Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие читательских умений на уроках в начальной школе | Олексюк Наталья Владимировна. Работа №351738

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития читательских умений у младших школьников в процессе обучения в начальной школе. Рассматривается роль чтения в образовательном процессе, а также методы и подходы, направленные на развитие у детей навыков осознанного и глубокого чтения. Особое внимание уделено формированию таких компетенций, как понимание прочитанного, анализ текста, выделение основной идеи, а также работа с различными видами текстов. В статье приводятся примеры эффективных приемов и заданий, которые могут быть использованы на уроках для улучшения читательских навыков учащихся. Также рассматривается важность мотивации к чтению и роль учителя в этом процессе.

Ключевые слова: читательские умения, начальная школа, понимание текста, анализ текста, мотивирование к чтению, развитие критического мышления, методы обучения.

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Олексюк Наталья Владимировна, учитель

МАОУ "СОШ" ПЕТРОЛЕУМ +" г. Перми"

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития читательских умений у младших школьников в процессе обучения в начальной школе. Рассматривается роль чтения в образовательном процессе, а также методы и подходы, направленные на развитие у детей навыков осознанного и глубокого чтения. Особое внимание уделено формированию таких компетенций, как понимание прочитанного, анализ текста, выделение основной идеи, а также работа с различными видами текстов. В статье приводятся примеры эффективных приемов и заданий, которые могут быть использованы на уроках для улучшения читательских навыков учащихся. Также рассматривается важность мотивации к чтению и роль учителя в этом процессе.

Ключевые слова: читательские умения, начальная школа, понимание текста, анализ текста, мотивирование к чтению, развитие критического мышления, методы обучения.

 

Чтение является одним из важнейших видов учебной деятельности в начальной школе, поскольку оно служит основой для развития других познавательных способностей, таких как умение анализировать, синтезировать, работать с информацией и выстраивать логические связи. Чтение позволяет младшим школьникам освоить разнообразные формы и жанры текста, развить воображение и творческое мышление. Однако развитие читательских умений в начальной школе — это не только овладение техникой чтения, но и умение понимать, интерпретировать, анализировать и оценивать прочитанное.

Чтение текстов разных типов помогает детям научиться выявлять главное, делать выводы, учит их критическому подходу к информации и способствует развитию коммуникативных навыков. Все эти аспекты становятся основой для дальнейшего обучения и личностного роста. Поэтому формирование читательских умений на уроках в начальной школе требует особого внимания и применения различных методов, которые позволят детям не только овладеть техникой чтения, но и развить навыки осознанного восприятия и анализа текста.

Читательские умения включают в себя несколько ключевых аспектов. Прежде всего, это умение понимать прочитанное, выделять главное, делать выводы и осмысленно воспринимать информацию. Важно, чтобы ребенок не только научился правильно читать, но и научился понимать смысл текста, осмысливать его содержание, выделять основные идеи и детали.

Понимание текста является важнейшим аспектом развития читательских умений, поскольку оно требует от ученика не только способности к чтению, но и способности к анализу, выделению основной мысли, вычленению значимых фактов и аргументов.

Для того чтобы развить это умение, необходимо создавать такие условия, которые позволят детям осознавать, как работает текст, как он строится, как автор использует различные средства выразительности для передачи смысла. Важно, чтобы учащиеся учились задавать вопросы по прочитанному тексту, выдвигать гипотезы и искать ответы.

На уроках в начальной школе учитель должен использовать разнообразные методы и приемы, направленные на развитие читательских умений. Основной акцент должен быть сделан на осознанное, вдумчивое чтение, которое помогает детям глубже понять и интерпретировать текст. Рассмотрим некоторые эффективные методы.

1. Чтение с проговариванием и анализом текста

Один из самых эффективных методов развития читательских умений — это чтение с проговариванием. В процессе чтения учащиеся не только сами произносят слова, но и комментируют текст, делая паузы, чтобы обсудить ключевые моменты.

Пример: Учитель читает с детьми текст о животных. После каждого абзаца дети отвечают на вопросы: «Что нового ты узнал?», «Какое животное тебе понравилось больше всего и почему?» В процессе такого чтения дети начинают осознавать важные моменты текста, активно обсуждают содержание и формируют умение выделять главное.

2. Использование схем и таблиц для анализа текста

Для того чтобы дети научились воспринимать информацию в структурированном виде, полезно использовать схемы, таблицы, карты. Это помогает учащимся не только организовывать информацию, но и облегчает процесс анализа прочитанного текста.

Пример: После чтения текста учащимся предлагается составить таблицу, в которой они могут выделить основные события, персонажей и их характеристики, а также причины событий. Этот метод способствует лучшему усвоению материала и помогает детям понять, как различается основное и второстепенное в тексте.

3. Создание вопросов по прочитанному тексту

Одним из способов углубленного анализа текста является создание вопросов, которые помогают не только проверить понимание текста, но и учат детей задавать правильные, конструктивные вопросы. Важно, чтобы вопросы не ограничивались только фактами, но и требовали от учащихся размышлений и интерпретации.

Пример: После прочтения сказки учитель может предложить ученикам вопросы типа: «Как бы ты поступил на месте героя?», «Что было бы, если бы он поступил иначе?», «Как ты думаешь, что хотел сказать автор?» Такие вопросы развивают критическое мышление и позволяют ученикам глубже проникнуть в содержание текста.

4. Чтение с выделением ключевых слов и фраз

Для того чтобы научить детей ориентироваться в тексте, можно предложить учащимся выделять ключевые слова и фразы, которые содержат основную мысль текста. Это помогает не только в процессе анализа, но и в развитии умения понимать текст на более глубоком уровне.

Пример: Учитель читает с детьми рассказ о природе и предлагает им выделить слова, которые описывают разные природные явления (дождь, солнце, туман и т.д.). После чтения дети могут обсудить, какие слова помогли лучше понять атмосферу текста.

5. Разнообразие текстовых жанров

Для развития читательских умений важно знакомить детей с различными жанрами текста. Чтение различных типов текстов (рассказов, стихов, загадок, диалогов, сказок и т.д.) помогает развивать разнообразные аспекты читательских умений. Это способствует не только расширению кругозора детей, но и улучшению способности к восприятию разных форм повествования.

Пример: Учитель может предложить детям прочитать стихотворение, а затем рассказ, в котором используется аналогичная тема. Это помогает детям научиться видеть общие черты в разных жанрах и различать особенности их структуры.

В заключение можно отметить, что развитие читательских умений в начальной школе является важной частью образовательного процесса, поскольку именно на этом этапе формируются основы осознанного восприятия и анализа текста. Важно, чтобы учитель использовал разнообразные методы, которые помогут детям не только научиться читать, но и глубоко понимать прочитанное, выделять основную мысль, анализировать информацию и применять ее в различных ситуациях. Мотивация и интерес к чтению играют ключевую роль в этом процессе, поэтому важно создавать такие условия, которые будут способствовать формированию у детей любви к чтению и развитию их читательских компетенций.

Список литературы

Авдеева А.В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А.В. Авдеева, М.В.

Молькова

. // Молодой ученый. – 2015. – №22.1 (102.1). – С. 44–46.

Александрова С. Э. Функциональная читательская грамотность младших школьников: проблемы и пути решения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023.

Пуршева

Е. Г. Формирование осознанности чтения у младших школьников / Е. Г.

Пуршева

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 362-365. —

URL

:

https

://

moluch

.

ru

/

archive

/236/54748/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×