Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие читательского интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности | Князева Лидия Афанасьевна. Работа №343460

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития читательского интереса у младших школьников. В условиях современных образовательных реалий наблюдается снижение интереса детей к чтению. В статье рассматриваются методы и подходы к формированию читательского интереса как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Также уделяется внимание роли родителей и педагогов в этой важной задаче, приводятся примеры эффективных практик, способствующих увлечению чтением.

Ключевые слова: читательский интерес, младшие школьники, учебная деятельность, внеучебная деятельность, методы работы, чтение, воспитание.

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Князева Лидия Афанасьевна, учитель начальных классов

МБОУ "Куракинская СОШ", Параньгинский район , Республика Марий Эл

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития читательского интереса у младших школьников. В условиях современных образовательных реалий наблюдается снижение интереса детей к чтению. В статье рассматриваются методы и подходы к формированию читательского интереса как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Также уделяется внимание роли родителей и педагогов в этой важной задаче, приводятся примеры эффективных практик, способствующих увлечению чтением.

Ключевые слова: читательский интерес, младшие школьники, учебная деятельность, внеучебная деятельность, методы работы, чтение, воспитание.

Чтение — одна из основополагающих компетенций, формирующих личность ребенка и его участие в образовательном процессе. Однако в последние годы наблюдается снижение интереса детей к книгам, что может иметь серьезные последствия как для их учебной успешности, так и для личностного развития. Поэтому особенно актуальна проблема активизации читательского интереса младших школьников. В этой статье мы рассмотрим методы и стратегии, способствующие формированию положительного отношения к чтению.

Чтение развивает не только языковые навыки, но и критическое мышление, воображение, эмоциональный интеллект. Интерес к чтению способствует улучшению восприятия учебного материала и формирует устойчивую мотивацию к обучению. Кроме того, чтение является важным инструментом для развития социальных и культурных ценностей у детей.

Развитие читательского интереса у младших школьников зависит семейной среды. Семья играет ключевую роль в формировании отношения ребенка к чтению. Наличие книг в доме, совместное чтение с родителями, обсуждение прочитанного — все эти моменты способствуют развитию интереса к литературе.

Учителя начальных классов должны обладать современными методами работы с текстом и уметь привлекать внимание детей к книге. Гибкое использование различных подходов и форм работы с детьми обеспечивает более эффективное развитие читательского интереса.

Важным аспектом является не только наличие книг, но и их разнообразие. Учащиеся должны иметь возможность выбирать литературу на основе своих собственных интересов.

Методы развития читательского интереса в учебной деятельности.

Интерактивные методики, такие как групповые обсуждения, мастер-классы и ролевые игры, помогают создать активную учебную среду. Например, после прочтения книги можно провести драматизацию, где ученики вживаются в роли персонажей.

Проектная форма обучения позволяет соединить чтение с реальной практикой. Разработка проектов, связанных с темами книг, стимулирует интерес к чтению и позволяет глубже осмыслить прочитанное.

Организация литературных встреч, где ученики могут делиться впечатлениями о прочитанных книгах, создает дружескую атмосферу и формирует у детей желание читать больше.

Современные образовательные технологии, такие как электронные книги, аудиокниги и онлайн ресурсы, расширяют доступ к литературе и делают процесс чтения более увлекательным.

Внеучебные формы работы по развитию читательского интереса.

Это литературные кружки. Создание литературного кружка в школе может стать отличной платформой для обсуждения книг, встречи с писателями, проведения творческих конкурсов и викторин.

Это проведение конкурсов и акций. Конкурсы на лучшее чтение или написание рецензии на книгу, акции по привлечению внимания к библиотекам могут повысить интерес к чтению.

Это чтение в семье. Участие родителей в развитии читательского интереса имеет огромное значение. Проведение семейных чтений, обсуждение книг, а также совместное участие в литературных мероприятиях способствуют формированию читательской культуры в семье.

Использование онлайн-библиотек, где дети могут находить и читать книги, а также участвовать в форумах и обсуждениях, позволяет поддерживать интерес к чтению на высоком уровне.

Учителя играют ключевую роль в том, чтобы вдохновить детей на чтение. Они должны не только обучать, но и мотивировать, используя разные подходы и стратегии. Родители, в свою очередь, должны быть активными участниками этого процесса — они могут читать вместе с детьми, обсуждать прочитанное и поощрять их к выбору литературы.

Развитие читательского интереса у младших школьников — это комплексная задача, требующая совместных усилий учителей, родителей и общества в целом. Использование разнообразных методов и подходов как в учебной, так и во внеучебной деятельности может значительно повысить привлекательность чтения для детей. Создание условий для любознательности и стремления к знаниям делает чтение не только полезным, но и увлекательным занятием для каждого ребенка.

Список литературы

Бучнева, Г. А. Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе / Г. А. Бучнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 702-705. — URL:

https://moluch.ru/archive/148/41476/

Иванова М. К. Формирование интереса к чтению у дошкольников в условиях взаимодействия доу и библиотеки // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №77-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-interesa-k-chteniyu-u-doshkolnikov-v-usloviyah-vzaimodeystviya-dou-i-biblioteki

Милюгина Е.Г. Читательский кругозор младших школьников: проблема дефиниции и диагностики // Нижегородское образование. 2019. №4.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×