Разработка урока Реакции ионного обмена | Пыталева Анна Алексеевна. Работа №280046
Автор: Пыталева Анна Алексеевна
Разработка урока "Реакции ионного обмена" может быть использована при закреплении знаний о реакциях ионного обмена, а также для формирования интереса к учебной дисциплине пи изучении общеобразовательной дисциплины "Химия" в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля. Предлагаемые задания позволяют не только формировать умения в составлении уравнений, но и помогают развивать логическое мышление обучающихся, использовать приобретённые знания в повседневной деятельности.
Тема урока: Реакции ионного обмена
Цель урока: Закрепление знаний о реакциях ионного обмена; развитие умений в написании уравнений реакций ионного обмена, формирование интереса к учебной дисциплине.
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление темы урока.
Притча
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Почему я вам сейчас рассказала эту притчу? Какое отношение имеет она к нашему уроку? Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.
Уч-ся должны сами назвать цель урока.
Подготовка к изучению нового материала.
А)Фронтальный опрос :
- Какие вещества называют электролитами? К ним относят ……………( назвать)
-Какие вещества не являются электролитами? -Что такое электролитическая диссоциация? -Какие реакции называют реакциями ионного обмена? – В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?
Б) задание у доски ( самостоятельно)
- Из перечня подчеркнуть электролиты: раствор соды, мел, этиловый спирт, уксусная кислота, раствор кислорода в воде, расплав сахара, дистиллированная вода, водопроводная вода, раствор поваренной соли, серная кислота(р-р)
- записать уравнение диссоциации веществ: Na2CO3, H2SO4, Ba(OH)2, Al(NO3)3
3. Выполнение упражнений
А) Какая кислота используется в качестве электролита в аккумуляторах? (серная). Каковы ваши действия, если серная кислота попала на кожу? Записать уравнение реакции. ( молекулярное, полное ионное, сокращённое ионное)
H2SO4 + Na2CO3 = Na2SO4 +H2O +CO2
Б) Детали машин при длительном нахождении на воздухе или при эксплуатации покрываются ржавчиной, формула которой Fe(OH)3. Предложите способ очистки детали от ржавчины.
Fe(OH)3 +3 HCl = FeCl3 +3 H2O
В) Лабораторный опыт
Выполняя практическую работу, ученик прилил к раствору карбоната калия(K2CO3 ) раствор хлорида кальция(CaCl2 ), затем в ту же пробирку добавлял растворы соляной кислоты(HCl ), нитрата серебра (AgNO3 ), сульфата железа (FeSO4 ). После чего он попытался понять, что же у него в пробирке.
Задание : Проделать опыт, записать, что наблюдали. Записать молекулярные уравнения.
1)K2CO3 + CaCl2 =2KCl + CaCO3 осадок
2)CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O +CO2 газ
3)KCl+ AgNO3 =KNO3 + AgCl осадок
4)CaCl2 +2 AgNO3 = Ca(NO3)2 +2 AgCl осадок
5)Ca(NO3)2 + FeSO4 = CaSO4 + Fe(NO3)2 осадок
6)Fe(NO3)2 + 2NaOH = Fe(OH)2 +2 NaNO3 осадок
Закрепление
полные ионные и сокращённые ионные уравнения реакций
Записать для
молекулярных уравнений
.(
на оценку 3 записать уравнения диссоциации веществ в этих уравнениях)
1 вариант - уравнения № 1 и №3
2 вариант - уравнения №2 и №4
Домашнее задание
записать
ионные и сокращённые ионные уравнения реакций
З
аписать для молекулярных уравнений
№ 5, 6
Подведение итогов урока