Разработка заданий по читательской грамотности | Ольга Витальевна Березовская. Работа №297541
Автор: Ольга Витальевна Березовская
Разные типы заданий по формированию читательской грамотности в работе с текстом на примере урока литературы в 7 классе И.С. Тургенев «Два богача»
Оказание помощи в повышении читательской компетентности, формирование умения давать нравственную оценку поступкам героев и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Оптимальные методы и приёмы, способствующие формированию основ читательской компетенции, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с текстом. Формирование навыков осознанного чтения через технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений. Оказать помощь в формировании потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм организации учебной деятельности.
«Разработка заданий по читательской грамотности»
Работа на тему «Разные типы заданий по формированию читательской грамотности в работе с текстом»
Тема урока: И.С. Тургенев «Два богача» 7 класс
Цель урока: оказание помощи в повышении читательской компетентности, формирование умения давать нравственную оценку поступкам героев и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Задачи урока
Выявить оптимальные методы и приёмы, способствующие формированию основ читательской компетенции, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с текстом
Формировать навыки осознанного чтения через технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.
Оказать помощь в формировании потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм организации учебной деятельности.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
формулировать гипотезы
Познавательные УУД
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки
находить в тексте требуемую информацию
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста
резюмировать главную идею текста
Коммуникативные УУД
определять возможные роли в совместной деятельности
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
выделять общую точку зрения в дискуссии
I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация
-Какого человека можно назвать богачом?
2. Постановка целей.
-О чем мы сегодня будем говорить?
- Что такое настоящее богатство?
II этап. Работа с текстом во время чтения.
«Два богача».
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на нее пойдут, – не на что будет соли добыть, похлебку посолить…
- А мы ее… и не соленую, – ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Первичное чтение
текста.
-Прослушайте текст (фонохрестоматия)
-О каком богатстве говорится в данном тексте и совпало ли ваше предположение с первоначальным мнением?
2. Перечитывание текста.
- Перечитайте текст медленно, вдумчиво.
III этап. Работа с текстом после чтения
Задание 1. Поиск информации, заданной в явном виде?
- О ком говорится в тексте?
- Кто такой Ротшильд?
- Что он делал?
- Что говорится о мужике?
- Что вы можете дополнить?
Задание 2. Работа с таблицей?
Что делали?
Черты характера
Богач
Крестьянин
Задание 3. Заданиями с кратким ответом
- На что богач из громадных своих доходов уделяет целые тысячи? Подтверди словами из текста.
- О ком «хваля и умиляясь» говорит автор?
- На кого крестьянин потратит последние свои гроши?
Задание 4. Вопросы со свободно конструированным ответом
- Предположите, о чем думал автор, когда писал это произведение?
-Объясните смысл названия произведения.
-Что такое благотворительность? Рассмотрите морфемный состав этого слова?
-Какое благое дело мы можем творить в повседневной жизни?
- Как вы поняли фразу: «Далеко Ротшильду до этого мужика»?
Задание 5. Выбор одного правильного ответа
1. Какая известная персона упоминается в стихотворении?
Наполеон Ротшильд Рашмор
2. На что богач по словам автора выделяет деньги?
На воспитание детей, лечение больных, призрение стариков
На развитие экономики
На лечение больных животных, строительство городов
3. Какие чувства вызывают у рассказчика истории о богаче-филантропе?
Зависть и презрение
Злость и непонимание
Умиление и одобрение
4. О каком семействе рассказывает автор?
О королевском семействе
О купеческом семействе
О крестьянском семействе
5. Какого родственника принимают в свой дом члены семейства, о котором идёт речь?
Бабушку племянницу внучку
6. Как зовут родственницу, которую принимают в свой дом члены семьи, о которой повествует рассказчик?
Катька Ленка Дашка
7. Что отвечает мужик на замечание бабы о том, что с появлением нового члена семьи им теперь не на что будет соли добыть?
«А мы её... за соль и продадим»
«А мы её... и не соленую»
«А мы её... варёную»
Задание 6 Выбор нескольких правильных ответов
- А вот с кем бы вы стали дружить, если бы первый больной не умер? Почему?
- Подбери наиболее подходящую пословицу к тексту:
а) Большая душа что большой костер – издали видна. В богатстве сыто брюхо, голодна душа.
б) Плохо тому, кто добра не творит никому.
в) Дороже серебра и злата душа, что щедростью богата
Задание 7. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
-Сформулируйте авторскую позицию и идею произведения.
- Почему автор не говорит о своем отношении к поступку мужика?
- Почему Ротшильду «далеко до мужика»?
-Кого из героев можно назвать настоящим богачом? Почему?
Задание 8. Творческое задание
-Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать по-настоящему богатым?»