Разработка урока "Сатирические образы человека" | Салеева Елена Александровна . Работа №349624
Практически все газеты и журналы помещают на своих страницах карикатуры. С появлением интернета карикатурные портреты появились и на сайта. Сатирические портреты очень разнообразны. Одни из них заставляют нас смеяться, другие задуматься над происходящим, часто можно встретить сатирический портрет на аватарке в социальных сетях. Мея заинтересовала эта тема, и я выбрала её для своего исследования.
Технологическая карта урока по изобразительному искусству
Тема: «Сатирические образы человека» (6 класс)
Тема урока: Сатирические образы человека» (6 класс)
(слайд №1 презентации урока)
Цель: Формирование представления о выразительных возможностях карикатуры, создание шаржа.
(слайд №2 презентации урока)
Идея: Личное принятие собственной индивидуальности и дружеское, толерантное отношение к особенностям другого человека.
(слайд №2 презентации урока)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствие уч-ся, наличие учащихся, готовность к уроку в группах. (3 группы по 4 человека). Пояснения «как мы будем работать на уроке».
На экране слайд: «Работа на уроке» (слайд №3 презентации урока) - картинка «Мэнэдж Мэт» для организации эффективного учебного процесса в команде + правила работы в группе (такие же картинки у каждой группы на партах).
На экране слайд с картинками (слайд № 3-4 презентации урока).
Вместе рассматриваем «алгоритм работы» в группе, ребята дают пояснения картинкам на слайде №3 (успешность и не успешность в группе…)
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Актуализация
Внимание на экран
- Что вы увидели?
- Что вы можете сказать о них?
- Они вызывают улыбку? Почему?
- Что именно производит комическое впечатление и вызывает смех у зрителя?
- Сознательно ли это делает художник?
-Чего он хочет добиться таким приёмом?
- Как называются такие изображения?
-Чтобы определить тему урока - реши ребус
(задание для групп)
На экране слайд с картинками - (слайд№ 5 презентации урока)
- Картинки известных людей.
- Портреты весёлые, смешные, известные люди.
- Нарушены пропорции изображения.
- Преувеличены черты изображаемых людей.
- Да.
- Вызвать улыбку, порадовать.
(слайд № 6 презентации урока)
зашифрованы слова карикатура, шарж (тема урока)
Личностные:
Мотивация на освоение новой информации.
Проблематизация
Внимание на экран
-Вам знаком этот человек?
Альберт Эйнштейн - физик-теоретик, в 1921 году получил Нобелевскую премию в области физики. Написал свыше трехсот научных работ по физике и почти две сотни книг на исторические и философские темы.
- Сравните. А чем отличается эти изображения?
- Как вы думаете, ученому бы понравился этот шарж?
- Почему?
Ученый обладал отменным чувством юмора, когда его спрашивали, где находится его лаборатория, он просто показывал шариковую ручку.
Он оставил после себя множество афоризмов, например: «Вы думаете, всё так просто - Да, всё просто. Но совсем не так».
- Как вы думаете, художник сознательно это делает: подмечает в человеке и намеренно изображает преувеличенными некоторые особенности лица и фигуры, мимики?
-Чего хочет добиться художник таким приёмом: посмеяться над человеком или вызвать добрую улыбку?
- Если мы будем создавать сатирический образ, какая перед нами будет стоять проблема?
На экране (слайд № 7 презентации урока)
- Это известный ученый Эйнштейн.
- Физик-теоретик.
- Нобелевский лауреат.
- Создатель теории относительности (проходят в школе) и автор многих других открытий.
Появляется рядом с его фото:
- Портрет в графике.
- Портрет в живописи.
- Шарж (смешной и добродушный образ).
- Да, наверно.
- Да, конечно!
- Посмеяться по - доброму.
- Не высмеять человека, а просто вызвать улыбку.
Познавательные:
- Сравнить изображения
- Выделять главное отличие
Коммуникативные:
- Отвечать на вопросы.
- Участвовать в обсуждении.
Регулятивные:
Формулировать проблему.
Целеполагание
- Какую поставим цель урока?
- Создать дружеский шарж.
Регулятивные:
Самостоятельно ставить цель.
Планирование
- Что для этого нужно?
1) рассмотреть работы художников-карикатуристов (учебник)
2) выявить приёмы создания сатирического образа
3) использовать их в своей творческой работе
Регулятивные:
Планировать свою деятельность на уроке.
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
На экране (слайд № 8-12 презентации урока)
Освоение новых понятий - «КАРИКАТУРА» и «ШАРЖ».
Освоение метапредметного способа - коммуникативное взаимодействие в группе.
Освоение предметного способа - восприятие и осмысление произведений художников-карикатуристов и создание собственных сатирических образов.
- Попробуем разобраться, какие существуют виды карикатуры (задание для групп)
Этапы работы в группе:
- Работа с «партнёром по лицу».
- Работа с «партнёром по плечу».
- «Общее видение» - результат на бумаге.
- Проверь себя!
На экране (слайд № 13-17 презентации урока).
- Давайте сверим ваш результат (каждая группа даст свой ответ).
- Используя новые знания,
попробуйте себя в роли художников-карикатуристов.
Попробуйте выделить характерные особенности каждого из вас, а также вы можете включить в «общий портрет» ваши увлечения (музыка, рисование, спорт и т.п.).
Время на работу 10 минут.
Используйте цветные маркеры и карандаши.
Проявите креативность в вашем совместном творчестве!
- Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?
- Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки?
(Посмотреть на свое отражение в зеркале, рассмотреть партнера по группе).
Работа в группах (4 человека, 3 группы).
На столах карточки (репродукции для каждой группы):
1) Шарж.
2) Гротеск.
3) Карикатура юмористическая.
4) Карикатура сатирическая.
5) Карикатура политическая.
Задание 1: Своими словами рассказать о конкретном виде карикатуры по его изображению.
Выступления групп.
(Ответы учащихся).
Задание 2: выполнить шарж вашей группы.
Алгоритм выполнения работы:
(Вспоминаем полученные знания на предыдущих уроках
по теме «Портрет»).
1 этап: Правильно выбрать ракурс.
2 этап: Построение головы.
3 этап: Характерные ЧЕРТЫ ЛИЦА.
Автор подмечает в человеке его особенности и намеренно изображает преувеличенными некоторые особенности лица и фигуры, мимики и осанки, и делает их более заметными. Рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть, выделить, усилить особые качества натуры. Это приём усиления, преувеличения реальных пропорций: длинное становится ещё длиннее, широкое - ещё шире, острое - ещё острее, а круглое превращается в шар.
4 этап: Раскраска.
5 этап: Представление работ групп.
Познавательные:
-Знакомство между собой.
-Узнать друг о друге больше.
Коммуникативные:
-Сотрудничать в процессе работы в группе.
-Высказывать собственную точку зрения.
Личностные:
Принятие собственной индивидуальности и дружеское отношение к одноклассникам.
РЕФЛЕКСИЯ
Представление работы своей группе с пояснением:
- Какие приемы и почему использованы при создании шаржа на себя?
Представление своих работ
в группах.
Коммуникативные:
владеть монологической речью.
ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ
- Чем было для вас создание шаржа на себя?
- На своего одноклассника?
(Ответы учащихся от каждой группы).
Регулятивные:
Делать вывод.
ВЗАИМООЦЕНКА
- Дайте друг другу оценку, удалось ли вам посмеяться по-доброму?
Домашнее задание (слад 19 презентации урока)
Попробуй сделать дружеский шарж своего друга или кумира, любимого артиста или членов вашей семьи.
(Ответы учащихся).
Регулятивные:
-Оценивать.
-Обобщать.
-Анализировать.