Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности | Хмелевская Светлана Сергеевна. Работа №346228

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития активной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Рассматриваются основные методы и приёмы, способствующие стимулированию речевой активности детей через театрализованные игры, постановки и драматизацию. Описывается роль воспитателя в организации театрализованной деятельности и формировании условий, способствующих развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, активная речь, дошкольное образование, развитие речи, драматизация, коммуникативные навыки.

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Хмелевская Светлана Сергеевна, воспитатель

МОУ СОШ им. Героя РФ летчика-испытателя Н.Д. Куимова г. Подольск

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития активной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Рассматриваются основные методы и приёмы, способствующие стимулированию речевой активности детей через театрализованные игры, постановки и драматизацию. Описывается роль воспитателя в организации театрализованной деятельности и формировании условий, способствующих развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, активная речь, дошкольное образование, развитие речи, драматизация, коммуникативные навыки.

 

Развитие активной речи у детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач в системе дошкольного образования. Активная речь — это способность ребёнка не только понимать, но и осознанно и связно выражать свои мысли. В раннем возрасте дети начинают усваивать структуру языка через игры, подражание и непосредственное общение с окружающими. Театрализованная деятельность, как одна из форм игровой активности, создаёт благоприятные условия для развития речевых навыков. Она способствует не только расширению словарного запаса, но и формированию умений чётко и логично выражать свои мысли, улучшает дикцию и развивает воображение.

Театрализованная деятельность позволяет детям взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях, что способствует развитию связной речи и коммуникативных навыков. Постановки, игры и драматизация помогают ребёнку активнее использовать речевые средства, улучшая их понимание и способность к самовыражению.

Театрализованная деятельность включает в себя разнообразные формы, такие как театрализованные игры, инсценировки, мини-спектакли и импровизации, в которых ребёнок активно участвует, играя роль персонажа. Во время таких занятий дети учатся не только произносить реплики, но и взаимодействовать с другими детьми, следовать сценарию, импровизировать и выражать свои эмоции через речь. Все эти элементы театрализованной деятельности способствуют развитию активной речи, поскольку создают благоприятные условия для того, чтобы ребёнок чаще вступал в диалог, рассказывал и объяснял, что именно происходит на сцене.

Особенно важной становится роль драматизации. В процессе проигрывания сцен дети погружаются в образы героев, что стимулирует использование новых слов и фраз, учит их правильному построению предложений и связных высказываний. Драматизация также способствует развитию интонационной выразительности речи, так как ребёнку нужно передать характер, эмоции и мотивации своего персонажа. Всё это делает театрализованную деятельность эффективным инструментом для формирования активной и связной речи у дошкольников.

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте начинается с простейших игровых заданий, в которых детям предлагается проиграть знакомые бытовые или сказочные ситуации. Включение в процесс игровых ситуаций, в которых ребёнок играет роль персонажа, является мощным стимулом для развития речи, так как побуждает детей говорить, выражать свои мысли и эмоции. На этом этапе ребёнок активно использует свой опыт и знания для выполнения роли, что помогает ему расширять свои речевые навыки.

Постепенно игровые задания усложняются, вводятся элементы драматизации, где дети выступают не только в роли исполнителей, но и творцов. Они сами могут придумывать диалоги, реплики и сцены, что способствует самостоятельному развитию их речи и креативного мышления. Одним из ключевых методов является инсценировка сказок или коротких рассказов. Такой подход позволяет ребёнку лучше запоминать текст, осознавать его структуру и использовать новые слова и выражения в своей речи.

Для развития активной речи через театрализованную деятельность воспитатель активно использует приёмы, которые побуждают детей вступать в диалог, задавать вопросы, предлагать свои варианты развития сюжета. Важным элементом является обсуждение персонажей и их действий после постановки, что позволяет детям осмыслить, что и как было сказано, а также попробовать выразить свои мысли о происходящем.

Воспитатель играет ключевую роль в организации театрализованной деятельности, направленной на развитие активной речи у дошкольников. Его задача — создать условия для творческой самореализации каждого ребёнка, стимулировать его речевую активность и поддерживать мотивацию к участию в театрализованных играх. Важно, чтобы театрализованная деятельность была организована в атмосфере доверия и сотрудничества, где каждый ребёнок чувствует себя свободно и уверенно, что стимулирует его активное речевое взаимодействие.

Воспитатель не только организует театрализованную деятельность, но и является её активным участником, помогая детям освоить текст, реплики и действия. Он адаптирует задания под возрастные и индивидуальные особенности детей, помогает им осмыслить свои роли и взаимодействовать с другими участниками. Воспитатель также проводит рефлексию после каждого театрализованного действия, побуждая детей к обсуждению, что является важным элементом в развитии связной речи.

Кроме того, воспитатель активно сотрудничает с родителями, вовлекая их в процесс театрализованной деятельности и информируя о способах поддержки речевого развития ребёнка дома. Это может включать совместное обсуждение постановок, чтение и разыгрывание сказок, а также практическое использование тех навыков, которые дети получают в процессе театрализованной игры.

Театрализованная деятельность является эффективным средством для развития активной речи у дошкольников. Она помогает детям расширять словарный запас, улучшать связность и выразительность речи, развивать коммуникативные навыки. Важная роль в этом процессе отводится воспитателю, который организует театрализованную деятельность и помогает детям освоить речевые средства. Через постановки, драматизации и театрализованные игры дети учатся выражать свои мысли и эмоции, взаимодействовать с окружающими, что способствует их всестороннему речевому и личностному развитию.

 

Список литературы

1. Татаринцева Е. А. Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников / Е. А. Татаринцева, И. В. Новицкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 337-339.

2. Хаустова И. В. Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников / И. В. Хаустова, Т. Н. Лихачева, С. Г. Фомина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 15-18.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×