Разработка урока по окружающему миру в 4 классе | Татьяна Викторовна Емельянова. Работа №221951
Автор: Татьяна Викторовна Емельянова
Предлагается разработка урока по окружающему миру в 4 класса на тему "Охрана растений"
Задачи: – создать условия для расширения и углубления знаний детей о растениях занесенных в Красную книгу ;
– создать условия для организации самостоятельной работы младших школьников в малых группах; — создать кодекс поведения человека в природе ;
— разработать условные знаки поведения в природе ;
— способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;
– воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений на Земле;
— продолжить экологическое воспитание учащихся на уроке окружающего мира. Ожидаемый результат:
— должны знать:
об угрозе исчезновения растений; названия исчезающих растений; правила поведения в природе и зонах отдыха; название и применение лекарственных растений;
— должны уметь:
Отличать исчезающие растения от исчезнувших растений; Прочитать запрещающие знаки на плакате во время прогулки на природе; Объяснить необходимость бережного отношения к растениям; Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний; Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
Формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные УУД:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. Коммуникативные УУД:
учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме.
Задачи: – создать условия для расширения и углубления знаний детей о растениях занесенных в Красную книгу ;
– создать условия для организации самостоятельной работы младших школьников в малых группах; — создать кодекс поведения человека в природе ;
— разработать условные знаки поведения в природе ;
— способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;
– воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений на Земле;
— продолжить экологическое воспитание учащихся на уроке окружающего мира. Ожидаемый результат:
— должны знать:
об угрозе исчезновения растений; названия исчезающих растений; правила поведения в природе и зонах отдыха; название и применение лекарственных растений;
— должны уметь:
Отличать исчезающие растения от исчезнувших растений; Прочитать запрещающие знаки на плакате во время прогулки на природе; Объяснить необходимость бережного отношения к растениям; Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний; Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
Формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные УУД:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.Коммуникативные УУД:
учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме.
Ход занятия:1.Организационный момент.
Ребята, наш урок я хочу начать словами:
Умей не только слушать, но и слышать!
Умей не только смотреть, но и видеть!
Умей не только думать, но и вдумываться.
Именно эти три правила помогут нам на уроке.
Слайд 1 В природе столько красоты –Вглядись, и ты поймешь,Зачем росистые кустыОкутывает дрожь.Куда, журча, ручей бежит,Прозрачнее стекла,О чем под вечер, в поле ржи,Поют перепела…Пусть станет сердцу твоемуПонятна птичья речь –И ты научишься тому,Как это все беречь.2. Введение в тему. Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с одной сказкой. Прослушав её, вы попробуете сформулировать цели нашего урока. (Музыка)
- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …Обсуждение сказки.- Почему лось заплакал?-Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.– Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Снижается их численность. Каждую неделю исчезает 1 вид растений.
3.Постановка темы и целей.Попробуем сформулировать тему и цель урока. О чем сегодня мы будем говорить?
(Об охране растений) Слайд 2
Нас интересует, почему становится меньше растений? Слайд 3
( Причины исчезновения растений)Нас интересует, как сохранить зеленый наряд?
(Меры охраны растений)Каждый из нас может помочь?
(Роль каждого человека в охране растений)
Изучение нового материала.
Слайд 4 -Как хорошо, что есть растения! Без них не было бы жизни на нашей планете. Какое значение имеют растения для животных?
Слайд 5
-А какое значение имеют растения для человека?
Слайд 6 - Для того, чтобы узнать, о каких растениях мы будем говорить сегодня, нам необходимо отгадать загадки.
Слайд7
Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка: долек сколько?Восемь, десять, двадцать, тридцать. Тут легко со счёта сбиться (тысячелистник).
Слайд 8
У занесённых снегом кочек нашли голубенький цветочек. (подснежник) Слайд 9
Кошачья травка - больным поправка. Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку. (валериана)
Слайд 10
-Смотрят из канавки жёлтые купавки.У них на самом донышке горит кусочек солнышка. (купальница)
Слайд 11
-Посмотрите на эти творения природы.-Что вы заметили? Вы видите лекарственные растения и те, которые занесены в Красную книгу.-Сейчас поговорим о лекарственных растениях.Какие лекарственные растения вы знаете?Слайд 12
Как их применяет человек?
С незапамятных времен для лечения различных заболеваний люди используют лекарственные растения. В народной медицине используется большое количество растений и сейчас.
Слайд 13
Знакомство с Красной книгой.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.
- Красная книга! Почему она красная?
( Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно. )
- Ребята, ученик приготовил нам сообщение о Красной книге.
(Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.
Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелёные: На зелёных страницах те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
-А какие растения произрастают в нашем районе, которые тоже занесены в Красную книгу?Слайд 14
-Каковы же причины исчезновения растений?
Посмотрите, как хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. слайд 15 -Какие же меры принимают люди для того, чтобы сохранить удивительный мир природы?
(Ботанические сады, Заповедники, национальные парки, борьба с загрязнением воздуха.)моделирование
У вас на партах карточки, вы должны их заполнить (Меры охраны растений)
Физкультминутка. (Видео)Наши нежные цветки распускают лепестки.Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.Наши алые цветки закрывают лепестки.Тихо засыпают, головой качают.Проверка, выполнение на доске
А что будет делать каждый из нас для охраны растений? Слайд 16 (Чтение с доски)
Закрепление пройденного материала .
Игра Солнышко На вырезанных ладошках ученики пишут по 1 значению растений для животных и человека. Приклеивают их на плакат вокруг фотографии растений.
Мы разделились на группы не случайно. Так быстрее выполнить всё то, о чём вы говорили. Перед каждой группой стоит определённая задача.Групповая работа по созданию проектов. Проводится под спокойную музыку.— На столах у вас разрезной материал, листы альбомные, клей, инструкция к работе. Учебник стр. 82-85.
Ваша задача - выбрать нужное для вашего проекта.1 группа - создает страницу для Красной книги;2 группа - создает страницу в книгу лекарственных растений;На работу вам отводится 5 минут, затем будете защищать свои проекты.Защита проектов Оценивание своей работы Слайд 17
Рефлексия.
Посмотрите на план нашего урока. Все ли пункты мы сумели раскрыть?
Почему становиться меньше растений? (причины исчезновения растений)-Как сохранить растения ? (меры охраны растений)-Каждый из нас чем может помочь? (роль каждого человека
– Вы сегодня показали себя настоящими знатоками природы.
Я оценила вашу работу сегодня на “отлично”
А теперь Вы определите сами свои достижения на уроке.
- Узнал много нового, интересного, если вам понравился урок – поднимите розовый листочек.
- Ничего не узнал нового. Зря потратил время, и не понравилось на уроке – жёлтый листочек.
Итог занятия.В завершении хочу прочитать слова, которые, уверена, навсегда останутся в вашей памяти.
Я сорвал цветок – и он увял.Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.И тогда я понял, что прикоснуться к красотеможно только сердцем. Спасибо за урок!