Развитие читательской грамотности на уроках истории | Джантыг Муратовна Кинечева. Работа №310719
Развитие читательской грамотности на уроках истории
Кинечева Джантыг Муратовна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №9» а.Уляп
Красногвардейского района
Что мы понимаем под функциональной грамотностью? Это способность человека применять полученные знания для решения различных жизненных задач и нормального функционирования личности в социальных реалиях. История как предмет позволяет формировать и развивать практически все виды функциональной грамотности. Даже математическую грамотность вполне возможно развивать на уроках истории. Однако в повседневной практике чаще всего на уроке истории речь идет о формировании читательской грамотности обучающихся.
Основным элементом функциональной грамотности, которая может быть сформирована в рамках предмета «История» является -читательская грамотность, которая выступает базой функциональной грамотности. Под читательской грамотностью понимается способность к чтению и пониманию текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных, учебно-практических задач в повседневной жизни.
-Для успешной работы над формированием читательской грамотности необходимо ряд условий:
-Знать теорию вопроса
-Знать уровень читательской грамотности обучающихся;
-Владеть и использовать разные способы работы с текстом (технология продуктивного чтения, стратегии работы с текстом, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». технология «Смыслового чтения» и т.д.)
-Работать с разными типами текстов на уроках и внеурочных занятиях;
-Для эффективной организации самостоятельней работы с текстом, использовать графические организаторы (таблицы, схемы, закладки и т.д.)
-Оценивать читательскую грамотность обучающихся для коррекции своей работы;
-Создавать банки заданий для формирования и оценивания читательской грамотности
Читательская грамотность-способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Усвоение предмета истории невозможно без навыков читательской грамотности. Ведь основной массив информации ученику представлен в письменном виде. Это и материалы учебника, и исторические источники, и научные статьи.
В нашей практике достойно закрепились технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления и другие комплексы методов и приемов, помогающие обучающимся «научиться читать». Классическими приемами работы с текстом служат учителю такие виды зданий, как: отметить верные и неверные утверждения по прочитанному фрагменту, выбрать отрывки текста, указывающие на явную или неявную информацию, сопоставить различные данные, ответить на вопросы по тексту.
Какие еще приемы работы с письменной информацией мы можем применять на уроках истории? На мой взгляд, всегда интересны задания с иллюстрациями. Например, планируя работу с тем или иным текстовым материалом, учитель подбирает несколько исторических иллюстраций. После прочтения текста, ученикам предлагается выбрать ту иллюстрацию, которая больше других отражает содержание источника с последующим объяснением своей позиции. Например, во время изучения темы «Северная война» мы обязательно уделяем внимание роли Санкт-Петербурга, среди прочего, как опорного пункта России на северо-западе. Ребятам был предложен отрывок текст.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией. Уметь находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, перекладывать на собственный опыт.
Таким образом, используя текстовые материалы различной формы, контекстные знания, внетекстовые компоненты темы, а при возможности, и социальный опыт обучающихся в совокупности, учитель может формировать и развивать читательскую грамотность на уроках истории. Однако не следует забывать, что умение читать и понимать прочитанное переходит в функциональную грамотность тогда, когда ученик применяет этот навык для решения каких-либо задач. Как этого добиться? Здесь на помощь учителю приходит классическое проблемное обучение. Часто при изучение той или иной темы учитель ставит некую проблему. Если он использует при этом задания на формирование читательской грамотности, то он помогает ученикам научиться использовать грамотное чтение как инструмент решения задач не только на уроке, но и в жизни.
Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
При работе с текстовым материалом у обучающихся формируются умения, связанных с анализом и пониманием текстов –«компетентность чтения» или «компетентность понимания».
Методические приемы:
-Подобрать примеры, раскрывающие основные идеи текста;
-Составить логическую схему на основе ключевых извлечений из текста;
-Преобразовать цифровую информацию, данную в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;
-Восстановить поврежденный текст.
Примеры заданий:
1. Попеременное чтение. Чтение по очереди по абзацам. Задача слушающих- задавать вопросы читающему, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
2.Чтение с остановками.
2.1 Чтение первой части текста.
2.2Беседа о прочитанном и предположение о том, что
будет дальше.
2.3 Чтение второй части.
2.4 Беседа о прочитанном и т.д.
Примеры заданий:
История Древнего мира – 5 класс
1.Составьте перечень терминов, которые начинаются на букву А: (Аттика, Афины, Арес, ареопаг, архонты, агора, амфора…)
2. Составьте рассказ от имени путешественника в Египет, в Спарту, очевидца олимпийских игр…(на основе нового материала).
3. Прочитайте приведенный текст (отрывок из легенды, исторического источника) и определите, к какой из изученных тем он относится.
Подведем итог Формирование читательской грамотности необходимо на каждом уроке истории и обществознания, через организацию работы с документами, картами, учебными текстами. Только систематическая работа на уроках, а также во внеурочной деятельности, может привести к достижению положительных результатов.
Список литературы:
Васильева Ю. В. Функциональная грамотность и оценка качества образования // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. 2022. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/03/23/statya-funktsionalnaya-gramotnost (дата обращения: 15.10.2022)
Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника? //Просвещение. 2020. URL: https://prosv.ru/news/show/5747.html (дата обращения 15.10.2022)
Крылова О. В. Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать // Контур школа. 2022. URL: https://school.kontur.ru/publications/2374 (дата обращения: 27.09.2022)
Кудрявцева, Т.Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории/Т.Ю.Кудрявцева.
Развитие читательской грамотности на уроках истории
Кинечева Джантыг Муратовна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №9» а.Уляп
Красногвардейского района
Что мы понимаем под функциональной грамотностью? Это способность человека применять полученные знания для решения различных жизненных задач и нормального функционирования личности в социальных реалиях. История как предмет позволяет формировать и развивать практически все виды функциональной грамотности. Даже математическую грамотность вполне возможно развивать на уроках истории. Однако в повседневной практике чаще всего на уроке истории речь идет о формировании читательской грамотности обучающихся.
Основным элементом функциональной грамотности, которая может быть сформирована в рамках предмета «История» является -читательская грамотность, которая выступает базой функциональной грамотности. Под читательской грамотностью понимается способность к чтению и пониманию текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных, учебно-практических задач в повседневной жизни.
-Для успешной работы над формированием читательской грамотности необходимо ряд условий:
-Знать теорию вопроса
-Знать уровень читательской грамотности обучающихся;
-Владеть и использовать разные способы работы с текстом (технология продуктивного чтения, стратегии работы с текстом, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». технология «Смыслового чтения» и т.д.)
-Работать с разными типами текстов на уроках и внеурочных занятиях;
-Для эффективной организации самостоятельней работы с текстом, использовать графические организаторы (таблицы, схемы, закладки и т.д.)
-Оценивать читательскую грамотность обучающихся для коррекции своей работы;
-Создавать банки заданий для формирования и оценивания читательской грамотности
Читательская грамотность-способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Усвоение предмета истории невозможно без навыков читательской грамотности. Ведь основной массив информации ученику представлен в письменном виде. Это и материалы учебника, и исторические источники, и научные статьи.
В нашей практике достойно закрепились технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления и другие комплексы методов и приемов, помогающие обучающимся «научиться читать». Классическими приемами работы с текстом служат учителю такие виды зданий, как: отметить верные и неверные утверждения по прочитанному фрагменту, выбрать отрывки текста, указывающие на явную или неявную информацию, сопоставить различные данные, ответить на вопросы по тексту.
Какие еще приемы работы с письменной информацией мы можем применять на уроках истории? На мой взгляд, всегда интересны задания с иллюстрациями. Например, планируя работу с тем или иным текстовым материалом, учитель подбирает несколько исторических иллюстраций. После прочтения текста, ученикам предлагается выбрать ту иллюстрацию, которая больше других отражает содержание источника с последующим объяснением своей позиции. Например, во время изучения темы «Северная война» мы обязательно уделяем внимание роли Санкт-Петербурга, среди прочего, как опорного пункта России на северо-западе. Ребятам был предложен отрывок текст.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией. Уметь находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, перекладывать на собственный опыт.
Таким образом, используя текстовые материалы различной формы, контекстные знания, внетекстовые компоненты темы, а при возможности, и социальный опыт обучающихся в совокупности, учитель может формировать и развивать читательскую грамотность на уроках истории. Однако не следует забывать, что умение читать и понимать прочитанное переходит в функциональную грамотность тогда, когда ученик применяет этот навык для решения каких-либо задач. Как этого добиться? Здесь на помощь учителю приходит классическое проблемное обучение. Часто при изучение той или иной темы учитель ставит некую проблему. Если он использует при этом задания на формирование читательской грамотности, то он помогает ученикам научиться использовать грамотное чтение как инструмент решения задач не только на уроке, но и в жизни.
Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
При работе с текстовым материалом у обучающихся формируются умения, связанных с анализом и пониманием текстов –«компетентность чтения» или «компетентность понимания».
Методические приемы:
-Подобрать примеры, раскрывающие основные идеи текста;
-Составить логическую схему на основе ключевых извлечений из текста;
-Преобразовать цифровую информацию, данную в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;
-Восстановить поврежденный текст.
Примеры заданий:
1. Попеременное чтение. Чтение по очереди по абзацам. Задача слушающих- задавать вопросы читающему, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
2.Чтение с остановками.
2.1 Чтение первой части текста.
2.2Беседа о прочитанном и предположение о том, что
будет дальше.
2.3 Чтение второй части.
2.4 Беседа о прочитанном и т.д.
Примеры заданий:
История Древнего мира – 5 класс
1.Составьте перечень терминов, которые начинаются на букву А: (Аттика, Афины, Арес, ареопаг, архонты, агора, амфора…)
2. Составьте рассказ от имени путешественника в Египет, в Спарту, очевидца олимпийских игр…(на основе нового материала).
3. Прочитайте приведенный текст (отрывок из легенды, исторического источника) и определите, к какой из изученных тем он относится.
Подведем итог Формирование читательской грамотности необходимо на каждом уроке истории и обществознания, через организацию работы с документами, картами, учебными текстами. Только систематическая работа на уроках, а также во внеурочной деятельности, может привести к достижению положительных результатов.
Список литературы:
Васильева Ю. В. Функциональная грамотность и оценка качества образования // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. 2022. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/03/23/statya-funktsionalnaya-gramotnost (дата обращения: 15.10.2022)
Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника? //Просвещение. 2020. URL: https://prosv.ru/news/show/5747.html (дата обращения 15.10.2022)
Крылова О. В. Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать // Контур школа. 2022. URL: https://school.kontur.ru/publications/2374 (дата обращения: 27.09.2022)
Кудрявцева, Т.Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории/Т.Ю.Кудрявцева.