Развитие читательской грамотности на уроках математики в начальной школе. | Колкова Алия Алимжановна . Работа №340534
В настоящее время одной из целей образования становится развитие функциональной грамотности и, прежде всего, читательской грамотности.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Слайд 1. Тема доклада: Развитие читательской грамотности на уроках математики в начальной школе
В настоящее время одной из целей образования становится развитие функциональной грамотности и, прежде всего, читательской грамотности.
Слайд 2. На слайде представлены связи читательских умений.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Слайд 3. Вспомните ту часть урока, когда вы даете классу задание для самостоятельной работы. Как часто учащиеся задают вам уточняющие вопросы к, казалось бы, достаточно понятному заданию? И все равно при проверке работ бывает, что ученики не до конца поняли учебную задачу.
Читательская грамотность формируется на всех уроках, в том числе, и на математике, особенно при работе с текстовыми задачами.
Слайд 4. Рассмотрим примеры заданий для урока математики, направленные на развитие читательской грамотности.
Допиши единицы измерений (на основе прочитанного выбрать подходящие единицы площади, длины и других величин)
Площадь школьного пенала 180
Длина дорожки 50
Площадь кухни 12
Высота окна 145
Длина гвоздя 100
Высота дома 16
Слайд 5. Минутка чтения на этапе устного счета(нужно прочитать текст и найти ключевые слова. Такое задание можно предложить при изучении темы «Площадь», «Деление многозначных чисел»).
Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.
Слайд 6. Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся описывают заданную тему. Следующие утверждения можно дать до и после изучения темы «Угол. Виды углов»
До
После
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
Угол – это геометрическая фигура
Угол состоит из двух прямых линий
Бывают углы острые и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Бывает прямой угол
Острый угол - это угол, который меньше прямого
Слайд 7.Тексты, с которыми встречается ученик на уроках математики – не художественные тексты. Работа над ними ведется в двух направлениях:
- Работа с объяснительным текстом учебника;
- Работа с текстом при решении задач.
Второе направление рассмотрим подробнее.
Слайд 8. Текстовые задачи относятся к наиболее сложным для овладения учащимися. Для их решения необходимо тщательное прочтение предлагаемого текста.
Чтобы чтение стало осмысленным, его сопровождают дополнительным заданием, например,
выбор ключевых слов,
формулировк
а
вопросов к задаче
,
прием перевода текстовой задачи в таблицу, схему,
графическую модель и наоборот,
цветовая маркировка
,
когда
в ходе
анализа задачи
условными обозначениями отмечаются данные и вопрос задачи,
н
апример,
з
еленой ручкой подчёркиваем, что
дано,
красной – что надо найти
.
Работа над текстом задачи имеет и творческий характер: придумать дополнительный вопрос, изменить вопрос или условие, составить обратную задачу.
Слайд 9. Рассмотрим несколько примеров заданий
Составление таблицы по тексту задачи
Учащиеся читают задачу с большим количеством данных.
1. Готовясь к путешествию, Незнайка закупил 10 л кока-колы, 5 л лимонада и 10 л фанты. Винтик и Шпунтик вместе купили 13 л лимонада, 3 л кока-колы и 10 л фанты. Торопыжка – 6 л фанты, 11 – кока-колы и 12 – лимонада. Поэт Цветик – 20 л фанты, 2 л кока-колы и 4 л лимонада.
Слайд 10. По тексту задачи составляют таблицу. Вопросы к задаче формулируют сами ученики.
Кока-кола, л
Лимонад, л
Фанта, л
Незнайка
10
5
10
Винтик и Шпунтик
3
13
10
Торопыжка
11
12
6
Цветик
2
4
20
Слайд 11. Решение задач-расчетов по данным таблицы
2. В городском парке имеется пять аттракционов: карусель, колесо обозрения, автодром, «Ромашка» и «Весёлый тир». В какую сумму обойдется семье Феди посещение двух самых дорогих аттракционов?
Сведения о стоимости билетов представлены в таблице.
Видбилета
Названиеаттракциона
Стоимость(руб.)
1
«Весёлыйтир»
250
2
Карусель
150
3
Автодром
200
4
«Ромашка»
100
5
Колесообозрения
300
Слайд 12
3. В следующих заданиях используется прием «обогащенная задача». Решая предметные задачи, мы включаем в них дополнительный материал – культурологический, краеведческий, межпредметный.
Перед выполнением задания учащимся предлагается текст о футбольной экипировке.
Футбольная экипировка
Футболисты играют на поле вспециальной обуви–бутсах. Гетры для футболиста–не просто элемент стиля, а обязательная часть футбольной формы. Чтобы избежать травм, спортсмены используют специальные накладки под гетры для зашиты ног–щитки. Они смягчают удары и падения.
Слайд 13 На слайде показана первая часть задания.
Тренер школьной команды футболистов для организации летних тренировок провел опрос, чтобы узнать, есть у спортсменов предметы экипировки: бутсы и щитки. Результаты опроса представлены в таблице №1.
Таблица № 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Бутсы
+
-
+
+
-
+
-
-
+
-
+
Щитки
-
+
+
-
+
+
+
+
-
+
+
Слайд 14. На основании этой таблицы необходимо заполнить таблицу №2, которая показывает, сколько спортсменов имеют бутсы, сколько–щитки, и сколько и то, и другое.
Таблица № 2
Количество спортсменов
Бутсы
Щитки
Бутсы и щитки
Слайд 15. На слайде показана вторая часть задания – выбор верных утверждений.
Вопрос 2.
1.У каждого спортсмена есть бутсы и щитки.
2.Еслиу спортсмена естьбутсы,тоунегонетщитков.
3.Укаждогоспортсменаестькакая-тоэкипировка.
4.Увсехспортсменовщитковбольше,чембутс.
Слайд 16 Выводы
Данные приёмы развивают в ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное.
Таким образом, давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность.