Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие читательской грамотности в начальной школе | Емельянова Светлана Фарзавиевна. Работа №342540. Номер работы: №342540

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье обсуждается важность развития читательской грамотности у учащихся начальной школы как ключевого аспекта их общего образовательного процесса. Рассматриваются методы и подходы, способствующие формированию навыков понимания текста, критического мышления и активного чтения. Приводятся примеры упражнений и заданий, направленных на улучшение читательских умений, что помогает заложить прочную основу для дальнейшего успешного обучения.

Ключевые слова: читательская грамотность, начальная школа, навыки чтения, образовательные методики, развитие мышления, упражнения по чтению.

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Емельянова Светлана Фарзавиевна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ пгт.Смирных

Аннотация. В статье обсуждается важность развития читательской грамотности у учащихся начальной школы как ключевого аспекта их общего образовательного процесса. Рассматриваются методы и подходы, способствующие формированию навыков понимания текста, критического мышления и активного чтения. Приводятся примеры упражнений и заданий, направленных на улучшение читательских умений, что помогает заложить прочную основу для дальнейшего успешного обучения.

Ключевые слова: читательская грамотность, начальная школа, навыки чтения, образовательные методики, развитие мышления, упражнения по чтению.

Развитие читательской грамотности является одной из важнейших задач начальной школы. Умение понимать и осмысливать прочитанное — это базовый навык, который необходим для успешного освоения всех других школьных дисциплин. Читательская грамотность — это не просто навык чтения вслух или про себя, но и способность анализировать, интерпретировать и использовать информацию, полученную из текста. Формирование таких умений должно начинаться как можно раньше, поскольку именно в начальной школе закладываются основные навыки, которые будут сопровождать ребёнка в течение всей его образовательной жизни.

Читательская грамотность состоит из нескольких компонентов, среди которых ключевыми являются навыки декодирования текста, понимания прочитанного, критического анализа информации и применения её на практике. Один из важнейших аспектов — это умение детей не просто прочитать текст, но и понять его содержание. Проблемы с пониманием текста могут привести к трудностям в других предметных областях, поскольку многие задачи требуют умения интерпретировать текстовые инструкции или информацию.

Существует множество методов и подходов для развития читательской грамотности на начальном этапе обучения. Один из самых эффективных методов — это использование разнообразных текстов, которые включают как художественные, так и научно-популярные произведения. Важно предоставить детям возможность работать с текстами, которые отвечают их интересам и уровню подготовки. Например, при изучении животных можно предложить учащимся прочитать небольшой рассказ о жизни белки, а затем обсудить, что они узнали, какие новые слова встретили и как можно применить полученные знания. Такой подход не только увеличивает интерес к чтению, но и развивает навыки понимания и анализа текста.

Регулярное чтение с обсуждением содержания — ещё один метод, способствующий развитию читательской грамотности. Преподаватель или родитель могут задавать вопросы о том, что дети только что прочитали, побуждая их думать о смысле текста, о поведении персонажей и о возможных альтернативных действиях героев. Это помогает развивать аналитическое мышление и стимулирует интерес к осмыслению прочитанного. Например, после чтения сказки можно спросить у детей: «Почему главный герой поступил так, а не иначе?» или «Что могло бы произойти, если бы персонаж сделал другой выбор?». Такие вопросы учат детей размышлять над текстом и понимать его глубже.

Для успешного формирования читательской грамотности также важны упражнения, направленные на развитие способности извлекать ключевую информацию из текста. Это можно сделать через задания, в которых учащиеся выделяют основные события или идеи прочитанного произведения. Например, можно предложить детям составить краткий пересказ истории или нарисовать схему, отражающую главные события сюжета. Такие задания помогают детям лучше структурировать информацию и концентрироваться на её сути.

Эффективным подходом является также обучение критическому чтению. Это подразумевает не только понимание прочитанного, но и способность оценивать информацию, задавать вопросы о достоверности и обоснованности утверждений. Например, при чтении научно-популярных текстов можно предложить детям подумать, откуда взялись приведённые данные, и обсудить, как они могут проверить эти факты. Это учит детей осознанно подходить к информации, что является важным элементом читательской грамотности.

Для развития читательских навыков также полезно привлекать игровые формы работы с текстом. Например, можно проводить небольшие театрализованные представления по мотивам прочитанных рассказов, что помогает детям лучше запомнить содержание текста и погрузиться в атмосферу произведения. Игровые формы развивают не только понимание текста, но и творческие способности, навыки сотрудничества и самовыражения.

Особое внимание следует уделять работе с новыми словами и понятиями. Важно, чтобы дети не просто механически запоминали новые слова, но и понимали их значение в контексте. Для этого можно использовать различные словесные игры, кроссворды, карточки с новыми словами. Например, после чтения рассказа можно предложить детям подобрать синонимы к новым словам или составить с ними предложения. Это помогает расширять словарный запас и улучшать понимание прочитанного.

Таким образом, развитие читательской грамотности в начальной школе — это комплексный процесс, который требует систематической работы с разнообразными текстами, активного вовлечения детей в анализ и осмысление прочитанного, а также использования различных образовательных методик и подходов. Умение понимать и интерпретировать текст является важнейшим навыком, который закладывает основу для дальнейшего успешного обучения и развития.

Список литературы

Бальцевич, Ю.Н. Приемы и способы формирования читательской грамотности учащихся / Ю.Н. Бальцевич // Куляшоўскія чытанні : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, 18-19 апреля 2019 г. / под ред. Т.В. Мосейчук. – Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2020. – С. 377–380.

Мостова О. Н. Формирование читательской грамотности в начальной школе: учеб.-метод. пособие / О.Н. Мостова, Т.Б. Шило, О.З. Никитина; под ред. О.Н. Мостовой, А.Н. Кочановой. – СПб.: ЛОИРО, 2019. – 133 с.

Рябинина, Л.А. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт / Л.А. Рябинина, Т.Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. Т. 1, – № 4 (61). – С. 236–247.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X