитель: «Ребята, вы закончили самостоятельную работу в группах. Сейчас мы с вами обсудим ее итоги. Слово разработчикам мини проекта».

Представление и обсуждение результатов мини проекта «Виды культуры» (работа оформлялась на ватмане).

Учитель: «Сравните результаты вашей работы с таблицей, представленной на слайде 4». (Корректируются и дополняются данные таблицы).

Проверка решений заданий кейса (решения заданий кейса объясняют владельцы карточек по выбору учителя). При наличии замечаний итоги групповой работы корректируются.

Во время представления решений кейса демонстрируется заполненная таблица «Формы духовной культуры» (слайд 5, приложение 4).

Во время работы с текстом по теме «Доминирующая культура, субкультура, контркультура» заполняется кластер по одноименной теме.

Работа групп, выполнявших задания кейса, оценивается в соответствии с критериями самооценки групповой работы.

Работа группы, работавшей над разработкой мини проекта, оценивается в соответствии с критериями самооценки учебного проекта.

Этап обобщения

Взаимопроверка (фронтальная работа)

Учитель предлагает обучающимся вспомнить важнейшие моменты урока, сформулировать по одному вопросу к тем фрагментам учебного материала, над которыми они работали в ходе урока. Обучающиеся задают вопросы одноклассникам, контролируют их ответы и отвечают на вопросы при наличии затруднений с ответом.

Учитель выступает в качестве консультанта, наблюдателя за процессом взаимного обучения.

Домашнее задание

Учитель объясняет особенности домашнего задания (слайд 6): параграф 4, устные ответы на вопросы («Проверяем наши знания и умения»), письменно выполнить одно задание на выбор на с. 33, повторить формулировки основных понятий.

Рефлексивный этап

Работа в парах

Учитель. Подводя итог работы на уроке, прошу обратиться к последнему заданию (слайд 7). Подумайте и обсудите, верны ли следующие суждения о влиянии духовной культуры на развитие личности и общества. Свои позиции аргументируйте.

Верны ли суждения о влиянии духовной культуры на развитие личности и общества?

А) Духовная культура приобретается биологическим путем, поэтому она оказывает влияние только на развитие личности.

Б) Духовная культура способствует формированию у человека ценностных ценностей и ориентаций, сохраняет память человека.

Учитель обобщает высказывания обучающихся о влиянии духовной культуры на личность и общество, мотивирует их на расширение интереса к духовной культуре.

Учитель: «Общество и личность без духовной культуры – дерево без корней. Надеюсь, сегодня ваши корни чуть-чуть окрепли. Перед вами слайд с двумя рисунками: одно дерево с корнями – оно зеленеет, радует нас своей пышной кроной (слайд 8). Другое дерево засыхает: нет корней – нет питания. Я прошу сделать свой выбор: поднимите руки те, кто считает, что сегодняшний урок вам был интересен и позволил вам расширить «питание» для своей кроны – духовного мира. Чье дерево пострадало, потому что на уроке вы ничего нового не усвоили? Кто остался равнодушен к теме урока и ко всему тому, что происходило на уроке? (Ребята сигнализируют о своих ощущениях)

Улыбнитесь и скажите слова благодарности тем, кто сегодня был лучшим на уроке. Кто был лучшим разработчиком проектов? Кто лучше всех решал задачи кейса? Отличился при объяснениях в группах? Лучше всех формулировал вопросы?» (Обучающиеся отвечают на вопросы)

Спасибо за урок! (Слайд 9)

 

Приложение 1.

Пословицы и поговорки о культуре и ее структурных элементах для слайда 2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Учись

доброму

, так худое на ум не пойдет.

Ученье – красота,

неученье

— слепота.

Искусство и учение вызывают расположение и уважение.

Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе.

Всё великое в искусстве в единственном числе.

Любящих

и Бог любит.

Бог не дремлет – всё слышит.

Ученье – свет, а

неученье

— тьма.

Наука – сила.

Приложение 2.

Сравнительная таблица

«Виды культуры»

 

Линии сравнения

Материальная культура

Духовная культура

Общие черты

 

 

Особенности

 

 

Примеры ценностей

 

 

 

Приложение 3.

Задания учебного кейса

Прочитайте

фрагмент

с информацией о деятеле

культуры

России

. Про

анализируйте

текст учебника на с

траницах

29 – 31

, определите, к какой форме культуры относится его творчество. В

ыделите отличительные признаки формы культуры, к которой вы отнесли творчество деятеля культуры, заполните соответствующую

строку

таблицы «Формы духовной культуры».

Подумайте, какие примеры произведений, относящихся к этой форме культуры вам известны.

Отец Петра Чайковского хотел, чтобы сын построил служебную карьеру. Сразу после окончания Училища правоведения будущий композитор получил чин титулярного советника и поступил на службу в первое отделение департамента Министерства юстиции. Там он преимущественно вел дела крестьян. Спустя три года службы Чайковский получил чин коллежского асессора. По словам самого композитора, отец не мог не огорчаться после его «побега» из Министерства юстиции, видя, как Чайковский добровольно бедствует ради того, чтобы стать музыкантом.

В связи с трудным финансовым положением Чайковскому приходилось подрабатывать штатным музыкальным обозревателем. В течение нескольких лет он трудился в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости», публикуя рецензии под псевдонимом «Б.Л.».

Прочитайте

фрагмент

с информацией о

том, как

впервые в истории человечества в космосе

снимался

современный

увлекательн

ейший

фильм «Вызов»

.

Проанализируйте текст учебника на страницах 29 – 31,

определите, к какой форме культуры относится это произведение. В

ыделите отличительные признаки формы культуры, к которой вы отнесли

художественный фильм

, заполните соответствующую

строку

таблицы «Формы духовной

культуры». Подумайте, какие примеры произведений

, относящихся к этой форме

культуры вам известны.

Снять первое кино на Международной космической станции планировали и в Голливуде. В 2021 году в космос должны были полететь Том Круз вместе с режиссером Дагом Лайманом, с которым знаменитый актер уже сотрудничал в фантастическом фильме «Грань будущего».

Сообщалось, что проект профинансирует кинокомпания Universal, а партнерами студии станут NASA и компания Илона Маска SpaceX. Но путешествие не состоялось, поэтому в гонке за создание первого художественного фильма, снятого в космосе, победила Россия.

 

Прочитайте

фрагмент

отрыв

ка

из былины

«Садко»

. Проанализируйте текст учебника на страницах 29 – 31,

определите, к какой форме культуры относится это произведение. В

ыделите отличительные признаки формы культуры, к которой вы отнесли отрывок из былины, заполните соответствующую графу таблицы «Формы духовной культуры». Подумайте, какие примеры произведений, относящихся к этой форме культуры вам известны.

Говорит царь таковы слова:
- Не хочешь ли жениться во синем море
На душечке на красной девушке?-
Говорит ему Садко новогородскиий:
- У меня воля не своя во синем море.-
Опять говорит царь морской:
- Ну, Садко, вставай поутру ранёшенько,
Выбирай себе девицу-красавицу.
Вставал Садко поутру ранёшенько,
Поглядит: идет триста девушек красныих.
Он перво триста девиц пропустил,
И друго триста девиц пропустил,
И третье триста девиц пропустил;
Позади шла девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Брал тую Чернаву за себя замуж.

 

 

Приложение 4.

Таблица «Формы духовной культуры»

 

Формы культуры

Отличительные признаки

Примеры произведений

Народная культура

 

 

Элитарная культура

 

 

Массовая культура

 

 

 

 

Приложение 5.

Доминирующая культура, субкультура и контркультура

 

Каждое общество создает культурные ценности, которые разделяются большинством членов общества. Систему таких ценностей и идеалов принято называть доминирующей культурой.

Одновременно в обществе всегда находятся социальные группы, члены которых ориентируются на другие культурные ценности, создаваемые и развиваемые именно в рамках этих социальных групп. Такого рода культурные комплексы принято называть субкультурами. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям: профессиональному, территориальному (городская и сельская культура), демографическому (молодежная и женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, субкультура – это относительно изолированное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой.

В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение доминирующей культуры.

В истории массовой культуры известны и такие ситуации, когда отдельные субкультуры либо локальные культурные комплексы начинают претендовать на универсальность и противопоставлять себя ценностям доминирующей культуры. В итоге появляется контркультура – система духовных ценностей, конфликтующих с общечеловеческими ценностями.

Термин «контркультура» был введен в 1968 году Т. Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей доминирующей культуры индустриального общества. Он выделил основные особенности этих движений: оппозиция ценностям западноевропейской культуры (отрицание массовой культуры, технократизма, рационализма); провозглашение необходимости возвращения к природе и целостности человека. Например, панки появились в нашей стране, как и везде, в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Панки отвергают общепринятые нормы поведения. Они не работают, стремятся избегать стабильной семейной жизни.

Контркультура, несмотря на свои протестные основания, в жизни общества выполняет и позитивную роль, являясь мощным катализатором культурно-исторической процесса и иногда превращаясь в ядро будущих культурных систем.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×