Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие читательского интереса младших школьников через разнообразные формы деятельности | Евстафьева Олеся Викторовна. Работа №344647. Номер работы: №344647

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются способы формирования и развития читательского интереса у младших школьников. Раскрываются основные формы и методы работы, способствующие активизации интереса к чтению, расширению кругозора и вовлечению детей в процесс осознанного чтения. В статье подчеркивается значимость разнообразия форм деятельности в образовательном процессе и роль учителя в создании условий, при которых чтение становится увлекательным и познавательным для учеников. Приведены примеры использования игровых, творческих и исследовательских заданий, а также формы внеурочной работы, направленные на развитие читательской культуры у детей.

Ключевые слова: читательский интерес, младшие школьники, чтение, формы деятельности, начальная школа, творческие задания, познавательная активность, внеклассная работа.

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Евстафьева Олеся Викторовна, учитель начальных классов

МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 6 

 

Аннотация: В статье рассматриваются способы формирования и развития читательского интереса у младших школьников. Раскрываются основные формы и методы работы, способствующие активизации интереса к чтению, расширению кругозора и вовлечению детей в процесс осознанного чтения. В статье подчеркивается значимость разнообразия форм деятельности в образовательном процессе и роль учителя в создании условий, при которых чтение становится увлекательным и познавательным для учеников. Приведены примеры использования игровых, творческих и исследовательских заданий, а также формы внеурочной работы, направленные на развитие читательской культуры у детей.

Ключевые слова: читательский интерес, младшие школьники, чтение, формы деятельности, начальная школа, творческие задания, познавательная активность, внеклассная работа.

 

Чтение играет важную роль в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии ребёнка. Особенно значимо его влияние в младшем школьном возрасте, когда формируются базовые учебные навыки и интересы. Однако далеко не все младшие школьники изначально проявляют сильный интерес к книгам. В условиях развития цифровых технологий и доступности разнообразных развлечений задача учителя начальной школы – пробудить у детей интерес к чтению, сформировать у них привычку обращаться к книгам как источнику знаний и удовольствия. Для этого важно использовать разнообразные формы деятельности, которые сделают процесс чтения привлекательным и увлекательным для детей.

Одним из ключевых методов развития читательского интереса является создание положительного эмоционального фона вокруг книги. Это можно достигнуть через включение элементов игры в процесс работы с текстами. Игровые формы деятельности активно вовлекают младших школьников в учебный процесс, делая его более интересным и динамичным. Например, учитель может организовать инсценировки по прочитанным произведениям, игры на составление рассказов или викторины по содержанию книг. Такие занятия позволяют не только глубже изучить текст, но и развивают творческие способности детей, их воображение и умение работать в команде.

Одним из интересных методов является организация литературных марафонов или конкурсов, где ученики могут соревноваться в количестве прочитанных книг или в знании произведений классиков детской литературы. Важно, чтобы такие мероприятия не превращались в соревнования ради победы, а мотивировали детей к самопознанию и открытию новых горизонтов через чтение. Примером такого подхода может быть конкурс «Читающая семья», где участие принимают и родители, что помогает укрепить семейные связи и формировать культуру чтения в домашних условиях.

Важную роль в развитии читательского интереса играют творческие задания, связанные с прочитанными произведениями. Одним из эффективных способов является создание детьми собственных иллюстраций к текстам, написание продолжений или альтернативных концовок произведений. Это помогает младшим школьникам активнее погружаться в сюжет книги, думать о мотивах персонажей, развивает их логическое мышление и фантазию. Творческие задания, связанные с книгами, побуждают ребёнка глубже вникать в содержание и эмоционально переживать события, описанные в произведении.

Кроме того, активному развитию интереса к чтению способствует коллективное обсуждение прочитанных книг. Уроки литературного чтения, организованные в форме диалога, позволяют ученикам обмениваться впечатлениями, учат выражать своё мнение и развивают навыки анализа текста. Важно, чтобы учитель создавал условия для того, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя уверенно, мог свободно высказываться и обсуждать не только сюжет, но и те мысли и чувства, которые возникли у него при чтении. Это развивает критическое мышление и помогает детям осознавать значение прочитанных произведений в их жизни.

Для поддержки читательского интереса полезно также организовать книжные выставки или мини-библиотеки прямо в классе. Размещение книг на видном месте и регулярное пополнение новыми произведениями создаёт атмосферу, способствующую тому, чтобы дети самостоятельно брали книги для чтения. Учитель может регулярно проводить «минуты чтения», когда каждый ребёнок рассказывает о том, какую книгу он читает, делится своими впечатлениями и рекомендует её одноклассникам. Такие мероприятия стимулируют не только желание читать, но и навыки самопрезентации, уверенность в своих суждениях.

Не стоит забывать и о роли внеклассных мероприятий. Организация тематических встреч с писателями, участие в книжных ярмарках, посещение библиотек создают живую связь между ребёнком и миром книг. Важно, чтобы такие мероприятия были не просто ознакомительными, а вовлекающими детей в активное участие. Например, можно организовать экскурсию в библиотеку, во время которой дети смогут не только ознакомиться с её фондами, но и поучаствовать в литературных квестах или мастер-классах по созданию книжных закладок, мини-комиксов по мотивам любимых книг.

Включение современных технологий также может стать эффективным инструментом для развития читательского интереса. Использование интерактивных книг, аудиокниг или чтение с электронных устройств может привлечь внимание тех детей, которые предпочитают цифровые формы информации. Учителю важно показать, что чтение в любом формате является ценным и полезным занятием. При этом стоит уделить внимание тому, чтобы чтение с экрана не заменяло полноценного знакомства с печатными книгами, а лишь дополняло его, расширяя горизонты восприятия текста.

Необходимо отметить, что важную роль в развитии читательского интереса играют родители. Учитель может проводить родительские собрания, посвященные вопросам поддержки интереса к чтению в семье, рекомендовать книги для совместного чтения с детьми. Регулярное чтение вслух в кругу семьи или обсуждение книг с родителями помогает детям осознать ценность книги и формирует культуру чтения с раннего возраста.

Таким образом, развитие читательского интереса у младших школьников – это многогранный и системный процесс, требующий активного участия учителя, родителей и самих детей. Успех в этом направлении возможен при использовании разнообразных форм деятельности, которые будут способствовать погружению ребёнка в мир литературы, развитию его творческих и аналитических способностей, формированию устойчивого интереса к чтению. Учителю важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и задача педагога – найти подход, который позволит каждому ученику открыть для себя увлекательный мир книг.

 

Список литературы

 

Белькова, А. Е. Методические способы формирование читательского интереса / А. Е. Белькова, П. А.

Чубак

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1663-1666.

Сундеева

Л

.

А

.

М

етодические аспекты развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста // Поволжский педагогический вестник. 2021. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-razvitiya-

chitatelskogo-interesa-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.09.2024).

Хоменко Е.В. Нестандартные уроки литературного чтения в системе формирования читательского интереса младших школьников // Гуманитарная парадигма. 2019. № 2(9). С. 71-79.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×