Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Разработка урока по всеобщей истории на тему «В рыцарском замке» | Зайцева Людмила Николаевна. Работа №316242

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема урока  «В рыцарском замке»

Цели:

Образовательная:

•        создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни рыцарей, о их быте и занятиях.

Развивающая:

•        развить умение работать с источниками, оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные задания, раскрывать причинно-следственные связи.

Воспитательная:

•          содействовать развитию у учащихся интереса к рыцарской культуре, развитию положительных моральных качеств, на примере таковых у рыцарства.

Тип урока: изучение нового материала.

Всеобщая история. 6 класс

Тема урока «В рыцарском замке»

 

Цели:

Образовательная:

создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни рыцарей, о их быте и занятиях.

Развивающая:

развить умение работать с источниками, оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные задания, раскрывать причинно-следственные связи.

Воспитательная:

содействовать развитию у учащихся интереса к рыцарской культуре, развитию положительных моральных качеств, на примере таковых у рыцарства.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Оборудование: видеоролик «В рыцарском замке», макеты замков. Учебник «История Средних Веков для 6 класса».

 

Ход урока:

 

Организационный этап момент

(рассадка учащихся, проверка наличия учебных принадлежностей).

 

3. Проверка домашнего задания

Что позволил арабам создать высокоразвитую культуру, хотя первоначально они были ниже в развитии, чем многие покорённые ими народы?

Расскажите о значении системы образования в Арабском халифате.

Расскажите о знаменитых арабских учёных этого периода и их открытиях, важных трудах, достижениях.

Какими отличительными чертами обладала арабская литература?

В чём заключалась особенность арабской архитектуры?

В чём в целом была главная особенность арабской культуры?

 

4. Изучение нового материала

Вопросы:

От

набегов

каких воинственных народов страдали жители Европы?

Как вы считаете, каким образом европейцы боролись с этой опасностью?

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Постоянными были войны, как между соседними государствами, так и среди феодалов одной страны.

Частыми были набеги мадьяр, и в особенности норманнов.

Викинги наводили страх и ужас на жителей Европы.

1.В замке феодала.

Необходимость защищать себя и свои земли от нападения врагов заставила феодалов превратить своё жилище в крепость. По всей Европе начинается строительство замков.

Первые из них появились в 9 – 10 веках.

Вопросы:

Как вы считаете, какие постройки брались за пример для возведения замков?

Какими особенностями должен был обладать замок феодала, чтобы выдержать нападение врагов, долго продержаться в осаде?

Замок был и домом, и крепостью феодала. Символом влиятельности своих хозяев.

Сначала замки строились из земли и дерева. Позднее их начали возводить из камня и кирпича. Такие постройки были прочнее и не боялись огня.

Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты: на возвышенностях, островах, в горах.

Со временем сложилась традиция постройки замков.

В основном замок состоял из следующих частей: донжон, внутренний двор, внешний двор, крепостные стены, ворота, ров.

Донжон – главная башня в феодальном замке.

Донжон находился внутри крепостных стен в самом защищённом месте. Он был крепостью внутри крепости.

Донжон обычно был жилищем феодала. В нём располагались самые важные помещения замка: оружейные, главный колодец, хранилища ценностей и продовольствия. Часто в донжоне располагался крупный зал для приёмов.

Тут же располагалась тюрьма. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход.

Часовня, жилища воинов, конюшни, кузница, кухня располагались во внутреннем дворе.

Во внешнем дворе находились хозяйственные постройки, жилища ремесленников, мельница и пекарня.

Крепостные стены обеспечивали замку безопасность и защиту от врагов. Они были оборудованы местами для лучников и дозорными башнями.

Одной из самых главных частей замка были ворота. Они были главным входом в замок. Ворота обладали большим количеством защитных механизмов: массивными дверями, решётками, башнями, чтобы сделать нападение на них более сложным.

Вокруг замков рылись рвы. Их заполняли водой, а на дне часто ставили колья. Рвы затрудняли доступ к крепостным стенам, мешали подкопам.

Попасть в замок можно было по подъёмному мосту. На ночь и при нападении врага его поднимали.

Вопросы:

Как вы уже узнали, замок был практически неприступным, тем не менее, существовали способы его захватить. Какими на ваш взгляд они были? Объясните свой ответ.

Было несколько способов завладеть замком: взять его штурмом, заставить в ходе длительной осады защитников сдаться, подкупить кого-нибудь из обитателей замка, чтобы тот открыл ворота изнутри.

В ходе штурма надо было преодолеть множество препятствий.

Воинам было надо перебраться через ров, взобраться на холм и подойти к стенам, по длинным лестницам взобраться на них или разбить тараном ворота. Завладеть башнями, откуда уже можно было выйти во двор замка.

Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, ещё более высокую стену. После этого предстояло еще взять донжон.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами.

Поэтому штурм был отчаянным предприятием, гораздо более трудным и опасным для осаждавших, чем для осаждённых.

Вопросы:

Как вы считаете, какие ещё функции, кроме как жилище феодала и крепость, выполнял замок?

Главными функциями замка были: военная (центр военных операций, средство военного контроля над землями); административная (центр владений феодала, место, откуда происходило управление землями);

хозяйственная и культурная (ремесленно-торговый центр, центр развития культуры).

Закат эпохи замков происходит с началом массового применения пороха и артиллерии.

Вопросы:

Вспомните, кто служил в армии Римской империи?

Кто являлся воинами в германских племенах?

Подумайте, как изменился состав армий в Европе, с началом периода Средневековья?

2. Воспитание рыцаря.

В большинстве стран Европы военное дело стало занятием исключительно феодалов. Они получили название рыцари.

Образование рыцарей было направленным на военное дело. Начиналось обучение с 8 лет. Совершеннолетия будущий рыцарь достигал в 21 год. Именно в этом возрасте происходило его посвящение.

Хотя в детстве к будущим рыцарям и приглашали учителей, но они в основном обучали тех пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе. Общеобразовательным наукам уделялось минимум внимания.

Вопросы:

К какому сословию Средневековой Европы принадлежали рыцари?

Какие преимущества и обязанности давала им эта принадлежность?

Рыцари считали себя людьми «благородного» происхождения.

Гордились древностью своих родов, числом знатных предков.

У рыцаря был свой герб – отличительный знак рода. Девиз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба.

Рыцарь должен был быть «m. i. l. e. s.». То есть magnanimus (великодушный), ingenuus (свободнорождённый), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus (воинственный).

А так же защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро.

Но эти правила рыцарской чести применялись только в отношениях между феодалами. Всех, кто был «неблагородного» происхождения, рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.

3. Снаряжение рыцаря.

Вопросы:

Вспомните, как менялось оружие и защита людей на протяжении истории.

Рыцарское вооружение состояло из меча и тяжёлого копья. Оружием рыцаря являлись также булава или боевой топор.

Мечам нередко давались имена собственные. Для рыцаря меч являлся сакральным оружием, символом его принадлежности к особому, высшему сословию.

Защита рыцарей постоянно улучшалась. В 10 – 12 веках самой лучшей защитой была кольчуга – доспех, сплетённый из железных колец. К 13 веку появляются поножи и наручи, наколенники, налокотники и наплечники. Позднее в обиход входят латы-доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем.

Для защиты от ударов мечом, стрел и копий рыцарь использовал щит. В умелых руках щит использовался как мощное оружие.

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также часто были защищены доспехами.

Рыцаря сопровождали два или три оруженосца. Вместе они составляли «копьё» – единицу счёта рыцарских армий того времени.

Вопросы:

Дайте определение термину «феодализм».

Из каких источников феодал получал основной доход?

Снаряжение рыцаря и его спутников стоили очень больших денег.

Взять такие средства можно было с подвластных земель, в ходе войн или междоусобиц.

Статус не позволял рыцарю лично заниматься хозяйственными делами. Для этого в своих землях он держал управляющих.

4. Развлечения рыцарей.

Вопросы:

Подумайте, если не велось войн, то чем занимался рыцарь?

Каким образом он мог сохранить свои навыки?

Благородными занятиями считались война, охота и турниры, а так же сопутствующие им упражнения и пиры.

Турниры – военные состязания рыцарей средневековой Западной Европы в силе и ловкости.

Турниры обычно устраивались королями или влиятельными феодалами. Поводом были значимые события: коронации, династические браки, рождение наследников, заключение мира.

Турниры собирали рыцарей со всей Европы. Они проходили публично. При большом скоплении феодалов и простолюдинов.

Арена состязаний ограждалась деревянной оградой. С одной её стороны строились трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов и организаторов турнира.

Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды. Они же объявляли титулы и девизы участников.

Турнир обычно состоял из двух частей. Первая – индивидуальные бои рыцарей.

Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По сигналу судьи они мчались на конях навстречу друг другу.

Рыцари старались выбить противника из седла тупым турнирным копьём, либо преломить своё копье о щит противника.

Во второй части проходили групповые сражения.

Иногда состязание заканчивалось серьезными травмами или даже гибелью участников.

По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать королеву турнира, так же ему доставались трофеи: доспехи, лошадь противника.

Ещё одним любимым занятием рыцаря была охота. Здесь можно было проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также популярна была соколиная охота.

Для проведения охоты каждый феодал имел свои заповедные леса. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов были страстными охотниками. В охоте принимали участие вассалы и гости феодала.

Пиры также были важным атрибутом жизни рыцарей. Их устраивали по случаю приёма гостей, в честь успешной охоты, на различные праздники либо ввиду других важных событий. Они часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Рыцарские пиры были местом выступления средневековых артистов. На таких пирах часто решались важные вопросы, заключали споры, находили союзников.

 

5. Закрепление изученного материала

 

Просмотр видеоролика «В рыцарском замке».

6. Домашнее задание

§ 13, придумать герб своей семьи.

 

 

Рефлексия

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X