Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие читательской грамотности на уроках истории: работа с источниками и текстами | Русских Ольга Витальевна. Работа №348839

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к развитию читательской грамотности на уроках истории через работу с различными источниками и текстами. Подчеркивается важность формирования навыков критического чтения, анализа и интерпретации информации. Описываются практические примеры и задания, которые могут быть использованы учителем для повышения уровня читательской грамотности у учеников, что в свою очередь способствует более глубокому пониманию исторических событий и явлений.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки истории, работа с источниками, текстовый анализ, критическое мышление.

Развитие читательской грамотности на уроках истории: работа с источниками и текстами

 

Русских Ольга Витальевна, учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г.о. «Александровск-Сахалинского района»

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к развитию читательской грамотности на уроках истории через работу с различными источниками и текстами. Подчеркивается важность формирования навыков критического чтения, анализа и интерпретации информации. Описываются практические примеры и задания, которые могут быть использованы учителем для повышения уровня читательской грамотности у учеников, что в свою очередь способствует более глубокому пониманию исторических событий и явлений.

Ключевые слова: читательская грамотность, уроки истории, работа с источниками, текстовый анализ, критическое мышление.

 

Развитие читательской грамотности на уроках истории становится всё более актуальным в условиях современного образования. Учитывая информационную насыщенность окружающего мира, ученики должны не только уметь читать, но и критически анализировать, интерпретировать и обрабатывать информацию из различных источников. Уроки истории предоставляют уникальную возможность для формирования этих навыков, поскольку они предполагают работу с текстами разного рода: от научных статей и учебников до первоисточников и архивных документов. Читательская грамотность на уроках истории включает в себя способность не только понимать текст, но и извлекать из него важные исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи и формировать собственное мнение на основе прочитанного.

Одним из ключевых аспектов развития читательской грамотности является работа с первоисточниками. Это могут быть письма, дневники, официальные документы или газетные статьи, написанные в период изучаемого события. Ученики, анализируя первоисточники, не просто учатся извлекать информацию, но и осваивают методы исторического исследования, что позволяет им более глубоко понять контекст событий. Например, изучая документ, связанный с какой-либо исторической катастрофой, учитель может задать вопрос ученикам: «Каково мнение автора о происходящем и какие факторы, по его мнению, способствовали данной ситуации?» Это помогает учащимся развивать критическое мышление и формировать собственные выводы на основе первоисточников.

Для эффективной работы с текстами на уроках истории важно также внедрять разнообразные методы и приемы. Например, одним из них может быть метод «СОЧ» (Сравнить, Обсудить, Чтение). Сначала ученики сравнивают разные источники по одной и той же теме, обсуждая различия и сходства в интерпретации событий. Это способствует не только углублению понимания, но и развитию навыков анализа. Затем ученики читают тексты, выбирая ключевые моменты и формулируя на их основе вопросы, которые могли бы задать другим ученикам или учителю. Этот подход помогает не только активизировать мыслительную деятельность, но и способствует более активному вовлечению в процесс.

Еще одним эффективным приемом является создание «исторического проекта», где ученикам предлагается исследовать определенную тему, используя различные источники информации. Например, класс может быть разбит на группы, каждая из которых получает конкретный исторический вопрос для исследования. Одной группе может быть предложено изучить экономические причины Великой депрессии, другой — политические последствия, а третьей — социальные изменения, произошедшие в обществе в этот период. Каждая группа будет работать с разными источниками: научными статьями, документами того времени и даже воспоминаниями людей, переживших эти события. В конце исследования каждая группа представляет свои результаты, что позволяет создать общую картину изучаемого периода и развить навыки работы в команде.

Практическое применение этих методов на уроках истории позволяет не только развивать читательскую грамотность, но и значительно повысить интерес учеников к предмету. Например, работа с документами о каком-либо важном историческом событии может быть превращена в игру, где ученики выступают в роли историков, пытаясь определить, насколько достоверны разные источники. В этом случае учитель может задать вопросы: «Как вы думаете, этот источник надежен? Почему?», что подталкивает учеников к размышлениям о том, как предвзятость автора или его обстоятельства могут повлиять на изложение информации.

Совершенно очевидно, что обучение читательской грамотности — это не просто чтение текстов, но и целая система навыков, которые необходимо развивать. Важно также обращать внимание на разнообразие форматов текстов: от художественной литературы до научных работ, что способствует формированию более комплексного представления о предмете. Уроки истории могут включать в себя чтение исторических романов, что поможет учащимся увидеть человеческое измерение событий и лучше понять эмоциональную составляющую исторических процессов.

Работа с источниками и текстами также может быть дополнена использованием технологий. Например, современные образовательные платформы предлагают доступ к архивам, где можно найти оцифрованные исторические документы, что дает возможность учащимся работать с подлинными материалами из любого места. Учитель может организовать виртуальные экскурсии по историческим музеям или библиотекам, что будет способствовать еще большему интересу к истории.

Важным аспектом является и оценка читательской грамотности. Учитель может разрабатывать задания, которые будут включать как формальные, так и неформальные оценки. Например, ученики могут создавать портфолио, в котором соберут все выполненные работы с текстами, а затем представят свои находки в классе. Это позволит не только оценить уровень понимания материала, но и развить навыки публичного выступления и защиты своих точек зрения.

Таким образом, развитие читательской грамотности на уроках истории является необходимым элементом современного образовательного процесса. Работа с источниками и текстами позволяет формировать у учеников критическое мышление, навыки анализа и интерпретации информации, что является основой для глубокого понимания исторических событий. Внедрение разнообразных методов и приемов, таких как работа с первоисточниками, исторические проекты и использование технологий, помогает сделать уроки истории более увлекательными и продуктивными, что в свою очередь способствует формированию активных, мыслящих граждан, способных ориентироваться в сложном мире информации.

 

 

Список литературы

Алексеева Л.В.,

Хорошилова

А.А., Конышева И.И. О работе с документами на уроках истории: традиции и современность // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/o-rabote-s-dokumentami-na-urokah-istorii-traditsii-i-sovremennost

Кадралиева

М. А. Проблемы работы с документами на уроках истории как средства повышения качества знаний учащихся / М. А.

Кадралиева

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 511-513. — URL:

https://moluch.ru/archive/64/10109/

Татаренко А. А. Применение исторических источников на уроках, их классификация и значение / А. А. Татаренко. — Текст

:

непосредственный

// Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 60-62. — URL:

https://moluch.ru/archive/371/83254/

Щуринова

И. А. Работа учащихся с историческим текстом как диалог поколений и культур / И. А.

Щуринова

. — Текст

:

непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань

:

Бук, 2016. — С. 80-84. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11157/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×