Разработка урока " Пётр Первый , царь и человек" | Ватина Татьяна Николаевна . Работа №234340
Автор: Ватина Татьяна Николаевна
Урок истории в 10 классе по теме
«Петр I, царь и человек»
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Форма урока: семинар.
Время урока: 45 минут.
Цель: создать условия для формирования образного представления об эпохе Петра I через изучение его личности.
Планируемые результаты:
Предметные: овладеть целостными представлениями об эпохе петровских реформ; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений.
Метапредметные : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; извлекать информацию из различных видов исторических источников; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Личностные : обрести мотивацию к изучению материала; осмысливать исторический опыт предшествующих поколений, осознать важность эпохи петровских реформ и ее влияние на последующую историю; формирование национального самосознания, гордости за историю своей страны.
Урок истории в 10 классе по теме
«Петр I, царь и человек»
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Форма урока: семинар.
Время урока: 45 минут.
Цель: создать условия для формирования образного представления об эпохе Петра I через изучение его личности.
Планируемые результаты:
Предметные: овладеть целостными представлениями об эпохе петровских реформ; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений.
Метапредметные : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; извлекать информацию из различных видов исторических источников; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Личностные : обрести мотивацию к изучению материала; осмысливать исторический опыт предшествующих поколений, осознать важность эпохи петровских реформ и ее влияние на последующую историю; формирование национального самосознания, гордости за историю своей страны.
Выдающиеся личности: Пётр Первый, П.А. Толстой, А.Д. Меньшиков
Понятия: новатор , реформатор, полководец.
Средства обучения: мультимедиа презентация с использованием наглядного материала, документы, фрагменты художественных фильмов «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»( режиссёр Александр Митта , 1976 год), « Пётр Первый» ( режиссёр Владимир Петров ,1937 год), « Пётр Первый. Завещание ( режиссёр Владимир Бортко ,2011год).
Оборудование урока: Мультимедийная установка , ватман , 2 маркера.
Основные виды деятельности учащихся: работа с учебными текстами и историческими источниками, видеоматериалом, обсуждение в группах, сообщение о результатах работы, общий вывод.
Этапы урока:
1. Организационный (1 мин.)
2. Вводно-мотивационный (2 мин.)
3. Организация работы в группах:
3.1. Работа в группах (6 мин.)
3.2. Практическая работа – выступление групп (20 мин.)
4. Первичное закрепление (2 мин.)
5. Рефлексия. Составление синквейна.(10 мин.)
6. Заключительное слово учителя.( 1 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент ( 1 мин.)
2. Вводно-мотивационный (2 мин.)
Слайд 1.Зачитываю эпиграф.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющий душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин.
Тема урока : Петр I, царь и человек .
Ставлю проблемную задачу.
Слайд №2 .Рассмотрите изображения на слайде
Вопрос к классу:
На каком, по вашему мнению, изображен русский царь?
Назовите причину, по которой вы не назвали царем человека со второго рисунка?
В чем его необычность?
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценка деятельности царя-реформатора - а по суждениям некоторых историков даже «революционера» или «первого большевика» - и самой его личности была, естественно, крайне противоречивой и остается таковой поныне: одни восхищаются им как гениальным политическим деятелем, переломившим ход русской истории, и обходят молчанием те методы, с помощью которых он это сделал, другие гневно осуждают именно за эти методы, за самовластье, а подчас и самодурство, за тысячи жертв при строительстве Петербурга, за убийство собственного сына, упрекают его в отсутствии светских манер, в издевательстве над людьми, неразвитости эстетического вкуса.
Слайд№3.Проблемный вопрос на урок
Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
3. Работа с документами и учебным текстом в группах.
Класс делится на 6 групп, каждая из которых получает документы, словарик
( приложение№1) и памятку « Правила составления синквейна»
( приложение №2)
На стене ватман , содержащий надписи.
Пётр Первый
Царь
…….
Человек
……
По ходу работы учащиеся сами заполняют таблицу
3.1. Работа в группах (6 мин.)
Задаётся форма ответа на поставленный вопрос:
-Тезис ( вывод, сделанный группой)
-аргументы( факты или свидетельства очевидцев)
- повторение вывода ( запись на ватмане.)
3. 2. Практическая работа – выступление групп( 20 мин.)
1 группа.
Работа с видеоматериалом.
Просмотр видеофрагмента №1 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Вопрос :
-Как вы думаете на что жалуется боярин? ( на вводимые царём новшества , непонятные боярам)
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого-новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Вывод группы : Пётр I царь -новатор.
Делается запись на ватмане в первой колонке.
2 группа.
Работа с видеоматериалом.
Просмотр видеофрагмента №2 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Вопрос :
-О чём идёт речь в видеофрагменте?
-Чему должны были обучаться дети дворян и бояр в Европе ? В каком году вышел указ
Об обучении детей бояр за границей? ( речь идёт о возвращении боярских детей из-за границы , где они обучались мореходному делу, указ был издан в в 1696 г)
Просмотр видеофрагмента №3 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
Вопрос:
-Какие указы царя нарушил боярин? ( боярин нарушил указ 1701 года«О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел», "О бритии бород и усов всякого чина людям" от 16 января 1705 года)
Просмотр видеофрагмента №4 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
Вопрос:
-Почему сын боярина по знатности рода не сидел в Сенате?
- Какое отношение было у бояр к реформам , вводимых царём?( Согласно « Табеля о рангах» ( 1722г.) единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода потеряла в этом отношении всякое значение, поэтому сын боярина не сидел в Сенате, у бояр было негативное отношение к реформам Петра I
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого- новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Вывод группы : Пётр I царь - реформатор.
Делается запись на ватмане в первой колонке.
3 группа.
Работа с видеоматериалом.
Просмотр видеофрагмента №5 из фильма « Петр Первый . Завещание».
Вопрос:
- Какими способностями Петра Первого восхищался граф Пётр Андреевич Толстой? ( П.А. Толстова восхищал дипломатический ум Петра I, речь идёт о возросшей мощи России после Северной войны)
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого-новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Вывод группы : Пётр I царь – дипломат, военный теоретик, историк, полководец.
Делается запись на ватмане в первой колонке.
4 группа.
Работа с видеоматериалом.
Просмотр видеофрагмента №6 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Вопрос:
- Какими чертами характера обладал Пётр Первый? ( простой в обращении, энергичный, трудолюбивый)
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого-новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Вывод группы : Пётр I царь - труженик.
Делается запись на ватмане в первой колонке.
5 и 6 группы
Просмотр видеофрагмента №7 из фильма «Пётр Первый».
Вопрос:
- Какими чертами характера обладал Пётр Первый? ( целеустремлённый , жёсткий , трудолюбивый)
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
Прочитайте документы. Какие черты характера отмечают современники и историки в личности Петра Первого?
Заполняют вторую колонку таблицы
Пётр Первый
Царь
Новатор
Реформатор
Дипломат
Труженик
Военный теоретик
Историк
полководец
Человек
Великан
Силач
Трудолюбивый
Любознательный
Способный
Необыкновенный
Умный
Простой
Грубый
Неугомонный
Решительный
Злой
Жестокий
Добрый
Честный
искренний
4. Первичное закрепление (2 мин.)
Используя таблицу отвечаем на проблемный вопрос урока:
- Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
( как царь- талантливый , разносторонне развитый , « труженик на троне»; как человек- противоречивый характер).
5. Рефлексия. Составление синквейна.(10 мин.)
Прочитайте памятку составления синквейна.
Составьте свой синквейн : Пётр Первый, царь и человек.
Пример синквейна учителя :
Петр I
Деловитый, отзывчивый
Создал, построил, казнил
Люблю тебя, Петра творенье
Реформатор
Синквейны закрепляются на ватмане.
6.Заключительное слово ( 1 мин.)
В Петре сочетались противоположные черты характера. В одно и то же время он был вспыльчивым и хладнокровным, расточительным и бережливым до скупости, жестоким и милосердным, требовательным и снисходительным, грубым и нежным, расчетливым и опрометчивым. Все это создавало своего рода эмоциональный фон, на котором протекала государственная, дипломатическая и военная деятельность Петра.
При всей пестроте черт характера Петра он был удивительно цельной натурой. Идея служения государству, в которую глубоко уверовал царь и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни. Она пронизывала все его начинания. Если иметь это в виду, то кажущаяся несогласованность и подчас противоречивость его мероприятий приобретают определенное единство и законченность.
Нельзя не заметить, что Петр действительно много сделал для России, как нельзя отрицать и то, что, как замечает Гумилев, Петр был человеком своего времени, должным появиться и осуществить все свои деяния именно тогда, а не за100 и не через 100 лет.Народ по сей день помнит Петра, величает Великим, и считает его наиболее близким к народу по духу, чем другие цари.
В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова:
"... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах
наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем
верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой.
Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному
бесстрашию и правде учились от него".
Приложение№1
Исторический словарик
Новатор -человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные идеи, взгляды, приемы, методы, способы, схемы и так далее в какой-нибудь области деятельности. Человека, который испытывает любовь к новаторству, новшествам и нововведениям.
Реформа́тор — человек, проводящий реформы.
Дипломат - должностное лицо, уполномоченною для сношений с иностранными государствами.
Полководец - военачальник, руководящий вооруженными силами государства или крупными оперативно-стратегическими объединениями войск.
Приложение №2
Памятка
Правила составления синквейна
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
1 группа.
Прочитайте текст и документы. На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого-новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Как глава государства Петр явился основателем регулярных, боеспособных и профессиональных вооруженных сил: русской армии и российского флота.
Петр явился основателем «стратегической обороны», рассчитанной на изматывание врага, на выигрыш времени с целью создания благоприятных условий для перехода в наступление и разгром противника. Как тактик, Петр первым ввел конную артиллерию, полевую фортификацию, боевой резерв, в пехоте — подразделения гренадер и драгунские полки, а также тактику полного взаимодействия, своевременной поддержки, активной выручки и синхронности действий различных частей и родов войск в битвах и в сражениях. Он явился родоначальником тактики «активной обороны», а также универсального использования гвардейских и драгунских частей. К примеру, преображенцы и семеновцы могли успешно действовать как саперы, пехота и гренадеры — в стойкой обороне, а затем как конница в наступлении при преследовании войск противника. Это было наглядно продемонстрировано в Полтавской битве, когда массированная атака шведской армии быстро захлебнулась в редутах и шанцах русских войск. Петр обосновал тактику рукопашного боя, когда после залпа из ружей наносился мощный штыковой удар по противнику, подкрепленный действиями гренадер.
Он, по существу, явился родоначальником современной массовой наградной системы. Царь лично утвердил переход от пожалования золотыми и серебряными рублевиками к настоящим медалям. Он разработал и внедрил более пятидесяти видов наград.
Знаменательные победы русского оружия были бы немыслимы без существенных преобразований в хозяйственной и экономической жизни страны. Молодой царь понял это еще в самом начале своего правления, после поездки в Европу. Он внес огромный вклад в развитие экономики, торговли, финансов и промышленности. Монарх открыл первую в России биржу и учредил таможню по европейскому образцу.
При Петре для нужд армии, флота и двора было открыто более двухсот крупных мануфактур, фабрик и заводов, где трудились тысячи рабочих. По существу, царь стал основателем российского военно-промышленного комплекса — основной кузницы русского оружия. Только в Петербурге он лично заложил четыре верфи, Литейный и Смоляной дворы, а также табачную, бархатную, шпалерную, шелковую, позументную мануфактуры, три пороховых и два водочных завода.
Царь был основоположником светского и профессионального образования в нашей стране. Он открыл пушкарскую, математическую, медицинскую и навигацкую школы, которые позже преобразовал в артиллерийскую, инженерную, медицинскую и морскую академии, существующие и поныне. Государь учредил в России первую газету «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Он был ее первым издателем, редактором и журнал В области правописания и культуры царь провел смелую реформу русского языка и учредил гражданский шрифт, которым мы, с небольшими изменениями, пользуемся до сих пор.
Петр явился также основателем нового стиля — «петровского барокко» — в русском искусстве. В нем естественно и органично сочетались русские народные традиции с лучшими образцами западноевропейского искусства: прежде всего голландского, французского и английского.
Император стал новатором и в новой для своих современников области. При личном участии Петра Алексеевича Феофаном Прокоповичем была разработана патриотическая идеология «служения Отечеству», изложенная им в трактатах «Слово о власти и чести царской» и «Правда воли монаршей». Царь считал, что он первый работник на благо Отечества, а все остальные — от генералиссимуса и канцлера до солдат, матросов, крестьян и мещан — должны, не щадя своих животов, постоянно и неуклонно выполнять свой долг перед государством Российским. Так были заложены несущие конструкции культа государства, который в разных обличьях и модификациях просуществовал до сего дня.
2 группа
Прочитайте текст и документы. На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого-новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.
Реформа государственного управления Петра I
Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.
Административные реформы Петра I
Областная (губернская) реформа Петра I
Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.
Городская реформа (1699-1720 гг.)
Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.
Сословные реформы
Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.
Дворянство.
Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.
Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.
Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.
Табель о рангах (1721 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14
рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.
Судебная реформа Петра I
Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.
Церковная реформа Петра I
Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.
Финансовые реформы Петра I
Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).
В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.
Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.
Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.
Социальные реформы Петра I
Реформа образования Петра I
В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.
Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.
Реформы Петра I в культуре
Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.
Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.
Медицинские реформы Петра I
Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.
В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.
Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.
Социально-экономические реформы Петра I
Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.
Реформы Петра I в армии
Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.
В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.
Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.
« Табель о рангах»
24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные — и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин. Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.
Указ 1701 года«О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел».
«Всяких чинов людем московским и городовым жителям, кроме духовного чина и пашенных крестьян, носить платье немецкое, верхнее саксонское и французское, а исподнее – камзол и штаны, и сапоги, и башмаки, и шапки немецкие, и ездить на немецких сёдлах»
Указ Петра I "О бритии бород и усов всякого чина людям" от 16 января 1705 года. "А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека, с гостей и гостиной сотни первые статьи по сто рублей... И давать им приказа земских дел знаки, а те знаки носить при себе".
22 ноября 1696 года Петр I издал указ об отправке дворянской молодежи на обучение за границу. Это событие стало первым шагом в истории развития зарубежного образования. В основном, дворяне направлялись в Европу для обучения математическим, астрономическим, корабельным и навигационным наукам, что в дальнейшем позволило Российской империи построить собственный флот.
3 группа.
Прочитайте текст и документы. На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого- новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
В сложной международной обстановке Петр проявил себя выдающимся дипломатом.
« Дипломатия занимает огромное место в деятельности Петра Великого. Первым из русских царей он стал лично подписывать международные договоры. Эта деталь как бы символизирует тот факт , что Пётр создал новую русскую дипломатию , подобно основанию регулярной армии , флота и других государственных институтов Российской империи…»
Н.Н. Молчанов . « Дипломатия Петра Великого»-М.1991
«В ряду великих полководцев мира Петр I занимает одно из первых мест.
…Петра I как полководца отличают: 1) всесторонность в результате большого развития творческой стороны ума; 2) тщательное, до последних деталей, изучение, теоретическое и практическое, всех без исключения отраслей военного дела; 3) уменье быстро разбираться в трудных и сложных вопросах, не теряться при самых критических положениях и 4) самое главное, сочетание решительности и осторожности при стратегических расчетах и при ведении боя. Совокупность этих качеств не всегда встречается даже у великих полководцев мира…»
В. А. Панов. «Петр I, как полководец» -М. 1940
Петра I, полководца, выделяет гениальный выбор стратегии достижения цели. Превзойдя противника на уровне стратегии, создав общие условия для победы, он тщательно продумывал тактическую схему предстоявшего сражения. Царь считал необходимым, в полном соответствии с рекомендациями древних авторов, опираться при принятии решений на опыт и мысли окружавших его генералов
Пётр I также следовал непреложному правилу "не газардовать" - избегать риска. Стремительность, быстрота действий - неотъемлемое свойство Петра I как полководца. Роковой для шведов момент разделения с главными силами 6-ти батальонов К.Г. Рууса был использован незамедлительно. О таких действиях Пётр I употреблял выражение: "... не теряя ни мгновения ока" . Монарху было присуще также свойство, которое А.В. Суворов именовал "глазомер" - предвидение вероятного изменения обстановки, используя шахматную терминологию, на несколько ходов вперёд. После подготовки предпосылок для победы "малой кровью" действия Петра I носили самый решительный характер - русский натиск ломал самое самоотверженное сопротивление неприятеля. Царь умел навязать противнику свой рисунок сражения, брал прочно в свои руки инициативу. Полтавская битва от начала и до завершения прошла по одному из продуманных царём сценариев. Русскому монарху было свойственно в высшей степени уважительное отношение к полководцам противоборствующей стороны. Пётр I тщательно изучал полководческую концепцию Карла XII и его правой руки и учителя в области военного искусства К.Г. Рёншильда, приёмы их действий на поле брани, использовал свойственные им слабости.
Трудно представить великого полководца, который бы не окружил себя одарёнными генералами. Пётр I умел взращивать и подбирать себе таких помощников. Первым по значимости помощником царя в военном деле в сложнейший период Великой северной войны с 1706 по 1712 г. однозначно являлся А.Д. Меншиков.
Как тактик, Петр первым ввел конную артиллерию, полевую фортификацию, боевой резерв, в пехоте — подразделения гренадер и драгунские полки, а также тактику полного взаимодействия, своевременной поддержки, активной выручки и синхронности действий различных частей и родов войск в битвах и в сражениях. Он явился родоначальником тактики «активной обороны», а также универсального использования гвардейских и драгунских частей. К примеру, преображенцы и семеновцы могли успешно действовать как саперы, пехота и гренадеры — в стойкой обороне, а затем как конница в наступлении при преследовании войск противника. Это было наглядно продемонстрировано в Полтавской битве, когда массированная атака шведской армии быстро захлебнулась в редутах и шанцах русских войск. Петр обосновал тактику рукопашного боя, когда после залпа из ружей наносился мощный штыковой удар по противнику, подкрепленный действиями гренадер. Кроме того, Петр I был выдающимся военным теоретиком и историком. Его перу принадлежат целый ряд фундаментальных работ. Среди них особый интерес представляют «Инструкция Брюсу», «Учреждение к бою по настоящему времени» и «Фридрихштатская инструкция», а также капитальная «История Свейской войны». Царь лично составил, отредактировал и издал в 1716 г. «Устав Воинский», а через четыре года «Морской Устав». Они на целый век определили организацию, стратегию и тактику вооруженных сил России. Петровские уставы были исходными военно-теоретическими документами для его последователей — Румянцева и Суворова, Орлова и Ушакова.
4 группа
Прочитайте текст . На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого-новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов — на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. «Я ученик и нуждаюсь в учителях», — вырезал он на своей личной печати. А учиться в самом деле нужно было многому.
Триста лет тому назад, в 1672 г., когда родился царевич Петр, в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатоки латинского и греческого языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почти не было инженеров и ученых. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости, построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению государством энергичных и образованных людей.
И царь Петр учился сам и заставлял учиться своих подданных. Все изменения в стране проводились по приказу Петра I и при его личном участии. Во многом он отличался от других царей. Петр I был образованным человеком, хорошо знал математику, артиллерийское и морское дело. Любил работать в кузнице, на токарном станке, плотничать, слесарить. Современники считали Петра I лучшим корабельным мастером в России.
Он владел 14 ремеслами, в Голландии царь получил звание корабельного плотника, в Англии — инженера. Он научился кораблестроению, навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии. По легенде одно ремесло Петру не далось. Как-то он учился плести лапти, но так и не смог освоить эту науку, воскликнув в сердцах: «нет ремесла мудренее лапотного…».
Французская академия наук избрала его своим членом Петр I был предан России, верил в ее гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А. С. Пушкин назвал Петра I «вечным работником».
5 группа.
Прочитайте документы. Какие черты характера отмечают современники и историки в личности Петра Первого?
Историк Ключевский В.О. о Петре Первом: «…Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком ещё более развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Петр уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора.… Очень рано уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом лице в минуты раздумья или сильного внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. Его обычна походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодости большим охотником до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли”.
Ключевский В. О русской истории. М.,1993. с. 428
Впечатление о Петре 1
В 1697 году по Европе проходят странные вести: при разных дворах является русское посольство; в них два великих полномоченных посла: один иностранец женевец Лефорт, другой русский Головин, в свите посольства удивлённый молодой человек, называется Пётр Михайлов; он отделяется от посольства, останавливается в разных местах, учится , работает, особенно занимается морским делом, но ничего не ускользает от его внимания, жажда знания , понятливость, способности необыкновенные – и этот необыкновенный человек сам царь русский.
Соловьёв С. Чтение и рассказы по истории России. М., 1989. с. 478
В 1717 году, во время пребывания Петра в Париже, герцог Сен-Симон так записал своё впечатление о Петре:
«Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные чёрные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести.»
Датский посланник при русском дворе Юст Юль о Петре
«… Царь очень высок ростом, носит короткие коричневые вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приёмах, но весьма проницателен и умён.
… При содействии одного из царских денщиков, я таки достиг цели и застал царя дома – неодетым, в кожаном, как у ремесленника, фартуке, сидящем за токарным станком. Царь часто развлекался точением и, путешествуя, возил станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры.»
Ганноверская курфюрстина София писала о Петре так:
«Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум.»
Воспоминания венгерского кардинала: «В его личности, внешности и манерах нет ничего выдающегося, указывающего в нем царское происхождение».
«Он был неугомонным. А в своих, казалось детских потехах, царь учился подчиняться, повелевать, руководить, понимать людей, брать на себя ответственность. Он был решительным и активным»
6 группа
Прочитайте документы. Какие черты характера отмечают современники и историки в личности Петра Первого?
Историк Платонов С. пишет:
“И не только поведение Петра, но и самый характер его не всем мог нравиться. В природе Петра, богатой и страстной, события детства развили долю зла и жестокости. Воспитание не могло сдержать эти темные стороны характера, потому что воспитания у Петра не было. Вот отчего Петр был скор на слово и руку”.
“Он страшно вспыхивал, — пишет Платонов, — иногда от пустяков, и давал волю гневу, причем иногда бывал жесток. Его современники оставили нам свидетельства, что Петр многих пугал одним своим видом, огнем своих глаз. Примеры его жестокости увидим на судьбе стрельцов”.
“Часто на пиру чьи-нибудь неосторожные слова вызывали со стороны Петра вспышку дикой ярости. Куда девался радушный хозяин или веселый гость?! Лицо Петра искажалось судорогой, глаза становились бешеными, плечо подергивалось
и горе тому, кто вызвал его гнев!”
Генералиссимусу Шеину на обеде, данном имперским послом Гвариеном, в присутствии иностранцев Петр кричал: “Я изрублю в котлеты весь твой полк, а с тебя самого сдеру кожу, начиная с ушей”. У Ромодановского и Зотова, пытавшихся унять Петра, оказались тяжелые раны: у одного оказались перерубленными пальцы, у другого раны на голове”
Платонов С. Петр Великий, Личность и деятельность. Издательство
“Время”. стр. 54
Курфюрстина София Ганноверская: «…Он признался нам, что не очень любит музыку. Я его спросила: любит ли он охоту? Он ответил, что отец его очень любил, но что у него с юности настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам. Он нам сказал, что сам работает над постройкой кораблей, показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиеся на них от работы… Надо признать, что это необыкновенная личность… Это государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер — совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума».
Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс: «Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…»
Историк Ключевский В.О. о Петре Первом:
“Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. На большом празднестве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал-слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо, молча отошел в сторону”.
“…За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще много не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой. Ему все хотелось работать самому. С годами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел. Успехи в разных ремеслах поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и опытным зубным врачом. Бывало, близкие люди, заболевшие каким-либо недугом, требовавшим хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь проведает об их болезни и явится с инструментами, предложит свои услуги. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами - памятник его зубоврачебной практики...”
“Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим, но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их”.
Первое, на что обращали внимание наблюдатели и что их более всего поражало в Петре, - это его необычайная внешность, простота образа жизни и демократизм в общении с людьми разных слоев общества. Его современник, вспоминая поразившие его в царе привычки и черты, писал: “Его царское величество высокого роста, стройного телосложения, лицом несколько смугл, но имеет правильные и резкие черты, которые дают ему величественный и бодрый вид и показывают в нём бесстрашный дух. Он любит ходить в курчавых от природы волосах и носит небольшие усы, что к нему очень пристало. Его величество бывает обыкновенно в таком простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого государя... Он не терпит при себе большой свиты, и мне часто случалось видеть его в сопровождении только одного или двух денщиков, а иногда и без всякой прислуги”.
Ключевский В. О русской истории. М.,1993
Литература.
Ключевский В. О русской истории. М.,1993. с. 428
Н.Н. Молчанов . « Дипломатия Петра Великого»-М.1991
Платонов С. Петр Великий, Личность и деятельность. Издательство
“Время”. стр. 54
В. А. Панов. «Петр I, как полководец» -М. 1940
Соловьёв С. Чтение и рассказы по истории России. М., 1989. с. 478
Интернет - ресурсы
http://www.protown.ru/information/hide/7111.html
ru.wikipedia.org
polit-slovar.ru
historyru.com