Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие читательской грамотности в начальной школе как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся | Винник Марина Юрьевна. Работа №347268

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития читательской грамотности как важного компонента функциональной грамотности учащихся начальной школы. Читательская грамотность представляет собой способность понимать, интерпретировать и использовать письменные тексты в различных контекстах, что играет ключевую роль в образовательном процессе и формировании метапредметных компетенций. Автор акцентирует внимание на методах и приёмах, которые способствуют развитию читательской грамотности, а также анализирует их значимость в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Ключевые слова: читательская грамотность, функциональная грамотность, начальная школа, ФГОС, метапредметные компетенции, чтение.

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНОГО ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Винник Марина Юрьевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 20, п. Забойский

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития читательской грамотности как важного компонента функциональной грамотности учащихся начальной школы. Читательская грамотность представляет собой способность понимать, интерпретировать и использовать письменные тексты в различных контекстах, что играет ключевую роль в образовательном процессе и формировании метапредметных компетенций. Автор акцентирует внимание на методах и приёмах, которые способствуют развитию читательской грамотности, а также анализирует их значимость в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Ключевые слова: читательская грамотность, функциональная грамотность, начальная школа, ФГОС, метапредметные компетенции, чтение.

 

Развитие функциональной грамотности учащихся в начальной школе является одной из приоритетных задач современной образовательной системы. Функциональная грамотность включает в себя набор навыков и умений, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром, а читательская грамотность, как её важная составляющая, играет ключевую роль в этом процессе. В условиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) акцент делается на всестороннем развитии учащихся, их способности критически воспринимать информацию и использовать её в различных жизненных ситуациях, что требует системного подхода к развитию навыков чтения и анализа текста.

Читательская грамотность в начальной школе предполагает умение ребёнка не только бегло читать, но и глубоко понимать содержание текста, осмысленно взаимодействовать с ним, извлекать информацию и применять её для решения конкретных задач. Этот процесс включает несколько этапов: от понимания фактической информации до более сложных уровней работы с текстом, таких как интерпретация, анализ, синтез и критическая оценка. Важно, чтобы ребёнок мог не только воспроизводить прочитанный материал, но и осознавать его значение в более широком контексте.

Одним из ключевых элементов в развитии читательской грамотности является формирование интереса к чтению. Учителю необходимо создавать условия, в которых чтение становится для ребёнка не просто учебной обязанностью, но и увлекательным процессом. Важно, чтобы ребёнок воспринимал чтение как способ познания окружающего мира, возможность познакомиться с новыми идеями, взглядами и историями. Для этого следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, предлагая им разнообразные по содержанию и жанру тексты, которые будут соответствовать их интересам и уровню подготовки.

Важным аспектом работы с текстами является развитие навыков понимания и интерпретации прочитанного. Учитель должен активно использовать методы, которые способствуют углублению понимания текста, задавать вопросы, направленные на анализ содержания, побуждать учащихся делать выводы и формулировать собственные суждения. При этом важно учитывать, что для успешного развития читательской грамотности необходимо постепенно усложнять тексты и задания, расширяя кругозор учащихся и развивая их аналитические способности. Например, работа с литературными произведениями может быть дополнена заданиями на обсуждение моральных и этических вопросов, что стимулирует учащихся к более глубокому восприятию текста.

Не менее значимым является формирование у младших школьников навыков критического мышления при работе с текстовой информацией. В условиях современной информационной среды, насыщенной различными источниками данных, умение критически воспринимать текст становится необходимым для успешной адаптации в обществе. Учащимся важно научиться отличать факты от мнений, анализировать логику аргументации, оценивать достоверность источников. Учитель может предлагать задания, связанные с сопоставлением различных текстов, выявлением противоречий и обсуждением альтернативных точек зрения.

Развитие читательской грамотности также требует работы над умением структурировать и систематизировать информацию, что является важным навыком для успешного обучения в более старших классах. Учащимся необходимо научиться выделять ключевые идеи и тезисы, находить связи между отдельными частями текста, создавать собственные схемы и конспекты, которые помогут им лучше усваивать и запоминать материал. Учитель может предложить различные приёмы визуализации информации, такие как создание интеллект-карт, таблиц и диаграмм, которые способствуют более глубокому пониманию текста и облегчают его запоминание.

Особое внимание следует уделить интеграции читательской грамотности в учебный процесс на уроках русского языка и других предметах. Чтение и анализ текстов могут быть использованы не только на уроках литературы, но и в рамках работы с текстами учебных задач, объяснительных текстов в математике, естествознании и других дисциплинах. Это помогает учащимся осознавать важность чтения и понимания текста не только в гуманитарных, но и в научных и прикладных дисциплинах. Учитель должен формировать у учащихся межпредметные связи, показывая, как умение читать и анализировать текст помогает решать задачи в различных областях знаний.

Таким образом, развитие читательской грамотности в начальной школе — это многогранный процесс, который требует системного подхода и использования различных методик. Учитель начальных классов играет ключевую роль в формировании у детей интереса к чтению, навыков анализа и критического мышления, умения работать с текстовой информацией. В условиях ФГОС важно, чтобы обучение читательской грамотности было неотъемлемой частью образовательного процесса, способствующей всестороннему развитию учащихся и их успешной адаптации в информационном обществе.

 

Список литературы

1. Бойко Е. А. О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы / Е. А. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 125-126.

2. Формирование функциональной грамотности через учебную деятельность / О. В. Зотова, С. А. Калинина, М. Р. Низамова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 48-53.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×