Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Развитие чувства юмора у дошкольников средствами изобразительного искуства" | Мусаева Аксана Сагидиновна. Работа №285425

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мусаева Аксана Сагидиновна
В данной статье расскрывается важность чувства юмора у дошкольников, как целенаправленный процесс влияния на гармоничное развитие ребёнка в обществе.

Представлены виды изобразительного искусства, развивающие на мой взгляд, чувство юмора.

Хорошее чувство юмора- это инструмент, на помощь которого ребёнок может пологакться всю свою жизнь.

Дети с хорошим чувством юмора счастливее и оптимистичнее, они имеют более высокую самооценку и могут хорошо справляться со своей непохожестью на других.

Дети, которые умеют оценить юмор и поделиться смешным лучше принимаются сверсниками и лучше справляются с детскими сложностями. 

Мусаева Аксана Сагидиновна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 «Семицветик»

 

«Развитие чувства юмора у дошкольников средствами изобразительного искусства»

Аннотация: в статье раскрывается важность развития чувства юмора у дошкольников, как целенаправленный процесс влияния на гармоничное развитие ребёнка в обществе. Представлены виды произведений изобразительного искусства, развивающие на мой взгляд, чувство юмора.

 

Хорошее чувство юмора – это инструмент, на помощь которого ребенок сможет полагаться всю свою жизнь:

смотреть на вещи с разных сторон, а не только с самой очевидной

быть спонтанным

схватывать оригинальные идеи и мыслить нешаблонно

видеть не только то, что лежит на поверхности

наслаждаться смешными сторонами жизни и участвовать в них

не воспринимать себя слишком серьезно

Дети с хорошо развитым чувством юмора счастливее и оптимистичнее, они имеют более высокую самооценку и могут хорошо справляться со своей непохожестью на других. Дети, которые умеют оценить юмор и поделиться смешным, лучше принимаются сверстниками и лучше справляются с детскими сложностями – от переезда в новый город, до поддразнивания и досаждающих действий задир на детской площадке.

Изобразительное искусство -составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности, развитии чувств, в том числе и чувств юмора.

Развитие чувства юмора - это целенаправленный процесс формирования способности личности дошкольника к полноценному восприятию и правильному пониманию сатиры в искусстве и действительности.

Поскольку наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является изобразительная, поэтому наиболее целесообразно, на мой взгляд, развивать чувство юмора детей через указанный вид деятельности.

Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на чувстве юмора через использование юмористических произведений изобразительного искусства, дошкольник сможет создать свой собственный эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственном чувстве юмора и в чувстве юмора людей, которые его окружают.

В общеобразовательных дошкольных учреждениях занятия по изобразительному искусству являются частью учебно-воспитательного процесса.

Однако имеющиеся программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях, не отводят должную роль развитию чувства юмора своих воспитанников через произведения изобразительного искусства.

Поэтому данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения изобразительного искусства. В настоящей работе мы обобщаем накопленный теоретический и методический опыт отечественных исследователей в данной области.

Целью статьи является: показать, что развитие чувства юмора помогает разрядить напряженность и стресс ребёнка, а также побуждение к поиску новых интерпретаций ситуаций.

Л. Рубинштейн выделял три вида эмоциональной чувствительности. Первый уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности, когда чувство выражает состояние организма, находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. На этом уровне чувство является не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Ценность, качественный уровень этих чувств зависят от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Наконец, над предметными чувствами поднимаются более обобщенные чувства, как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.д.

Под чувством юмора подразумевается комплекс перцептивных, когнитивных, эмоциональных, физиологических и поведенческих процессов. Отсутствие чувства юмора может выступать объектом иронии

Чувство юмора дается человеку при рождении, но начинает проявляться и развивается в раннем детстве под влиянием окружающей среды, анекдотов и т. п. Отсутствие предпосылок для его развития приводит к формированию прямолинейного характера, человек с таким крайним типом личности может иметь проблемы в социальной адаптации.

Существуют исследования, в которых была предпринята попытка измерить чувство юмора у разных людей и связать его с другими характеристиками человека. Оценки чувства юмора производятся с точки зрения различных научных дисциплин, таких как лингвистика, социология, психология, антропология. Существует порядка сотни теорий юмора. Многие теории утверждают, что назначение юмора в том, чтобы согласно этим теориям, каждая шутка сопровождается нарастающим вниманием по мере ее изложения с последующей разрядкой, когда шутка высказана. Новые интерпретации возникают потому, что шутка показывает неожиданную ассоциацию несвязанных или даже конфликтующих обстоятельств. Некоторые теории утверждают, что юмор позволяет разрядиться агрессии. Однако во многих сообществах людей (солдаты на войне, милиция, уголовники, врачи) процветает особый юмор, иногда называемый чёрным.

Чувство юмора определяют, как способность человека видеть смешное в рассказе, окружении или ситуации. Выделяют также способность шутить. Это тенденция человека делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в каких-то ситуациях. Исследователи полагают, что юмор является физиологической защитной функцией.

В дошкольном возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение.

Чувство юмора, с одной стороны, являются индикатором состояния дошкольника, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Отличительной особенностью поведения ребенка дошкольного возраста является то, что он действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Они переменчивы, поэтому можно легко привлечь его внимание к какому-то действию, зачастую даже просто загадочной интонацией: «Вот что мы сейчас увидим!». Но удержать интерес детей к какому-либо делу длительное время в силу тех же причин трудно. Чувства и желания ребенка, несмотря на их неустойчивость, очень сильны, поэтому выражение чувств носит непосредственный, яркий характер: плач, смех, крик, хлопанье в ладоши, визг, агрессивные жесты, прыжки, то есть ребенок всем существом выражает свое переживание.

В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического детьми, в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений. Например, ребенок громко смеется, видя наряженную в платье танцующую дрессированную собачку или увидев на картинке изображение кошки со шляпой на голове.

Однако у ребенка очень мал жизненный опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто видит во всем только внешнюю сторону. Например, дети могут смеяться при виде упавшего пожилого человека, оказавшегося в необычном, несколько смешном положении. Задача взрослых должна заключаться не только в том, чтобы развивать у малыша радостные эмоции. Помимо этого, необходимо так воспитывать ребенка, чтобы ему были доступны и такие эмоции, как сострадание и огорчение при виде чужого несчастья, чувство стыда и вины за свой плохой поступок.

Маленькие дошкольники часто находятся в плену эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

Рассмотрим существующие виды произведений изобразительного искусства, развивающие, на мой взгляд, чувство юмора.

1.Карикатура (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать). Карикатура - это сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

Это жанр изобразительного искусства (обычно графики, но необязательно), являющийся основной формой изобразительной сатиры, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Современная карикатура - это, как правило, сатирический или юмористический рисунок, анекдот. По тематике различается: политическая карикатура, социальная, бытовая и т. д. Жанр карикатуры развивается во всем мире. Самые известные отечественные современные художники-карикатуристы Борис Ефимов и Виталий Песков [22, c. 34]. Близко с термином» Карикатура» связаны такие понятия как лубок, шарж, гротеск.

2. Лубо́к тАУ вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и емкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение [3, c. 24].

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (например, Кузнецов Андрей Тимофеевич). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

3. Шарж (фр. charge) тАУ разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели [26, c. 93].

4. Гротеск (фр. grotesque, - причудливый; комичный; итал. grottesco тАУ причудливый, итал. grotta тАУ грот, пещера) тАУ вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Издревле присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).

Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искаженных форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями [2, c. 92].

5. Книжная иллюстрация

Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду, развивающим чувство юмора, является иллюстрация, которая принадлежит графике.

Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А., - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.

С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова) [5, c. 37]. Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире.

Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка.

Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).


Использование юмористических произведений изобразительного искусства в образовательном процессе детского сада

В процессе занятий по изобразительному искусству в дошкольных общеобразовательных учреждениях должен учитываться юмористический компонент воспитательного процесса, формирующий у дошкольников чувство юмора, художественные чувства и вкус.

Юмористические произведения изобразительного искусства особенно сильное и незаменимое средство развития чувства юмора дошкольников. Волнуя и радуя ребенка, они заставляют его более пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни.

Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей сенсорной готовности, т. е. определенного уровня развития процессов восприятия [6, c. 65].

Постепенно воспринимая нотки сатиры в юмористических произведениях изобразительного искусства, впитывая от них разнообразные ощущения, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения.

Так, например, он отмечает, что веселому изображению на картине соответствует смех, приподнятое настроение.

Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Посмотрев на юмористические произведения изобразительного искусства, они оживленно вспоминают, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.

Отбирая для образовательного процесса в детском саду юмористические произведения, необходимо опираться на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого золотого фонда выполняет свое незаменимое назначение.

На наш взгляд, целесообразно использовать в образовательном процессе детского сада с целью развития чувства юмора дошкольников книжные иллюстрации юмористического характера.

Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе развития чувства юмора. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.

Рассматривание книжных иллюстраций широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, развитию чувства юмора, вызывает эмоциональный отклик на них. Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью развития чувства юмора, оживления, уточнения, обогащения сатирических представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть юмористические детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

Итак, книжная графика - один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста с целью развития чувства юмора.

Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к юмористическим произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность сатирического восприятия. Развивая чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

Направленность внимания на юмористическую выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их сатиризм. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних юмористических произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, вызывающие смех, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Занимаясь с дошкольниками, важно, прежде всего, привлечь их внимание к юмористической картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять юмористическое содержание картины.

Очень важно практиковать повторное рассматривание юмористических картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).

Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну юмористическую картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих юмористических впечатлений. В других случаях, когда у детей развито чувство юмора на достаточном уровне, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания. Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию юмористического содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.

В результате таких занятий у детей развивается юмористический интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки с юмористическими изображениями, где дети будут сами их выбирать.

Реформирование и модернизация системы дошкольного образования привели к изменению ее целей. Если раньше мы считали целью воспитание гармонически развитой личности, то сейчас личность должна быть компетентной и приспособленной к условиям среды.

Эта цель реализуется так же через задачи изобразительной деятельности. Они направлены на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества, а также развитие чувства юмора через практическую деятельность.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для будущего школьника, так же он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувства радости, удивления, способствует развитию чувства юмора.

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. А.Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства. В этот период первоначального фактического склада личности, период развития личностных механизмов поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта - единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×